Дело № 2-1250/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 23 марта 2016 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Бурмистровой Н.А.,
с участием:
представителя истца Ковалева А.Ю.
по доверенности от 19.03.2016г. Коржовой Г.Н.,
представителя ответчика ОАО «ЗЖБИК»
по доверенности от 02.11.2015г. Шестакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева <данные изъяты> к Открытому акционерному обществу «Завод железобетонных изделий и конструкций» о взыскании выплаты при увольнении, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Ковалев А.Ю. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Завод железобетонных изделий и конструкций» (ОАО «ЗЖБИК»), в котором просит взыскать с ответчика в его пользу задолженность по выплате заработной платы при увольнении в размере 36 142 рубля 91 копейка, денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы в размере 334 рубля 25 копеек, а всего 36 477 рублей 16 копеек, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 14.06.2013г. между ОАО «ЗЖБИК» и Ковалевым А.Ю. был заключен трудовой договор №230/13. Согласно п.1 данного трудового договора Ковалев А.Ю. был принят на работу в строительный участок №4 строительно-монтажного управления на должность подсобного рабочего 2 разряда. В соответствии с п.9 заключенного договора должностной оклад работника составил 9 500 рублей. 12.07.2013г. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 14.06.2013г. №230/13, в соответствии с условиями которого работник был переведен на должность монтажника пазогребневых перегородок с тарифной (часовой) ставкой 60,57 рублей. 05.11.2014г. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 14.06.2013г. №230/13, согласно которому Ковалев А.Ю. был вновь переведен на должность подсобного рабочего 2 разряда, должностной оклад истца составил 9 975 рублей. Также дополнительным соглашением от 05.11.2014г. были установлены иные выплаты, предусмотренные локальными актами, действующими в организации работодателя. 04.02.2016г. Ковалев А.Ю. был уволен по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ. В день увольнения Ковалев А.Ю. ОАО «ЗЖБИК» должно было выплатить ему денежную сумму в размере 36 142 рубля 91 копейка, причитающуюся истцу на основании расчетного листка за февраль 2016г. Однако указанную сумму истец от работодателя не получил. Денежная компенсация за нарушение срока выплат при увольнении истца на день подачи настоящего искового заявления (29.02.2016г.) составляет 334 рубля 25 копеек. Не выплачивая истцу заработную плату при увольнении ответчик ставит его в затруднительное материальное положение, заставляет переживать и унизительно себя чувствовать, практически «выпрашивая» заработанные им деньги. В связи с этим, ответчик своими действиями причиняет истцу значительный моральный вред. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также отсутствие каких-либо уважительных причин для неисполнения ответчиком своих обязательств перед истцом по выплате заработной платы и расчета при увольнении, истец оценивает причиненный ответчиком моральный вред в размере 15 000 рублей.
Истец Ковалев А.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом и своевременно. О причинах неявки суд не уведомил, обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца Ковалева А.Ю. по доверенности Коржова Г.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО «ЗЖБИК» по доверенности Шестаков И.В. в судебном заседании пояснил, что задолженность по заработной плате в размере 36 142 рубля 91копейка имеется. Однако, размер компенсации морального вреда является завышенным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно положений ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
В судебном заседании установлено, что с 14.06.2013г. по 04.02.2016г. истец Ковалев А.Ю. работал в Открытом акционерном обществе «Завод Железобетонных изделий и конструкций» подсобным рабочим 2 разряда и монтажником пазогребневых перегородок, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 11-12).
На основании приказа от 04 февраля 2016 года № 373к был уволен по собственному желанию.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ, при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Согласно расчетному листу за февраль 2016 года задолженность перед работником Ковалевым А.Ю. составляет 36 142 рубля 91 копейка (л.д. 6).
Представитель истца Ковалева А.Ю. по доверенности Коржова Г.Н. в судебном заседании пояснила, что до настоящего времени ответчиком ОАО «ЗЖБИК» вышеуказанная задолженность перед истцом не погашена.
Названные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не опровергнуты.
Представитель ответчика Шестаков И.В. в судебном заседании пояснил, что задолженность по заработной плате в размере 36 142 рубля 91 копейка имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ОАО «ЗЖБИК», как работодатель в нарушение трудового законодательства ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по выплате сотрудникам заработной платы, и считает требования истца о взыскании задолженности по заработной плате в размере 36 142 рубля 91 копейка обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
С учетом вышеизложенного, суд взыскивает с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за просрочку в выплате заработной платы за период с 05.02.2016 года по 29.02.2016 года в размере 334 рубля 25 копеек.
Расчёт денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы представленный истцом, судом проверен и признается правильным, поскольку он не содержит арифметических ошибок и соответствует обстоятельствам дела.
Требования Ковалева А.Ю. в части компенсации морального вреда суд находит обоснованными, поскольку статья 237 Трудового Кодекса РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора – судом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Необходимо также учитывать требования ст. 1101 ГК РФ, предусматривающей, что компенсация морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а так же степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера денежной компенсации морального вреда должны учитываться обстоятельства дела, материальное положение сторон, а также требования разумности и справедливости.
К условиям, влекущим применение компенсации морального вреда, относятся противоправные действия, наличие самого морального вреда, причинная связь между противоправным поведением и моральным вредом, вина нарушителя.
Учитывая, что несвоевременность и неполнота выплаты заработной платы в течение длительного периода является существенным нарушением трудовых прав Ковалева А.Ю., последний имеет право на возмещение морального вреда.
Однако размер возмещения морального вреда, заявленный истцом, суд считает завышенным и с учетом обстоятельств дела определяет размер возмещения в размере 5 000 рублей, которые и взыскивает в пользу истца.
В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец Ковалев А.Ю. на основании закона был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу пунктов 1,10 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;
10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.
Цена настоящего иска составляет 36 477,16 (36 142,91 + 334,25).
В силу ч. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина по данному иску составляет 1 294 рубля.
Кроме того, истцом были заявлены требования о компенсации морального вреда, которые являются требованиями нематериального характера. В силу ч. 3 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина составляет 300 руб.
При таких обстоятельствах, поскольку истец Ковалев А.Ю. на основании закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, и решение суда состоялось в его пользу, то с ответчика ОАО «ЗЖБИК» суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в размере 1 594 рубля (1 294+300).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ковалева <данные изъяты> к Открытому акционерному обществу «Завод железобетонных изделий и конструкций» о взыскании выплаты при увольнении, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий и конструкций» в пользу Ковалева <данные изъяты> сумму задолженности по заработной плате в размере 36 142 рубля 91 копейка, денежную компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере 334 рубля 25 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ковалева <данные изъяты> к Открытому акционерному обществу «Завод железобетонных изделий и конструкций» о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Завод железобетонных изделий и конструкций» в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 1 594 рубля.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья подпись В.Ф. Лазаренко
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2016 года.
Судья подпись В.Ф. Лазаренко