РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 января 2021 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при секретаре Шленской А.А.,
с участием административного истца (в режиме видеоконференцсвязи) Емец С.А.,
представителя административного ответчика Колюшевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Емец С.А. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Карелия о признании действий незаконными,
установил:
Емец С.А., уточнив в ходе рассмотрения дела требования, обратился с иском к административному ответчику по тем основаниям, что 06.10.2020 по прибытию в ФКУ СИЗО-2 в ходе личного досмотра у него были изъяты личные вещи: УК РФ, УПК РФ, которые в дальнейшем были сданы на склад. На его просьбу выдать на руки указанные кодексы был получен отказ. Полагает, что имеет право пользоваться федеральным законодательством России без ограничений, реализуя, таким образом, свои права на защиту и справедливый суд. Кроме того, указанные кодексы не входят в Перечень запрещенных предметов. Предоставленная лицам, содержащимся в ФКУ СИЗО-2, возможность пользоваться литературой из библиотеки СИЗО, а также право на приобретение периодической печати являются дополнительными правами и не могут влечь за собой запрет иметь при себе и пользоваться личными кодексами. На основании изложенного просит: признать действия административного ответчика в части запрета пользоваться изъятыми и помещенными на личные вещи федеральными законами, а именно, УК РФ, УПК РФ; обязать административного ответчика разрешить ему иметь при себе и пользоваться указанными кодексами.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал. Пояснил, что в соответствии с ПВР СИЗО в следственном изоляторе действует режим, обеспечение которого возложено на администрацию. В соответствии с п.п. 23-25 ПВР СИЗО обвиняемые, поступившие в СИЗО, подвергаются полному личному обыску, а их личные вещи – досмотру, которые проводятся с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу. К запрещенным к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми относятся предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, а также не включенные в Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение № 2). Указанным Приложением № 2 разрешено иметь при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации прав. Данные документы не конкретизированы. В соответствии со ст. 17 ФЗ № 103 подозреваемые и обвиняемые имеют право хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми. Однако, право пользования литературой учреждения является правом, а не обязанностью. УК РФ, УПК РФ являются копиями федеральных законов, т.е. документами, содержащими правоустанавливающие нормы. Никакой опасности данные ФЗ не представляют, орудиями не являются. Это документы, которые касаются прав и законных интересов. Не имеет значения форма записей, главное, чтобы они были на бумажном носителе. Не обязательно данные документы должны быть выполнены в рукописном варианте, могут быть выполнены и машинописным способом. Во время нахождения в СИЗО-2 он обращался с заявлениями о выдаче УК РФ, УПК РФ из библиотеки СИЗО, но ему редко удавалось их получить, кроме того, кодексы выдавались на камеру, в которой содержалось 10 человек. Он желает пользоваться своими кодексами, в которых им сделаны пометки, закладки, это личные индивидуальные вещи, другими вещами ему пользоваться неприятно. Полагает, что вправе пользоваться кодексами, когда захочет, делать пометки и подготавливаться к защите.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснили, что что Емец С.А. содержался в СИЗО-2 в соответствии с ФЗ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также с ПВР СИЗО. По прибытию Емец С.А. в СИЗО-2 у него были изъяты и переданы для дальнейшего хранения на склад УК РФ и УПК РФ, поскольку хранение подозреваемыми и обвиняемыми данных кодексов при себе ПВР СИЗО не предусмотрено. При этом, Емец С.А. неоднократно обращался к администрации СИЗО с заявлениями о выдаче из библиотеки СИЗО УК РФ и УПК РФ, которые были предоставлены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Емец С.А. с 06.10.2020 по 09.12.2020 содержался в ФКУ СИЗО-2.
06.10.2020 по прибытию в ФКУ СИЗО-2 в отношении Емец С.А. был проведен полный личный обыск, в ходе которого были изъяты и переданы для дальнейшего хранения на склад печатные издания, а именно, УК РФ и УПК РФ, как не входящие в Перечень допустимых к хранению предметов, утв. ПВР СИЗО.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 г. № 248-О).
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11, ч. 6 ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право: хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (п. 6); пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми (п. 13).
В соответствии со ст. 4 УИК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
В следственном изоляторе действуют Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 № 189 (далее – ПВР СИЗО).
Приложением № 2 к ПВР СИЗО установлен Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету.
В указанный Перечень включены: литература и издания периодической печати из библиотеки СИЗО либо приобретенные через администрацию СИЗО в торговой сети, за исключением материалов экстремистского, эротического и порнографического содержания; документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации их прав и законных интересов.
УК РФ и УПК РФ являются кодифицированными нормативными актами, действие которых распространяется на неопределенный круг лиц, в связи с чем, данные кодексы не обладают признаками разрешенных к хранению документов, предусмотренных Приложением № 2 к ПВР СИЗО.
Предметы и вещи, не предусмотренные настоящим Перечнем, являются запрещенными.
При этом, право административного истца на ознакомление, изучение и пользованием УК РФ и УПК РФ, на подготовку к защите в рамках уголовного дела было обеспечено администрацией исправительного учреждения в соответствии с требованиями ПВР СИЗО путем предоставления указанных кодексов из библиотеки СИЗО.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Указанной совокупности обстоятельств в рассматриваемом деле не установлено, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Емец С.А..
Поскольку требование об обязании административного ответчика разрешить иметь при себе спорные нормативные акты является способом восстановления нарушенного права, учитывая, что судом отказано в удовлетворении требований о признании действий незаконными в указанной части, данное требование также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Емец С.А. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 2 УФСИН России по Республике Карелия о признании действий незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Тугорева
Мотивированное решение составлено 22.01.2021.