Дело №3-35/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Владимир 09 августа 2013 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Завьялова Д.А.
при секретаре Гаришине А.В..
с участием прокурора Ярцева Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Русанена А.А. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Октябрьского района г.Владимира, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, от 1 августа 2013 года №92 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16 А.А. Русанену» и о возложении обязанности на указанную избирательную комиссию зарегистрировать Русанена А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 9 июня 2013 года №165 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва на 8 сентября 2013 года.
1 августа 2013 года постановлением территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Октябрьского района г.Владимира №92, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва, Русанену А.А., выдвинутому региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16, отказано в регистрации.
Русанен А.А. обратился во Владимирский областной с вышеуказанным заявлением. Требования мотивировал тем, что основанием для отказа в регистрации явилось отсутствие по состоянию на 18 часов 24 июля 2013 года среди представленных им документов для уведомления о выдвижении и регистрации документа – сведения об изменениях, необходимого, по мнению избирательной комиссии, для регистрации кандидата в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года №10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее - Избирательный кодекс Владимирской области). Считал отказ в регистрации по данному основанию незаконным, поскольку избирательным законодательством Российской Федерации не установлено требования о предоставлении сведений об изменениях (равно как и об отсутствии изменений) в данных о кандидате, поэтому, по мнению заявителя, пункт 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области, в этой части, предусматривающий предоставление кандидатом для регистрации документа - сведения об изменениях, не соответствует федеральному законодательству и не подлежит применению. Указал, что основания отказа в регистрации кандидата перечислены в пунктах 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ). Этот перечень, по мнению Русанена А.А., является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Полагал, что оснований внесения каких-либо изменений в представленные им документы не имелось ещё и потому, что сведениями о каких-либо изменениях он не располагал и не располагает, соответственно, обязанности по представлению документа - сведения об изменениях, или по уведомлению комиссии иным образом - у него не возникло. Указал, что, таким образом, оспариваемым постановлением нарушено, в том числе его пассивное избирательное право, как кандидата в депутаты, выдвинутого избирательным объединением.
В судебном заседании Русанен А.А. поддержал заявленные требования в полном объёме.
Заинтересованные лица: ТИК Октябрьского района г.Владимира и Избирательная комиссия Владимирской области были извещены судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. От уполномоченного представителя обеих избирательных комиссий Образцова В.К., действующего по доверенностям, поступило в суд ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя названных избирательных комиссий и вынесения решения по данному делу на усмотрение суда.
Представитель регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области по доверенности Бехов А.В. просил удовлетворить требования Русанена А.А., по тем же основаниям, что и заявитель, отменить оспариваемое постановление ТИК Октябрьского района г.Владимира от 1 августа 2013 года №92, как незаконное и обязать названную избирательную комиссию зарегистрировать Русанена А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 260.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в суд лиц, участвующих по делу и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ТИК Октябрьского района Владимирской области, Избирательной комиссии Владимирской области.
Выслушав объяснения заявителя, представителя регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области, исследовав и оценив материалы дела, в их совокупности, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьёй 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (пункт 1).
В силу статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1).
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (пункт 2).
Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (пункт 3).
При проведении выборов, в том числе в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка (пункт 3.1).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ одним из оснований для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в статьях 28, 33 Избирательного кодекса Владимирской области.
Пункт 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области предусматривает, что для регистрации кандидатов списка кандидатов кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию одновременно не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов, наряду с другими документами, сведения об изменениях.
Приложением 16 к постановлению Избирательной комиссии Владимирской области от 7 июня 2013 года №95 «О Перечне и формах документов, представляемых при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва избирательными объединениями, кандидатами в Избирательную комиссию Владимирской области, окружные избирательные комиссии» установлена форма документа- сведения об изменениях, из которой следует, что в избирательную комиссию представляются, как сведения об изменениях в данных о кандидате в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области по одномандатному избирательному округу, так и сведения в случае отсутствия таких изменений.
Из материалов дела следует, что постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 14 мая 2013 года №59 на ТИК Октябрьского района Владимирской области возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №16 по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва (т.1, л.д.229-237).
19 июля 2013 года в ТИК Октябрьского района г.Владимира от Русанена А.А., выдвинутого региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области, поступило заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16 со всеми приложенными к нему документами, которые были необходимы в соответствии с требованиями пунктов 2,3,3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, что следует из копии подтверждения получения документов от кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу №10, представленному в суд ТИК Октябрьского района г.Владимира и копиями самих документов, перечисленных в этом подтверждении (т.1, л.д.43-56,59-121).
Из копии подтверждения получения документов от кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу №16 и копий самих документов, перечисленных в этом подтверждении, представленных в суд ТИК Октябрьского района г.Владимира, видно, что 24 июля 2013 года в 16 часов 25 минут, то есть до истечения срока предоставления документов для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу (не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов), от Русанена А.А. были приняты названной избирательной комиссией: первый финансовый отчёт о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата; документ об учёте поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; справка, выданная филиалом Сбербанка России, об оставшихся на специальном избирательном счёте избирательного фонда кандидата денежных средствах; справка о реквизитах специального избирательного счёта (т.1, л.д.35-42).
1 августа 2013 года ТИК Октябрьского района г.Владимира было принято постановление №92 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16 А.А.Русанену», со ссылкой на то, что на момент окончания приема документов для выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва (24 июля 2013 года на 18 часов) среди представленных Русаненом А.А. документов для уведомления о выдвижении и регистрации отсутствовал документ, необходимый для регистрации кандидата в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области – сведения об изменениях, что в силу подпункта «в» пункта 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области является основанием для отказа в регистрации кандидата (т.1, л.д.25,26).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела заявитель Русанен А.А. настаивал на том, что с момента уведомления избирательной комиссии о своём выдвижении каких-либо изменений в сведениях о нём, как кандидате в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16, не произошло, доказательств обратного материалы дела не содержат и судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит в выводу, что в данном случае установленная законом обязанность по представлению сведений об изменениях в данных о кандидате у Русанена А.А. не возникла.
Что касается обязанности по представлению документа, подтверждающего отсутствие изменений в данных о кандидате, то суд обращает внимание на то, что ни Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, ни Избирательным кодексом Владимирской области такой обязанности не предусмотрено.
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, содержащихся в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и в пункте 23.1 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Приложение №16 к постановлению Избирательной комиссии Владимирской области от 7 июня 2013 года №95 «О Перечне и формах документов, представляемых при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва избирательными объединениями, кандидатами в Избирательную комиссию Владимирской области, окружные избирательные комиссии», предусматривающее форму документа - сведения об изменениях, указывающее на возможность представления в избирательную комиссию, в том числе сведений об отсутствии изменений в данных о кандидате в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области по одномандатному избирательному округу, не является законом, нарушение требований которого влечёт за собой отказ в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва.
При таких обстоятельствах законных оснований для отказа Русанену А.А. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16 у ТИК Октябрьского района Владимирской области не было, поэтому принятое этой комиссией оспариваемое постановление подлежит отмене, с возложением на ТИК Октябрьского района Владимирской области обязанности зарегистрировать заявителя в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу №16.
Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 1 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ №92 «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №16 ░.░. ░░░░░░░░»
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №16 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №16.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░