Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2018 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы
в составе председательствующего судьи Москаленко М.С.,
при секретаре Ситкевич Е.О.,
с участием представителя ответчика Серокурова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-40/18 по административному иску Егорычева А***А*** к ГУ МВД России по Московской области об обязании исключить сведения из базы данных,
У С Т А Н О В И Л :
Егорычев А.А. обратился в суд с заявлением к ГУ МВД России по Московской области об обязании исключить сведения из базы данных.
В обоснование заявления указал, что 17.07.2017 г. им был направлен запрос в УМВД России по Архангельской области с целью получения сведений о наличии (отсутствии) судимости. 22.07.2017 г. получена справка, в которой указано, что в ГУ МВД по Московской области содержатся сведения о наличии возбужденного уголовного дела 10.04.1995 г. Егорьевским ОВД Московской области по ч.1 прим.7 ст. 162 УК РСФСР ***; сведений о принятом решении нет.
По пояснению Егорычева А.А. к уголовной ответственности он никогда не привлекался, в связи чем просит признать внесенные сведения недействительными и обязать ответчика исключить сведения из базы данных.
Административный истец Егорычев А.А. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Московской области - Серокуров И.В. в судебное заседание явился, требования не признал по доводам, изложенным в возражениях, просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица - ОМВД России городскому округу Егорьевск в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит следующему.
В силу ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Согласно ст. 5 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, персональные данные, подвергающиеся автоматизированной обработке: собираются и обрабатываются на справедливой и законной основе; хранятся для определенных и законных целей и не используются иным образом, несовместимым с этими целями; являются адекватными, относящимися к делу и не чрезмерными для целей их хранения; являются точными и, когда это необходимо, обновляются; сохраняются в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных, не дольше, чем это требуется для целей хранения этих данных.
Персональные данные, касающиеся расовой принадлежности, политических взглядов или религиозных или других убеждений, а также персональные данные, касающиеся здоровья или половой жизни, не могут подвергаться автоматизированной обработке, если внутреннее законодательство не устанавливает соответствующих гарантий. Это положение действует также в отношении персональных данных, касающихся судимости (ст.6 Конвенции).
В судебном заседании установлено, что 21.11.2017 г. истцу Егорычеву А.А. выдана справка ИЦ УМВД России по Архангельской области, из которой следует, что 10.04.1995 г. Егорьевским ОВД по Московской области в отношении Егорычева А.А. возбуждено уголовное дело *** по ч.1 ст.162-7 УК РСФСР; сведений о принятом решении нет.
Как следует из ответа ГУ МВД по Московской области от 01.11.2017 г. следует, что в базе данных ИЦ в отношении Егорычева А.А., ***г.р. имеются сведения об уголовном преследовании в 1995 г. Егорьевскимм следственным отделением Московской области по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.162-7 УК РСФСР, уголовное дело ***; решения нет.
Из ответа ОМВД России по городскому округу Егорьевск Московской области от 02.11.2017 г. следует, что документы о расследовании уголовного дела ***, возбужденному в 1995 г. в отношении Егорычева А.А. были уничтожены, ввиду истечения срока хранения на основании Приказа МВД России от 30.06.2012 г. N655 "Об утверждении Перечня документов образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения".
Суд считает, что требования истца о признании сведений недействительными об уголовном преследовании не подлежат удовлетворению, поскольку статьей 43 «Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений» утвержденного Приказом Генпрокуратуры России №39, предусмотрено, что снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора, чего в отношении Егорычева А.А. не имеется.
Сведения в базу данных Информационного центра ГУ в отношении Егорычева А.А. были внесены на законных основаниях и их исключение не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).
Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций (ч.1 ст .8 ФЗ «О полиции»).
Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (ч.2 ст.8 ФЗ «О полиции»).
В соответствии со ст. 17 ФЗ от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Внесение в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах подвергающихся уголовному преследованию за совершение преступления.
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденное приказом МВД России и Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2005 г. N 39/1070 определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
В силу пп. 27, 28 Положения учету подлежит каждое преступление, по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям и основаниями учета преступлений являются: постановление о возбуждении уголовного дела, в том числе и постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее не учтенному преступлению.
Пунктом 2 Типового положения об информационном центре МВД России (далее - ИЦ), утвержденного Приказом МВД России от 28 марта 2002 г. N 288, ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией и т.д. ИЦ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе настоящим Типовым положением.
К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации.
Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
В соответствии с пп. 15.1, 15.2 Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ, утвержденного Приказом МВД России от 9 июля 2007 г. N 612ДСП, в оперативно-справочных учетах ГИАЦ и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости; сроки хранения учетных документов: на осужденных независимо от срока и вида наказания - до достижения ими 80 летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости; на лиц, привлекавшихся к качестве обвиняемых, уголовные дела, в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям - 25 лет со дня прекращения дела.
Таким образом, сведения в отношении Егорычева А.А. были внесены в базы данных на законных основаниях, носят достоверный характер и подлежат длительному хранению, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Изготовление справок о наличии (отсутствии) судимости осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденного приказом МВД России от 7 ноября 2011 года № 1121 (далее - «Административный регламент»). В соответствии с пунктом 74.3 Административного регламента в графе «имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации» при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости. В соответствии с внесенными изменениями приказом МВД России от 19 февраля 2015 года № 263 в справку не предусмотрено внесение информации о погашении судимости согласно ст. 86 УК РФ.
Доводы заявителя о том, что к уголовной ответственности он не привлекался, приговор в отношении него судом не принимался, правового значения для рассмотрения дела не имеют, поскольку суд, рассматривающий настоящий иск о внесении сведений в ИЦ об уголовном преследовании, проверяет законность внесения сведений в базы данных.
Не установив в ходе судебного разбирательства нарушений со стороны административного ответчика действующего законодательства, фактов нарушения им прав истца, а также создания каких - либо препятствий в реализации прав и свобод заявителя, суд не находит оснований для удовлетворения рассматриваемого заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░*** ░*** ░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ : ░.░. ░░░░░░░░░░
5