Гр.дело № 2-1014/2017
Изготовлено 04.12.2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2017 года г. Верхняя Салда
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ефимовой К.В.,
с участием представителя истца – Чукавина А.К.,
представителя ответчика- Мисько Е.А.,
при секретаре Подцепкиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суворова Вячеслава Вячеславовича к Администрации городского округа ЗАТО Свободный Свердловской области о восстановлении нарушенного права,
У С Т А Н О В И Л :
Суворов В.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа ЗАТО Свободный, в котором просит обязать ответчика восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет по списку первоочередников с д.м.г..
В обоснование исковых требований указано, что квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ему по договору социального найма. д.м.г. он был досрочно уволен с военной службы, в связи с чем был поставлен с членами своей семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. д.м.г. указанную квартиру он приватизировал, после чего он был снят с учета. Однако д.м.г. он возвратил квартиру в собственность городского округа ЗАТО Свободный, в связи с чем просит восстановить его на учете с д.м.г..
В судебное заседание истец не явился, о дне и месте судебного разбирательства уведомлен надлежаще.
Представитель истца Чукавин А.К. исковые требования поддержал полностью, суду показал, что ФИО2 с д.м.г. состоял на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, был в списке первоочередников. В д.м.г. году он приватизировал жилое помещение по адресу: <адрес>, ранее предоставленное ему по договору социального найма. После этого Администрация г.о. ЗАТО Свободный сняла ФИО2 с учета на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, что было незаконно. Так, согласно ч. 2 ст. 6 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до д.м.г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Кроме того, д.м.г. ФИО2 расприватизировал квартиру, в связи с чем вновь обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет с д.м.г.. В д.м.г. ФИО2 направил в администрацию города заявление о предоставление ему сведений о постановке на учет, после чего ему стало известно, что состоит на учете не с д.м.г., а с д.м.г.. д.м.г. истец направил в Администрацию города заявление о восстановлении его в очереди с д.м.г., но получил отказ. Данный отказ считает незаконным, так как снятие его с очереди в д.м.г. а следовательно, и постановка в данную очередь заново - являлись неправомерными. Кроме того, расприватизация жилого помещения отменяет правовые последствия, которые влечет приватизация. Так, право ФИО2 на приватизацию в настоящее время не утрачено. Значит, и на учете ФИО2 должен быть восстановлен с д.м.г..
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала. Суду показала, что ранее ФИО2 на состав семьи три человека (супруга, дочь) было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма. д.м.г. ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилья по вновь избранному месту жительства, в связи с утратой служебной связи с ЗАТО Свободный (ФИО2 был намерен уволиться с военной службы). На основании протокола заседания комиссии по отселению № ...., утв. Главой МО ЗАТО п. Свободный д.м.г., ФИО2 с составом семьи 3 человека был зарегистрирован в Книге учета претендующих на отселение из ЗАТО п. Свободный. д.м.г. ФИО2 был уволен с военной службы по состоянию здоровья, при продолжительности военной службы более 20 лет. В соответствии с протоколом заседания комиссии по переселению № ...., утв. Постановлением главы муниципального ЗАТО п. Свободный от д.м.г. № ...., ФИО2 был внесен в список первоочередников (лиц, имеющих право на первоочередное переселение) с даты постановки на учет, то есть с д.м.г.. На 2001-2002 г.г. вопросы, касающиеся обеспечения жильем граждан, претендующих на переселение из ЗАТО, регулировались постановлением Совета Министров Правительства РФ от 15.11.1993 № 1158 «О мерах по социальной защите населения, проживающего и работающего в закрытых административно-территориальных образованиях», Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительство, или выплате компенсаций этим гражданам», Законом РФ от д.м.г. № .... «О закрытом административно-территориальном образованиях», а также Порядком отселения граждан, утративших производственную или служебную связь с предприятиями, объектами, учреждениями или организациями, расположенными на территории ЗАТО п. Свободный, утв. Пост. Главы муниципального ЗАТО пос. Свободный Свердловской области от д.м.г. № ..... Согласно п. 6 указанного Порядка отселения граждан, одним из оснований признания гражданина имеющим право на отселение из ЗАТО Свободный являлось наличие у него жилого помещения, кроме служебного, в домах ведомственного или муниципального жилого фонда ЗАТО п. Свободный по договору жилищного найма. Согласно п. 13 Положения о порядке переселения граждан с территории городского округа ЗАТО Свободный Свердловской области или выплаты компенсации этим гражданам, утв. Решением Думы городского округа ЗАТО Свободный от д.м.г. № ...., одним из оснований снятия граждан с учета лиц, претендующих на переселение, являлась приватизация жилого помещения. Ранее действовавший порядок отселения граждан из ЗАТО содержал аналогичные требования. д.м.г. ФИО2, ФИО7 заключили с Администрацией г.о. ЗАТО Свободный договор передачи квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в собственность граждан. Тем самым ФИО2 утратил право на первоочередное переселение. В соответствии с Протоколом № .... заседания комиссии по переселению от д.м.г. ФИО2 был снят с учета в 4-м квартале <..ГОД..> в связи с приватизацией жилого помещения. Снятие ФИО2 с учета лиц, имеющих право на первоочередное переселение, было законным и обоснованным. Ч.2 ст. 6 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» касается лиц, претендующих на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма, а к лицам, претендующим на переселение в связи с утратой ими служебной связи с ЗАТО, не имеет никакого отношения. Истец в своих требованиях даже неверно указывает категорию учета. Далее. В д.м.г. истец решил «расприватизировать» жилое помещение. Постановлением Администрации г.о. ЗАТО Свободный от д.м.г. № .... жилое помещение по адресу: <адрес> было вновь передано в муниципальную собственность г.о. ЗАТО Свободный. С ФИО2 был заключен договор социального найма на данное жилое помещение на состав семьи из трех человек. д.м.г. ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о включении его в книгу учета граждан-первоочередников, в связи с утратой служебной связи с ЗАТО Свободный. В соответствии с Протоколом № .... заседания комиссии по переселению от д.м.г. ФИО2 включили в книгу учета граждан-первоочередников по дате подачи заявления от д.м.г.. В настоящее время подтвердить факт направления ФИО2 данного протокола в 2010 году не представляется возможным. Данный протокол был направлен ФИО2 д.м.г. в ответ на его обращение к ответчику от д.м.г. о предоставлении сведений о постановке на учет. д.м.г. ФИО2 направил ответчику заявление о восстановлении его в списках граждан, претендующих на переселение из ЗАТО Свободный с д.м.г.. Решением комиссии по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от д.м.г. (Протокол № ....) ФИО2 с составом семьи 2 человека признали участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и оставили в списках на получение государственного жилищного сертификата с д.м.г.. В настоящее время вопросы, касающиеся обеспечения жильем граждан, претендующих на переселение из ЗАТО, регулируются Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы», а также Приказом Минстроя России от 15.09.2015 № 661/пр «Об утверждении порядка принятия органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, на учет, порядка и форм их учета, а также определения размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения». Утверждение представителя истца о применении к данным отношениям Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», самого ЖК РФ основано на неправильном применении законодательства.
3 лица ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-1 (в ред. Федерального закона от 28.11.1996 N 144-ФЗ) граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за один квадратный метр жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 действовавшего ранее Постановления Правительства РФ «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительство, или выплате компенсаций этим гражданам» от 11.01.2001 № 23, решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование. Право на первоочередное обеспечение жильем за пределами закрытого административно-территориального образования в случае переселения имеют лица, уволенные с военной или приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 и более календарных лет.
В соответствии с Порядком отселения граждан, утративших производственную или служебную связь с предприятиями, объектами, учреждениями или организациями, расположенными на территории ЗАТО п. Свободный, утв. Главой муниципального ЗАТО пос. Свободный Свердловской области д.м.г. за № ...., имеющими право на получение жилья на новом месте жительства признавались граждане, занимающие жилые помещения, кроме служебных, в домах ведомственного или муниципального жилого фонда ЗАТО п. Свободный по договору жилищного найма, а также зарегистрированные по постоянному месту жительства в <адрес> и утратившие производственную или служебную связь с предприятиями, военными объектами (войсковой частью), учреждениями или организациями, расположенными на территории ЗАТО п. Свободный.
Согласно п. 7 Положения о порядке переселения граждан с территории городского округа ЗАТО Свободный Свердловской области или выплаты компенсации этим гражданам, утв. Решением Думы городского округа ЗАТО Свободный от д.м.г. № ...., основанием для постановки на учет граждан, претендующих на переселение или получение компенсации, является наличие совокупности следующих условий:
- наличие жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда по договору найма, социального найма или на праве собственности (в случае получения компенсации);
- наличие регистрации по месту жительства в городском округе ЗАТО Свободный;
- утрата служебной связи с войсковыми частями, дислоцированными на территории городского округа ЗАТО Свободный, утрата производственной связи с муниципальными учреждениями (предприятиями, организациями), расположенными на территории городского округа ЗАТО Свободный;
- отсутствие жилья за пределами городского округа ЗАТО Свободный у гражданина или членов его семьи.
В соответствии с п. 13 указанного выше Положения о порядке переселения граждан право состоять на учете по переселению сохраняется за гражданами до получения ими жилья в порядке переселения из ЗАТО Свободный.
Граждане снимаются с учета лиц, претендующих на переселение из городского округа ЗАТО Свободный, по следующим основаниям:
- получения жилого помещения по избранному месту жительства, государственного жилищного сертификата, субсидии на приобретение жилья через федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;
- получения ссуды за счет Министерства обороны на приобретение или строительство жилья;
- утраты права на жилое помещение в ЗАТО Свободный по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
- получения справки о сдаче жилья установленного образца;
- подачи самим гражданином заявления о снятии с учета граждан, претендующих на переселение;
- приватизации жилого помещения;
- приобретения жилья на праве собственности на территории городского округа ЗАТО Свободный;
- выявления в представленных при постановке на учет документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для постановки на учет, а также в результате неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
- в случае заключения нового брака вдовами (вдовцами) лиц, состоявших на учете, при отсутствии у них права на переселение;
- в случае если ранее предоставлялось право на переселение или получение жилья.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что ФИО2 на состав семьи три человека (супруга, дочь) было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма. д.м.г. ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилья по вновь избранному месту жительства, в связи с утратой служебной связи с ЗАТО Свободный. На основании протокола заседания комиссии по отселению № ...., утв. Главой МО ЗАТО п. Свободный д.м.г., ФИО2 с составом семьи 3 человека был зарегистрирован в Книге учета претендующих на отселение из ЗАТО <адрес>. д.м.г. ФИО2 был уволен с военной службы по состоянию здоровья, при продолжительности военной службы более 20 лет.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по переселению № ...., утв. Постановлением главы муниципального ЗАТО п. Свободный от д.м.г. № ...., ФИО2 был внесен в список первоочередников (лиц, имеющих право на первоочередное переселение) с даты постановки на учет, то есть с д.м.г. (л.д. 29-34).
д.м.г. ФИО2, ФИО7 заключили с Администрацией г.о. ЗАТО Свободный договор передачи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность граждан (л.д. 45).
В соответствии с Протоколом № .... заседания комиссии по переселению от д.м.г. ФИО2 был снят с учета в 4-м квартале 2009 в связи с приватизацией жилого помещения (л.д. 60-61, 66-67).
Решение комиссии по переселению от д.м.г. не оспаривалось и не отменялось.
Суд приходит к выводу, что ФИО2 утратил право на первоочередное переселение в д.м.г., в соответствии с п. 13 Положения о порядке переселения граждан, утв. Решением Думы городского округа ЗАТО Свободный от д.м.г. № ...., действовавшего в период спорных правоотношений, а именно, в связи с приватизацией жилого помещения. Таким образом, ФИО2 был снят с учета на законных основаниях.
Судом также установлено, что Постановлением Администрации г.о. ЗАТО Свободный от д.м.г. № .... жилое помещение по адресу: <адрес> было вновь передано в муниципальную собственность г.о. ЗАТО Свободный (л.д. 46-47).
д.м.г. между ответчиком и ФИО2 был заключен договор социального найма на данное жилое помещение на состав семьи из трех человек, копия которого имеется в материалах дела.
д.м.г. ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о включении его в книгу учета граждан-первоочередников, в связи с утратой служебной связи с ЗАТО Свободный. В соответствии с Протоколом № .... заседания комиссии по переселению от д.м.г. ФИО2 включили в книгу учета граждан-первоочередников по дате подачи заявления от д.м.г. (л.д. 48-49).
Данное решение комиссии по переселению также не отменено, является законным и обоснованным, поскольку принято в соответствии с Положением о порядке переселения граждан, утв. Решением Думы городского округа ЗАТО Свободный от д.м.г. № .... действовавшим в период спорных правоотношений.
Протокол заседания комиссии № .... был направлен ФИО2 д.м.г. в ответ на его обращение к ответчику от д.м.г. о предоставлении сведений о постановке на учет. д.м.г. ФИО2 направил ответчику заявление о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а д.м.г. - заявление о восстановлении его в списках граждан, претендующих на переселение из ЗАТО Свободный с д.м.г.. Решением комиссии по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от д.м.г. (Протокол № ....) ФИО2 с составом семьи 2 человека признали участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и оставили в списках на получение государственного жилищного сертификата с д.м.г. (л.д. 50-51).
Решение комиссии по обеспечению реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от д.м.г. является законным и обоснованным, нарушений действующего законодательства при его принятии суд не усматривает, кроме того, истец не просит отменить его полностью или в какой-либо части.
Поскольку снятие ФИО2 в д.м.г. с учета лиц, имеющих право на первоочередное переселение из ЗАТО Свободный, и постановка его на учет с д.м.г. осуществлялись на законных основаниях, то и оснований для восстановления ФИО2 на учете с д.м.г. у суда не имеется.
Следовательно, исковые требования ФИО2 о восстановлении на учете лиц, имеющих право на первоочередное переселение из ЗАТО Свободный Свердловской области, удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя истца о применения к спорным правоотношениям положений ч. 2 ст. 6 Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», норм Жилищного кодекса Российской Федерации основаны на неверном толковании закона, поскольку данные нормы должны применяться к лицам, претендующим на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма, в то время как ФИО2 жилое помещение по договору социального найма предоставлено, он претендует на переселение в связи с утратой служебной связи с ЗАТО Свободный.
Довод представителя истца о том, что ФИО2 в связи с расприватизацией жилого помещения имеет право на восстановление на учете с даты первичной постановки на учет, также не основан на законе. Расприватизация действительно предоставляет ФИО2 право на приватизацию жилого помещения, однако, не может отменить те последствия, которые возникли в связи с нахождением жилого помещения по адресу: <адрес> в собственности у ФИО9 в период с д.м.г. по д.м.г..г.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Суворова Вячеслава Вячеславовича – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья - Ефимова К.В.