26 августа 2016 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бредихин А.В.,
при секретаре Яковлевой Е.Ю.,
с участие:
помощника Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области - Канафьева М.В.,
представителя ответчика Ивановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2653/16 по исковому заявлению Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации к ФКУ Исправительная колония - <данные изъяты> ГУФСИН России по Самарской области о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКУ Исправительной колонии № ГУФСИН России по Самарской области, указав, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области неоднократно проводились проверки соблюдения законов в ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области, по результатам которых выявлялись нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения безопасности осужденных и сотрудников Уголовно-исполнительной системы, а также законодательства о пожарной безопасности. Так, проверкой проведенной в <данные изъяты>, выявлены следующие нарушения: в административном здании и двухэтажном общежитии, вопреки требованиям п. 61 ППР РФ, АУПС находится в неисправном состоянии. Швейный цех и училище не оборудованы системой автоматической противопожарной защиты в соответствии с их категорией по взрывопожарной и пожарной опасности, что нарушает требования ч.ч.1, 2, 3, 4 ст.5, п.п.1, 2 ч. 1 ст.6, ст. 83 Закона о требованиях пожарной безопасности. Также, в нарушение ст. 84 Закона о требованиях пожарной безопасности помещения указанного здания не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Администрацией ИК-28 длительное время не исполняется предписание от ДД.ММ.ГГГГ № отдела ГПН м.р. Волжский УГПН ГУ МЧС России по Самарской области в <данные изъяты> по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Наряду с этим, ранее в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой были проведены аналогические проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в связи с этим в адрес начальника <данные изъяты> и ГУФСИН России по Самарской области были вынесены представления с требования устранения выявленных нарушений закона, однако, администрацией <данные изъяты> исчерпывающие меры к устранению ранее выявленных нарушений требований законодательства не приняты, нарушения в полном объеме не устранены. Не соблюдение указанных требований закона нарушает право осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в <данные изъяты> на безопасность создает угрозу уничтожения или повреждения имущества расположенного на территории исправительного учреждения. Вышеуказанное нарушение до настоящего времени не устранено. Таким образом, администрацией ФКУ <данные изъяты> допускаются нарушения прав осужденных на соблюдение требований пожарной безопасности, что противоречит действующему уголовно-исполнительному законодательству. ФКУ ИК-28 является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - сотрудников, осужденных, состав которых постоянно меняется. Кроме этого в разное время в исправительном учреждении могут находиться сотрудники правоохранительных органов и иные лица, выполняющие свои профессиональные обязанности. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать администрацию ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Самарской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности: административное здание, 2-этажное общежитие, клуб оборудовать действующими автоматическими установками пожарной сигнализации; швейный цех и училище оборудовать системой автоматической противопожарной защиты и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В судебном заседании представителя истца - помощник прокурора Канафьев М.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Самарской области - Иванова Н.Н. заявленные исковые требования не признала, пояснила, что в соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренной ст. 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. ФКУ <данные изъяты> является казенным учреждением, источником финансирования деятельности которого являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством РФ. Казенное учреждение не вправе распоряжаться полученными доходами, все доходы, полученные учреждением, поступают в соответствующий бюджет, более того, казенное учреждение не имеет права получать кредиты (займы). Учреждение полностью зависит от средств соответствующего бюджета. ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № с ООО «<данные изъяты> о выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной сигнализации, что свидетельствует о предпринимаемых мерах, направленных на устранение нарушений. Просила в иске отказать.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 2 статьи 1 УИК РФ установлено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Статьёй 10 УИК РФ предусмотрено, что Р. Ф. уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1 Устава ФКУ Исправительная колония № ГУФСИН по Самарской области одной из целей деятельности учреждения является создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 2.5.1 вышеуказанного устава учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает условия содержания осужденных, пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения.
Согласно ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях. Аналогичные нормы, регламентирующие обеспечение безопасности осужденных; персонала исправительных учреждений закреплены в ст.ст. 10, 13, 82 УИК РФ.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 16 Закона о пожарной безопасности к одному из полномочий федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации - нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» является общим нормативно-правовым актом, регламентирующим правила противопожарного режима, а также содержащим требования пожарной безопасности, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон о требованиях пожарной безопасности) к одному из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия является устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии со ст. 91 Закона о требованиях пожарной безопасности, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения а управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими остановками пожарной сигнализации (далее - АУПС) и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений.
Судом установлено, что отделом государственного пожарного надзора муниципального района Волжский Самарской области Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по <адрес> в отношении ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Самарской области Самарской было вынесено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по <адрес> Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе, нарушений требований ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ФЗ «О пожарной безопасности», негативно влияющих на обеспечение безопасности сотрудников администрации и осужденных. Проверкой, проведенной Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что в отрядах <данные изъяты> автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии. В помещении воспитательной работы, в спальной секции отряда № на светильниках отсутствуют предусмотренные конструкцией плафоны светильников, крышки распаянных коробок узловых соединений электропроводки, на которой также имеются следы замыкания. В отряде № вместо фабричной крышки распаячной коробки используется самодельная, из горючего материала - пластиковой бутылки из-под продукта (питания. На светильниках в коридоре и спальной секции отряда отсутствуют предусмотренные конструкцией плафоны. В спальной секции отряда № электропроводка не уложена в кабель-канал. В отряде №, бригада № отсутствует запасный выход, пожарный гидрант отсутствует. В бригаде № в спальном помещении, а также комнате питания на светильниках отсутствуют предусмотренные конструкцией плафоны, на распаячных коробках отсутствуют крышки. В бригаде № в спальном помещении на светильниках отсутствуют плафоны, в коридоре имеется соединение электропроводки по временной схеме. В ходе обхода банно-прачечного комбината, в помещении прачечной на момент проверки неисправен плафон влагозащитного светильника. В помещении гладильни электропроводка выполнена по временной схеме, прибор учёта электроэнергии не работает. При обходе школы исправительного учреждения установлено, что в классе №, а также учительской на светильниках отсутствуют плафоны, на распаянных коробках нет крышек. Вопреки требованиям пожарной безопасности, электропроводка не уложена в кабель-каналы, с учётом того, что здание имеет деревянную конструкцию. При проверке штрафного изолятора установлено, что система звукового оповещения пожарной сигнализации неисправна. В отряде «карантин» пожарная сигнализация неисправна вовсе. В промышленной зоне исправительной колонии отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. В дежурной части, банно-прачечном комбинате, отряде «карантин», столовой, помещении швейного цеха необходима замена дверей на соответствующие по размерам.
ДД.ММ.ГГГГ Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях повторно проверено соблюдение требований законодательства РФ в деятельности ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области, а также фактическое устранение выявленных нарушений закона. Проверкой установлено, что ранее выявленные нарушения закона, регламентирующего право осужденных на пожарную безопасность до настоящего времени устранены не в полном объеме.
В связи с не устранением администрацией учреждения ранее выявленных нарушений, которые не принимаются должным образом во внимание, продолжают допускаться ДД.ММ.ГГГГ Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено представление об устранении нарушений законодательства РФ в деятельности ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области. Согласно которого, на момент проверки часть выявленных нарушений не устранена, а именно, в промышленной зоне отсутствует автоматическая пожарная сигнализация в отрядах №<данные изъяты> находится в неисправном состоянии; в помещении воспитательной работы, в спальной секции отряда № на светильниках отсутствуют предусмотренные конструкцией плафоны светильников; в дежурной части, банно-прачечном комбинате, отряде «карантин», столовой применяются двери не соответствующие по размерам.
Проверкой проведенной в <данные изъяты> выявлены следующие нарушения: в административном здании и двухэтажном общежитии, вопреки требованиям п. 61 Правил противопожарного режима, автоматическая установка пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии. Швейный цех и училище не оборудованы системой автоматической противопожарной защиты в соответствии с их категорией по взрывопожарной и пожарной опасности, что нарушает требования ч.ч.1, 2, 3, 4 ст.5, п.п.1, 2 ч. 1 ст.6, ст. 83 Закона о требованиях пожарной безопасности. Также, в нарушение ст. 84 Закона о требованиях пожарной безопасности помещения указанного здания не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, и сторонами не оспаривалось.
Обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУИК-<данные изъяты> ГУФСИН России по Самарской области.
Таким образом, судом установлено, что начальником ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области длительное время не выполняется возложенная на него законом обязанность соблюдать требования уголовно-исполнительного законодательства, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования прокурора, незаконно допускается бездействие, чем нарушается право неопределённого круга лиц, гарантированное ст. 89 УИК РФ.
Начальником ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Самарской области не принято эффективных мер, направленных на устранение вышеуказанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, нарушения до настоящего времени не устранены.
То обстоятельство, что только ДД.ММ.ГГГГ ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Самарской области заключен государственный контракт № с ООО «<данные изъяты> о выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной сигнализации, с учётом вышеизложенных установленных по делу обстоятельств, вопреки доводам ответчика, не свидетельствует о предпринимаемых должных мерах, направленных на устранение выявленных нарушений.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
УСТАНОВИЛ:
Исковые требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Обязать ФКУ Исправительная колония № ГУФСИН России по Самарской области» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно, административное здание, двухэтажное общежитие, клуб оборудовать действующими автоматическими установками пожарной сигнализации; швейный цех и училище оборудовать системой автоматической противопожарной защиты и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.08.2016 года.
Судья А.В. Бредихин