Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1151/2013 ~ М-1087/2013 от 04.06.2013

Дело № 2-1151(1)/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июля 2013 года                                                        г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Козловой С.В.,

при секретаре Макеевой Т.В.,

с участием истца Ключниковой Л.А., представителя истца Вологина А.Б., представителя ответчиков Яцык И.В. и Родионова О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ключниковой Л. А. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района», Министерству социального развития Саратовской области, Правительству Российской Федерации о возмещении морального вреда,

установил:

Ключникова Л. А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района», Министерству социального развития Саратовской области, Правительству Российской Федерации о возмещении морального вреда, указывая, что она, являясь инвалидом второй группы, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за 2012 год, приложив все необходимые документы. В виду того, что в 2012 году путевка на санаторно-курортное лечение ей не была предоставлена, в 2013 году Вольский межрайонный прокурор был вынужден обратиться в её интересах в Вольский районный суд Саратовской области о понуждении ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» и Министерство социального развития Саратовской области к обеспечению истицы путевкой на санаторно-курортное лечение за 2012 год. Решением Вольского районного суда Саратовской области от 04 марта 2013 года по гражданскому делу №2-371(1)\2013 исковые требования Вольского межрайпрокурора удовлетворены, а именно, на ответчиков была возложена обязанность обеспечить её путевкой на санаторно-курортное лечение за 2012 год. По состоянию на 04 июня 2013 года указанное судебное решение не исполнено, указанная путевка истице не предоставлена. Непредставлением путевки на санаторно-курортное лечение ответчики нарушили право Ключниковой Л.А. на полноценную реабилитацию, гарантированную как Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», так и Конвенцией «О правах инвалидов». По мнению истца, по вине ответчиков в течении длительного времени (свыше года) она была лишена причитающейся ей по закону путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год, что является бесчеловечным обращением по отношению к инвалиду и что не совместимо со статьей 3 Конвенции О защите прав человека и основных свобод. Истица считает, что первопричиной вышеназванных обстоятельств является бездействие Правительства РФ, связанное с невыполнением последним взятых на себя обязательств, связанных с ратификацией Конвенции «О правах инвалидов», что привело к иллюзорности государственных гарантий по реабилитации инвалидов, и что нарушило право истицы на эффективное средство правовой защиты, гарантированное статьей 13 Конвенции О защите прав человека и основных свобод. По утверждению Ключниковой Л.А., уклонением от предоставления ей путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год ей был причинен существенный моральный вред, выразившийся в следующем: переживаниях, связанных с невозможностью получения свыше года путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год, гарантированной государством; сильном эмоциональном стрессе; дискомфорте; потере благоприятных условий жизни; угнетениях, связанных с социальной незащищенностью; разочарованиях в эффективности государственных органов и государственного учреждения; в упадке настроения. Компенсацию за причиненный моральный вред истица оценила в 400 000 рублей, которые просит взыскать с каждого из ответчиков.

В судебном заседании истец Ключникова Л.А. и ее представитель Вологин А.Б. заявленные исковые требования поддержали, дали объяснения аналогичные вышеизложенным.

Представитель Государственного казенного учреждения Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района», действующая на основании доверенности Яцык И.В., предъявленные истицей требования не признала по следующим основаниям. Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом № 178-ФЗ от 17.07.1998 г. «О государственной социальной помощи», Постановлением Правительства Саратовской области от 28.01.2010 г. № 29-П « О порядке обеспечения инвалидов техническимсредствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями и услугами, а так же отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», Правилами обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно ( приложение к Постановлению), Приказом Министерства социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2104-р регламентирован порядок предоставления гражданам инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение. Обеспечение санаторно-курортным лечением и бесплатным проездом к месту лечения и обратно производится путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, и бесплатного проезда к месту лечения и обратно с учетом Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» принимает заявления граждан-инвалидов о предоставлении санаторно-курортной путевки вместе со справкой по форме № 070/V-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года № 256 (далее - справка), далее обобщает данные и передает в Министерство социального развития ежегодные заявки до 1 декабря текущего года на следующий календарный год. Дополнительные заявки на предоставление путевок направляются в министерство ежеквартально в течение текущего года. На основании разнарядки министерства ответственные лица ГКУ СО «УСПН Вольского района» по доверенности, выданной ГКУ СО «УСПН Вольского района», получают в министерстве путевки в санатории, отобранные министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. По мере поступления путевок на санаторно-курортное лечение в порядке очередности граждане обратившиеся с заявлением получают путевки. По данным ГКУ СО «УСПН Вольского района», Ключникова Л.А. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, подала заявление на получение санаторно-курортной путевки 05.04.2012г., зарегистрирована в журнале учета граждан, нуждающихся в получении путевок на санаторно-курортное лечение под № 554. Данная потребность в путевке отображена в заявке (поданной до декабря 2011 г.) на предоставление санаторно-курортных путевок гражданам-получателям государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на 2012 г. Действия ГКУ СО «УСПН Вольского района» указанные выше, являются исчерпывающими, полномочия учреждения в рамках обеспечения инвалидов санаторно-курортными путевками на этом ограничиваются. На сегодняшний момент по разнарядкам из Министерства социального развития Саратовской области поступило 18 санаторно-курортных путевок для граждан-инвалидов, из них для категории ребенок-инвалид - 10 путевок, для инвалидов заболевания систем кровообращения - 4 путевки, для инвалидов опорно-двигательного аппарата - 4 путевки, распределено 18 путевок в соответствии с очередностью граждан вставших на учет. При поступлении путевок на санаторно-курортное лечение далее, они будут распределены в соответствии с решениями суда, очередностью, и медицинскими предписаниями. Соответственно уклонения ГКУ СО «УСПН Вольского района» от непредставления путевки на санаторно-курортное лечение Ключниковой Л.А. не имелось. Кроме того, ГКУ СО «УСПН Вольского района» не является государственным органом власти, а только исполнитель государственных социальных услуг, вся деятельность которого регламентирована Учредителем - Министерством социального развития Саратовской области (п. 1.3 Устава), поэтому ст. 1069 ГК РФ к вышеуказанным правоотношениям не применима. Руководствуясь ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда при наличии причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и наступившими для истца последствиями. При этом, из объяснений истца непонятно с какого момента и от каких действий ответчиков у нее возник сильный эмоциональный стресс, упадок настроения, потеря благоприятных условий жизни, дискомфорт. По данным ГКУ СО «УСПН Вольского района», Ключникова Л.А. обращалась в учреждение всего 2 раза, а именно 06.04.2012 в момент подачи заявления и 15.04.2013 после получения решения суда первой инстанции. Каждое ее обращение не осталось без ответа со стороны ГКУ СО «УСПН Вольского района», в первый раз у нее были приняты документы на постанову на учет, и во второй раз документы приняты, и дан письменный ответ, разъясняющий порядок действия учреждения, соответственно в обращении ей отказано не было. Представитель ответчика также просил учесть, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение является бесплатной государственной социальной услугой, которую ГКУ СО «УСПН Вольского района» и Министерство социального развития Саратовской области оказывает на безвозмездной и бездоговорной основе, что в соответствии Гражданским кодексом Российской Федерации не является основанием для взыскания компенсации морального вреда.

Представитель Правительства Российской Федерации исковые требования Ключниковой Л.А. не признал и пояснил, что на основании Федерального Конституционного закона № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ является высшим исполнительным органом исполнительной власти, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, осуществляет свою деятельность на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ. На основании ст. 13 вышеуказанного Федерального Конституционного закона Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Статьей 1069 ГК РФ закреплено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В силу положений указанных норм в их правовой взаимосвязи и по общему правилу для наступления ответственности вследствие причинения вреда (деликтной ответственности), предусмотренной ст. 1069 и 1071 ГК РФ необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами; г) вину причинителя вреда. Возмещение причиненного вреда, предусмотренного вышеуказанной нормой, осуществляется по правилам, установленным ст. 15, 16 и 1064 ГК РФ, и включающим обязательные элементы состава правонарушения (вину причинителя вреда, противоправность поведения причинения вреда, размер ущерба и причинно-следственную связь). Недоказанность одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований. По настоящему делу отсутствуют все вышеуказанные признаки со стороны каких либо государственных органов и должностных лиц государственных органов. В соответствии с п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 328 от 29.12. 2004 года (далее - Порядок) обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На основании п. 3.3. Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2104-р было утверждено Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Саратовской области о передаче Правительству Саратовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Согласно Положения о Министерстве социального развития Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 01.11.2007 № 387-П в основные функции Министерства социального развития Саратовской области входит так же и организация мероприятий по оказанию государственной социальной помощи гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Так же согласно п. 4 указанного Положения финансирование расходов по содержанию и обеспечению деятельности Министерства социального развития Саратовской области, а также по реализации возложенных на него полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета. Осуществление полномочий по предметам совместного ведения может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, в порядке и случаях, устанавливаемых федеральным законодательством. Так же в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области № 387-П от 01.11.2007 года «Вопросы Министерства социального развития Саратовской области» Государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района» входит в структуру Министерства социального развития Саратовской области - органа исполнительной власти Саратовской области, и является его территориальным управлением и соответственно осуществляет функции по оказанию государственной социальной помощи гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Таким образом, ни Правительств Российской Федерации, ни Министерство финансов Российской Федерации не является территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В своем исковом заявлении истица просит взыскать компенсацию морального вреда в размере по 400 000 рублей с каждого ответчика. При решении вопроса о компенсации морального вреда и ее размере необходимо учитывать следующее. В соответствии со ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и с учетом требований разумности и справедливости. Суд оценивает степень физических и нравственных страданий истца с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, его индивидуальных особенностей и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных страданий. В свою очередь, в Постановлении Пленума указано, что в целях обеспечения правильного разрешения возникшего спора суду необходимо по каждому делу выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах они нанесены, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Однако, истица ничем не доказала факт причинения ей нравственных или физических страданий.

Ответчик - Министерство социального развития Саратовской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, от него поступили письменные возражения на предъявленные истцом требования, из которых следует, что постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 года № 100 «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (Далее - Правила). Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением. С 2010 года в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2104-р Правительству Саратовской области передана часть полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Финансовое обеспечение компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно, а также расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств областного бюджета (п.24 Правил, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 29-П). Финансовое обеспечение расходов, за исключением компенсации расходов на проезд междугородным транспортом к месту лечения и обратно и расходов по оплате услуг по оформлению и приобретению билетов на проезд к месту лечения и обратно, осуществляется за счет субвенции, поступившей из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий (п.23 Правил, утвержденных постановлением Правительства Саратовской области № 29-П). Таким образом, Министерство социального развития Саратовской области за счет выделенных федеральных средств, производит оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным в установленном порядке (согласно Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ). Стоимость санаторно-курортной путевки определяется с учетом установленного Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на каждый год размера стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях (Приказ от 22 октября 2010 г. № 913н, Приказ от 4 октября 2011 года № 1129н). Следовательно, Министерство социального развития Саратовской области осуществляет организацию приобретения санаторно-курортных путевок в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете на каждый финансовый год, недостаточность которых для удовлетворения заявок всех граждан, имеющих право на предоставление санаторно-курортной путевки, не может быть поставлена в вину министерству. Путевка не была предоставлена Ключниковой Л.А. ввиду недостаточного финансирования из федерального бюджета на эти цели. Финансирование по предоставлению социальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр, является расходным обязательством Российской Федерации, а не Министерства социального развития Саратовской области и осуществляется оно за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств Министерства социального развития Саратовской области. В связи с чем, министерство не может нести ответственности за непредоставление путевки, вызванного отсутствием достаточного финансирования. Кроме того, суду необходимо учесть тот факт, что документы у Ключниковой Л.А. на постановку на учет в ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» были приняты 06.04.2012 года, таким образом факт бездействия со стороны ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» отсутствует. Требования истца по взысканию компенсации морального вреда, как с Министерства социального развития Саратовской области, так и с других ответчиков неправомерны. Согласно статье 151 ГК РФ суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Между тем какие-либо доказательства причинения истцу морального вреда и причинно-следственной связи между оспариваемыми действиями Министерства социального развития Саратовской области, а также других ответчиков по делу и наступившими последствиями Ключникова Л.А. не представила.

Выслушав объяснения истца и его представителя, показания свидетеля, принимая во внимание позицию ответчиков, изучив материалы настоящего гражданского дела и гражданского дела 2-371(1)/2013, наблюдательного производства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании из объяснений сторон и материалов дела достоверно установлено и не оспаривалось сторонами то обстоятельство, что истец Ключеникова Л.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию и имеет право на получение санаторно-курортной путевки, в связи с чем, 06.04.2012 года она обратилась в ГКУ СО «Управление социальной поддержки населения Вольского района» с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки за 2012 год.

Решением Вольского районного суда от 04.03.2013 года, принятым по гражданскому делу по иску Вольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Ключниковой Л.А., к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района», Министерству социального развития Саратовской области об обеспечении санаторно-курортной путевкой за 2012 год, было постановлено: обязать Государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района» и Министерство социального развития Саратовской области обеспечить Ключникову Л. А. санаторно-курортной путевкой за 2012 год. Данное решение вступило в законную силу 16.05.2013 года.

По утверждению Ключниковой Л.А., не предоставление ей санаторно-курортной путевки за 2012 год причинило ей нравственные страдания.

Допрошенные в качестве свидетелей К. и Ю. суду пояснили, что истица в связи с тем, что ей не предоставили санаторно-курортную путевку за 2012 год сильно переживала, стала замкнутой, неразговорчивой, просила купить ей успокоительные лекарства.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

Пунктом 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренным законом.

Из смысла изложенного следует, что моральный вред, причиненный истцу Ключниковой Л.А., может компенсироваться только в том случае, если данный вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права истца (жизнь, здоровье), либо нарушающие имущественные права истца и возможность такой компенсации прямо предусмотрена законом.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что действия ответчиков были направлены на причинение вреда здоровью, а также доказательства, свидетельствующие, что такой вред действительно был причинен ответчиками истцу Ключниковой Л.А. Не заявляет об этом и сама истица.

Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Статьей 6.2 вышеназванного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Стоимость санаторно-курортной путевки определяется с учетом установленного Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на каждый год размера стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку санаторно-курортная путевка имеет стоимость, то право Ключниковой Л.А. на получение санаторно-курортной путевки, является её имущественным правом, поэтому все действия ответчиков, связанные с не предоставлением истцу путевки являются нарушением его имущественных прав.

Однако, Федеральным законом "О защите прав инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом «О государственной социальной помощи» и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения мер социальной поддержки инвалидов, не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина.

Перечисленные истцом в обоснование компенсации морального вреда обстоятельства указывают на нарушение его имущественных прав, в связи с чем, ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации не может регулировать рассматриваемый спор.

Также суд не находит оснований для взыскания компенсации морального вреда с Правительства Российской Федерации в связи с его бездействием по ратификации Конвенции о правах инвалидов, поскольку считает, что отсутствует какая - либо прямая причинная связь между действиями (бездействиями) Правительства Российской Федерации и нравственными и иными страданиями истца. Не ратификация данной Конвенции не лишает истца права на получение предусмотренных законом льгот и компенсаций, а, кроме того, ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона, о чем прямо указано в статье 14 Федерального закона от 15 июня 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». А в соответствии с пунктом 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации федеральные законы принимаются Государственной Думой. Следовательно, Правительство Российской Федерации не обладает полномочиями по ратификации международных договоров.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требований истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Ключниковой Л. А. к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Вольского района», Министерству социального развития Саратовской области, Правительству Российской Федерации о возмещении морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда в течение одного месяца через Вольский районный суд.

Судья                  С.В. Козлова

2-1151/2013 ~ М-1087/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ключникова Лилия Алексеевна
Ответчики
Министерство социального развития Саратовской области
Правительство Российской Федерации
ГУ СО "управление социальной поддержки населения Вольского района"
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Судья
Козлова Светлана Владиславовна
Дело на сайте суда
volsky--sar.sudrf.ru
04.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2013Передача материалов судье
10.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2013Судебное заседание
08.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2014Дело оформлено
31.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее