Дело № 2а-888/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2016 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретаре Гришиной П.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-888/16 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска к Осипову И.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Ульяновска обратилась в суд с административным иском к Осипову И.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование административных исковых требований указано, что Осипову И.А. принадлежат транспортные средства, в связи с чем, ответчик должен был оплатить транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год. Налоговое уведомление направлялось в адрес административного ответчика почтой, но в сроки, указанные в уведомлении, налог не оплачен. За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В адрес административного ответчика было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пеней в сумме 46 рублей 25 копеек. Поскольку по требованию административным ответчиком оплаты не произведено, сумма задолженности составляет по пеням 46 рублей 25 копеек. В соответствии с абз. 2, 3 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается за счёт имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок, взыскать с ответчика указанную сумму налога и пеней.
Данное административное дело рассматривается без проведения устного разбирательства, в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административные дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обязательными платежами признаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Как следует из статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Осипов И.А. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Железнодорожному району.
Осипову И.А. принадлежат транспортные средства, в связи с чем, ответчик должен был оплатить транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу статьи 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из смысла ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области», принятого Законодательным собранием Ульяновской области 30 августа 2007 года, отчетными периодами для налогоплательщиков налога, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
В статье 2 указанного Закона установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом и в этом случае считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Налоговое уведомление в материалы дела не представлено.
За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику были начислены пени.
В связи с неуплатой налога ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска в адрес административного ответчика было направлено требование № 46826 от 19.04.2012 г. об уплате пеней в сумме 46 рублей 25 копеек.
Согласно частям 1,2 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на 2012г.) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1500 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 1500 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Учитывая, что срок исполнения требования, направленного административному ответчику, установлен до ДД.ММ.ГГГГ, а иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, то срок подачи административного искового заявления ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска пропущен.
Доказательств уважительности пропуска указанного срока в суд не представлено. Внутренние организационные проблемы налогового органа не могут являться уважительными причинами пропуска пропущенного процессуального срока.
Своевременность подачи искового заявления зависела исключительно от волеизъявления истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами субъективного и объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию истцом конституционного права на судебную защиту в срок, установленный ст. 48 НК РФ.
Кроме того, сведения об отправке налогового уведомления административному ответчику суду не представлены.
Из имеющихся в материалах дела служебной записки начальника отдела общего обеспечения ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска и акта № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что почтовые реестры отправки уведомлений об уплате заказной корреспонденции за 2011, 2012 года, а именно: реестры отправки уведомлений об уплате имущественных налогов физическим лицам и требований об уплате недоимки по налогам, сборам, пени и штрафам, выделены к уничтожению как не имеющие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение документы фонда ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска.
Таким образом, документы, подтверждающие отправку налогового уведомления в адрес административного ответчика, ИФНС России по Железнодорожному району г.Ульяновска не представлены, а вышеуказанные служебная записка и акт о выделении к уничтожению не являются подтверждением данного факта.
Поскольку налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица, при соблюдении обязательного предварительного порядка направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налога, при соблюдении вышеуказанных условий, установленных Налоговым кодексом РФ, а данный порядок не соблюден, требования административного истца к ответчику о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ульяновска к Осипову И.А. о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.А. Сычёва