Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-208/2020 ~ М-179/2020 от 15.04.2020

Дело № 2-208/2020 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2020 года п.Октябрьский Пермского края

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Савченко С.Ю.,

при секретаре Мухаметовой З.А.,

с участием зам. прокурора Октябрьского района Пермского края Трушкова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «<данные изъяты>» о возложении обязанности получить лицензию,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «<данные изъяты>» о возложении обязанности получить лицензию. В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района проведена проверка исполнения Муниципальным унитарным предприятием «<данные изъяты>» (далее - <данные изъяты> законодательства о недрах, о лицензировании отдельных видов деятельности, о водоснабжении и водоотведении, в результате которой выявлены нарушения законодательства о недропользовании.

Собственником систем водоснабжения на территории Октябрьского городского округа является администрация Октябрьского городского округа Пермского края. Вместе с тем, договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией ФИО4 городского поселения и <данные изъяты>», за последним на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, согласно приложению в котором перечислены следующие артезианские скважины: артезианская скважина № б/н, расположенная в <адрес>; артезианская скважина № б/н, расположенная в <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес>.

Кроме того, на основании договора «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию» от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края и <данные изъяты> последней передано недвижимое имущество, указанное в приложении 1 к настоящему договору, которое является неотъемлемой частью договора. В указанном приложении перечислено, в том числе, следующее имущество: две водопроводные башни, расположенные в <адрес> (артезианские скважины , ); водопроводная башня, расположенная в <данные изъяты> края (артезианская скважина ); артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианская скважина , входящая в сеть водопровода, протяженностью 1 500 м., расположенные в д. Верх -Урмея ФИО4 городского округа <адрес>;     артезианские скважины , , , расположенные в д.Седяш ФИО4 городского округа <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианские скважины , , входящие в централизованную систему холодного водоснабжения, протяженностью 3011 м., расположенную в <адрес>; артезианская скважина , входящая в централизованную систему холодного водоснабжения, протяженностью 2450 м., расположенная в <адрес>; артезианская скважина , входящая в централизованную систему холодного водоснабжения, протяженностью 15950 п.м., расположенная в <адрес>; артезианская скважина № с-68, входящая в централизованную систему холодного водоснабжения, протяженностью 2000 м., расположенная в <адрес>; артезианские скважины инв. , инв. , входящие в централизованную систему холодного водоснабжения по <адрес> (протяженностью 2569 м.), <адрес> (протяженностью 3 842 м.), <адрес>.

Из вышеназванных скважин добываются подземные воды, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения. Согласно информации <данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ лицензий на право пользования недрами на вышеуказанные артезианские скважины у предприятия не имеется.

В соответствии с условиями договора <данные изъяты> владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения в соответствии с назначением имущества и целями деятельности предприятия, а также в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом предприятия, с ограничениями, установленными настоящим Договором. Следовательно, обязанность по получению лицензии на пользование участками недр для водопользования на указанные скважины возложена на <данные изъяты>

Таким образом, допускается нарушение действующего природоохранного законодательства, так как имеет место самовольный забор пресной подземной воды для нужд организации из артезианской скважины, деятельность по использованию указанных артезианских скважин, которая без получения соответствующего разрешения является незаконной.

Просит возложить на <данные изъяты> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на следующие артезианские скважины: артезианская скважина № б/н, расположенная в <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианские скважины , , расположенные в <адрес> артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес>;     артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианские скважины , , расположенные в <адрес>; артезианские скважины , , расположенные в <адрес>; артезианские скважины , , расположенные в <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианская скважина № с-68, расположенная в <адрес>; артезианские скважины инв. , инв. , расположенные в <адрес>.

В судебном заседании зам.прокурора Трушков П.В. на требованиях настаивал, по существу изложил доводы, содержащиеся в исковом заявлении, просил требования удовлетворить.

Ответчик – представитель <данные изъяты> в судебное заседание не явился, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признают, обязуется устранить предъявленные прокурором требования в срок.

Третье лицо – представитель администрации Октябрьского городского округа Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав пояснения зам.прокурора, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Частями 1 и 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

Согласно статье 1.2 Закона РФ N 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Абзацем 5 статьи 9 вышеуказанного закона предусмотрено, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (часть 3 статьи 11 Закона N 2395-1).

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (часть 4 статьи 11 Закона N 2395-1).

В соответствии с ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, которые находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах.

Согласно ч. 1 ст. 11 указанного закона, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в вид лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии со ст. ст. 2, 3, 4 Закона РФ N 2395-1 участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, и участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водных объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, относятся к участкам недр местного значения, порядок пользования которыми устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования

    Судом установлено:

Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Октябрьского городского поселения и <данные изъяты>», за последним на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, которое является неотъемлемой частью договора. В указанном приложении перечислены, в том числе, следующие артезианские скважины: артезианская скважина № б/н, расположенная в <адрес>; артезианская скважина № б/н, расположенная в <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес> (л.д. 31-36).

Согласно договора «О передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию» от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края и <данные изъяты> последней передано недвижимое имущество, указанное в приложении 1 к настоящему договору, которое является неотъемлемой частью договора. В указанном приложении перечислено, в том числе, следующее имущество: 2 водопроводные башни, расположенные в <адрес> (артезианские скважины , ); водопроводная башня, расположенная в <адрес> (артезианская скважина ); артезианская скважина , расположенная в <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес>;     артезианская скважина , входящая в сеть водопровода, протяженностью 1 500 м., расположенные в <адрес> д. Седяш ФИО4 городского округа <адрес>; артезианская скважина , расположенная в <адрес> артезианские скважины , , входящие в централизованную систему холодного водоснабжения, протяженностью 3011 м., расположенную в <адрес>; артезианская скважина , входящая в централизованную систему холодного водоснабжения, протяженностью 2450 м., расположенная в <адрес>; артезианская скважина , входящая в централизованную систему холодного водоснабжения, протяженностью 1950 п.м., расположенная в <адрес>; артезианская скважина № с-68, входящая в централизованную систему холодного водоснабжения, протяженностью 2000 м., расположенная в <адрес> ФИО4 городского округа <адрес>; артезианские скважины инв. , инв. , входящие в централизованную систему холодного водоснабжения по <адрес> (протяженностью 2569 м.), <адрес> (протяженностью 3 842 м.), <адрес> <адрес> (л.д. 26-28).

Согласно Устава <данные изъяты>» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс… (п.1.3). Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям), в том числе между работниками предприятия (п.1.7). Учредителем Предприятия является муниципальное образование «Октябрьский муниципальный район Пермского края» (л.д.62-68).

Согласно информации Межрайонной инспекции ФНС по <адрес> (далее - ИФНС ) от ДД.ММ.ГГГГ на территории Октябрьского района выявлен факт безлицензионного водопользования подземными водами <данные изъяты> на скважинах в <адрес> и <адрес> Аналогичные факты также отражены в предоставленной ИФНС информации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ за 1 квартал 2019 года объем добытой <данные изъяты> воды на указанных скважинах составил 10,453 тыс. куб. метров, за 2 квартал 2019 года - 10,84 тыс. куб. метров, за 3 квартал 2019 года - 10,75 тыс. куб. метров, за 4 квартал 2019-9,156 тыс. куб. метров.

Согласно информации ИФНС от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории Октябрьского района также выявлены факты безлицензионного водопользования подземными водами администрацией <данные изъяты> и <данные изъяты> За 1 квартал 2019 года объем добытой воды администрацией <данные изъяты> составил 2,955 тыс. куб. метров, за 2 квартал 2019 года - 3,883 тыс. куб. метров, за 3 квартал 2019 года - 2,273 тыс. куб. метров, за 4 квартал 2019-4,187 тыс. куб. метров. Объем добытой воды <данные изъяты> за 1 квартал 2019 года составил 3,805 тыс. куб. метров, за 2 квартал 2019 года - 4,226 тыс. куб. метров, за 3 квартал 2019 года - 4,966 тыс. куб. метров, за 4 квартал 2019 - 4,063 тыс. куб. метров (л.д. 43-46,51).

Согласно информации <данные изъяты> прокурору Октябрьского района Пермского края лицензия на пользование недрами на добычу подземных вод для питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения отсутствует, в настоящее время принимаются меры для получения лицензии на пользование недрами, указаны принимаемые меры (л.д. 58).

Прокурором Октябрьского района Пермского края в адрес <данные изъяты> администрации Октябрьского муниципального района, <данные изъяты> вынесены предписания об устранении нарушений законодательства о недрах, о лицензировании отдельных видов деятельности, о водоснабжении, и водоотведении (л.д.41-42,47-48, 56-57).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц <данные изъяты> основными видами деятельности являются в том числе, забор и очистка воды питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд (л.д. 14-25).

Как установлено в судебном заседании в нарушение норм вышеуказанного законодательства <данные изъяты> действенных мер, направленных на получение лицензии на право пользования недрами (подземными водами), до настоящего времени не принято, лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на обозначенные скважины не получена.

Таким образом, допускается нарушение действующего природоохранного законодательства, так как имеет место самовольный забор пресной подземной воды для нужд организации из артезианской скважины, деятельность по использованию указанных артезианских скважин, которая без получения соответствующего разрешения является незаконной.

Указанные нарушения законодательства о лицензировании, природоохранном законодательстве недопустимы, влекут за собой негативные последствия в виде нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, непринятие мер к сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам, что является недопустимым.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на получение лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения скважин, указанных в исковом заявлении.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Определяя такой срок, суд учитывает, что ответчику – <данные изъяты> для выполнения решения суда потребуется изыскать дополнительные финансовые средства, кроме того ответчик согласен с указанным в исковом заявлении сроком, поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о возложении обязанности получить лицензию – удовлетворить.

Возложить на <данные изъяты> обязанность получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на следующие артезианские скважины:

-артезианская скважина № б/н, расположенная в <адрес>

-артезианская скважина , расположенная в <адрес>

-артезианская скважина , расположенная в <адрес>

-артезианские скважины , , расположенные в <адрес>

-артезианская скважина , расположенная в <адрес>

-артезианская скважина , расположенная в <адрес>

-артезианская скважина , расположенная в <адрес>     

-артезианская скважина , расположенная в <адрес>     

-артезианские скважины , , расположенные в <адрес>

-артезианские скважины , , расположенные в <адрес>

-артезианские скважины , , расположенные в <адрес>

-артезианская скважина , расположенная в <адрес>

-артезианская скважина , расположенная в <адрес>

-артезианская скважина № с-68, расположенная в <адрес>;

-артезианские скважины инв. , инв. , расположенные в с<адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 22 июня 2020 года.

Председательствующий подпись С.Ю.Савченко

Копия верна.

Судья    

Секретарь судебного заседания

Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-208/2020

2-208/2020 ~ М-179/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района советник юстиции Панков Л.В.
Ответчики
МУП "Терра"
Другие
Администрация Октябрьского городского округа Пермского края
Суд
Октябрьский районный суд Пермского края
Судья
Савченко С.Ю.
Дело на странице суда
oktyabr--perm.sudrf.ru
15.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Производство по делу приостановлено
19.05.2020Производство по делу возобновлено
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2020Подготовка дела (собеседование)
03.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2020Дело оформлено
30.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее