Решение по делу № 2-6788/2013 ~ М-6369/2013 от 19.09.2013

Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Судья Советского районного суда <адрес> Махатилова П.А., с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ к ООО «Управляющая компания-7» об обязании ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета в многоквартирных домах «а», 42 «а», 49 «а» по <адрес>, и №42, 46 по пр.И.Шамиля <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания-7» об обязании ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета в многоквартирных домах «а», 42 «а», 49 «а» по <адрес>, и №42, 46 по пр.И.Шамиля <адрес>, указывая, что Прокуратурой города в соответствии с п.6 плана работы на 2 полугодие 2013 г. проведена проверка исполнения федерального законодательства при реализации адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

В рамках реализации на территории <адрес> республиканской адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в <адрес>», утвержденной Постановлениями Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №178, 08.07.2011г. и от 16.03.2012г. ООО «Управляющая компания- 7» с привлечением подрядной организации организовало проведение капитального ремонта в обслуживаемых Обществом многоквартирных домах «а», 42 «а», 49 «а» по <адрес>, и №42, 46 по пр.И.Шамиля <адрес>,

Установлено, что ООО «Управляющая компания-7», в силу того, что является управляющей организацией, с которой заключены договора управления вышеуказанными многоквартирными домами, должна была обеспечить проведение мероприятий по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета.

Однако, проверка показала, что мероприятия по вводу в эксплуатацию установленных при капитальном ремонте данных многоквартирных домов коллективных (общедомовых ) приборов учета не проведены, начисление платежей за поставляемые в эти многоквартирные дома коммунальные ресурсы (электричество, вода, газ, тепловая энергия) производится без учета показаний коллективных (общедомовых) приборов.

В соответствии с пунктом 3.2. статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирных домов обязательно должен включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей воды и холодной воды, электрической энергии, газа), и узлов управления и регулирования потребления указанных коммунальных ресурсов в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

С целью осуществления такого учета согласно ч.5 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, «к» общему имуществу отнесены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил).

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого «по» показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 307 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с пере­рывами, превышающими установленную продолжительность. Действие указанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N354 утверждены правила о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Данным постановлением определено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Так, указанным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 установлены обязанности исполнителя, в число которых входит, в том числе, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.

Таким образом, ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей домоуправляющей организации на основании заключенных договоров управления многоквартирными домами. Плата за все функции, выполняемые управляющей организацией в силу и в рамках договора управления, следует также по этому договору. То есть действия управляющей организации по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета вытекает из функций этой организации по управлению.

Вследствие непринятия в течение длительного времени ООО «Управляющая компания -7» мер по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирных домах «а», 42 «а», 49 «а» по <адрес>, и 42,46 по пр.И.Шамиля <адрес>, не обеспечен надлежащий учет объемов поставляемых потребителям энергетических ресурсов, что в свою очередь нарушает гарантированные законодательством жилищные права неопределенного круга проживающих в указанных домах лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования просил удовлетворить, признать не соответствующим закону бездействие ООО «Управляющая компания-7» в части не принятия мер по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах «а», 42 «а», 49 «а» по <адрес>, и 42,46 по пр.И.Шамиля <адрес>, обязать ООО «Управляющая компания-7» в лице директора ФИО4 ввести в течение 30 дней в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета в жилых домах«а», 42 «а», 49 «а» по <адрес>, и 42,46 по пр.И.Шамиля <адрес>.

Директор ООО «Управляющая Компания-7» ФИО4 иск не признал, в удовлетворении просил отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельствах нарушение приобрело особое общественное значение.

Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении № 4-П от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры РФ и, не являюсь субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Судом установлено, что в многоквартирных домах «а», 42 «а», 49 «а» по <адрес>, и №42, 46 по пр.И.Шамиля <адрес> был проведен капитальный ремонт, проведение которого организовало ООО «УО-7» с привлечением подрядной организации, что не отрицал и директор ООО «УО-7» ФИО4 в судебном заседании.

Согласно справке от 04.09.2013г. в результате проведенной прокуратурой <адрес> РД проверки исполнения фезерального законодательства при реализации адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов установлено, что ООО «УК-7» не проведены мероприятия по вводу в эксплуатацию установленных при капитальном ремонте в указанных выше многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета, начисление платежей за поставляемые в эти дома коммунальные ресурсы производиться без учета показаний коллективных (общедомовых) приборов.

В соответствии с п.3.2. статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирных домов обязательно должен включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей воды и холодной воды, электрической энергии, газа), и узлов управления и регулирования потребления указанных коммунальных ресурсов в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261- ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

С целью осуществления такого учета согласно ч.5 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, «к» общему имуществу отнесены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5 Правил).

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого «по» показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 307 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с пере­рывами, превышающими установленную продолжительность. Действие указанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.

О том, что коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом, сказано в Правилах содержания общего имущества. В частности, такие счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения – п.5, отопления – п.6, электроснабжения – п.7). Место установки общедомового прибора учета определяет границу эксплуатационной ответственности сторон договора ресурсоснабжения, если иное не установлено соглашением с собственниками помещений (п.8). При этом внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

Начиная с 09.06.2011г. (соответствующие изменения в п. 11 Правил содержания общего имущества внесены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №354) содержание общего имущества включает в себя, в частности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а так же их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.) В силу п.п. «а» п.16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления с управляющей компанией (если выбран соответствующий орган управления). Содержание общего имущества является предметом договора управления и оплачивается за счет собственников помещений. (п.п. «а» п.30).

Для целей применения Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, газа) относится к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов ( п.п.6 п.3 ст.15). Аналогичным образом осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребеления производиться при капитальном ремонте жилфонда (п.2.4.2 Правил эксплуатации жилфонда и Приложение 8 к ним). В свою очередь, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах возможен только на основании решения общего собрания собственников помещений, принятого квалифицированным большинством голосов ( п.п. 1 п.2 ст.44, п.1 ст.46 ЖК РФ). Вообще, если исходить из того, что общедомовые приборы входят в состав общего имущества собственников помещений, очевидно, что их монтаж и демонтаж возможны только по согласованию с собственниками.

Таким образом, ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей домоуправляющей компании на основании заключенного договора управления многоквартирным домом. Плата за все функции, выполненные управляющей организацией в силу и в рамках договора управления, следует так же по этому договору. То есть действия управляющей компании по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета вытекает из функций этой компании по управлению, оплачивается потребителями управляющей организации в составе платы, предусмотренной договором управления.

Принимая во внимание, что непринятие в течение длительного времени ООО «УО-7» мер по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета нарушает гарантированное законодательством жилищные права неопределенного круга проживающих в указанных домах лиц, суд находит требования прокурора города обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> ФИО5, удовлетворить.

Признать бездействие общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация-7» в части не принятия мер по вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах не соответствующим закону.

Обязать ООО «Управляющая компания-7» в лице его директора ФИО4 ввести в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета в жилых домах «а», 42 «а», 49 «а» по <адрес>, и №42, 46 по пр.И.Шамиля <адрес> Республики Дагестан в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.

Судья Махатилова П.А.

Отпечатано в совещательной комнате.

2-6788/2013 ~ М-6369/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Махачкала
Ответчики
Управляющая компания №7
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Махатилова Патимат Абдусамедовна
Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
19.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2013Передача материалов судье
25.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2013Судебное заседание
23.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее