Дело № 2-886/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 15 августа 2019 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи А.А. Шуравина,
при секретаре Бажиной Е.В.,
с участием:
истца Муравьевой Н.С.,
представителя истца Гусмановой И.В., допущенной к участию в процессе на основании письменного ходатайства,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муравьевой Нелли Семеновны к муниципальному образованию «Можгинское» и Администрации муниципального образования «Можгинский район» о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л:
Муравьева Н.С. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Можгинское» о признании права собственности на земельный участок и квартиру, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, <***>, в силу приобретательной давности.
Исковое заявление мотивировано тем, что истец является владельцем объектов недвижимости: земельного участка, общей площадью 7 000 кв.м., кадастровым №*** и квартиры, общей площадью 40,2 кв.м., кадастровым №***, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, <***>. Муравьева Н.С. добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным указанными объектами недвижимости более 15 лет, оплачивает все коммунальные платежи, связанные с эксплуатацией земельного участка и жилого дома. Государственная регистрация права не совершалась, иных лиц, оспаривающих права истца, не имеется.
На основании определения от 17 июля 2019 года судом по делу в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования «Можгинский район».
Правовым основанием иска указаны ст. ст. 218, 234 ГК РФ.
В судебном заседании истец Муравьева Н.С. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что в указанной квартире она проживает с 2002 года, сразу же после того как она вышла замуж. По месту работы в колхозе «Красный путь» ей предоставили квартиру, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <***>. Ордера или иных документов на квартиру не составлялось. Она считала и считает квартиру с земельным участком своей собственной. Коммунальные услуги она оплачивает колхозу. Бремя содержания жилого помещения несет со дня вселения до настоящего времени: несколько раз делала ремонт, перекрыла крышу, поменяла окна, построили баню, хлев и сарай.
Ответчики Администрации муниципального образования «Можгинский район» и Администрации муниципального образования «Можгинское», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили. Представитель Администрации МО «Можгинский район» А.В. Александров направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, где указано, что он в удовлетворении исковых требований не возражает.
Третье лицо СПК «Держава», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд своего представителя не направил. Председатель СПК «Держава» С.П. Сорокин направил в суд заявление, где указано, что он в удовлетворении исковых требований не возражает.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Выслушав истца Муравьеву Н.С. и ее представителя, показания свидетелей, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По данным учетно-технической и правовой документации Можгинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация», а также Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сведений о правообладателе квартиры, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, <***>,- не имеется.
В реестре муниципального имущества муниципального образования «Можгинский район» указанная квартира не учитывается.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 12 июля 2019 года, по адресу: Удмуртская Республика, <***>, с 2002 года ведет личное подсобное хозяйство Муравьева Нелли Семеновна, жилой дом 1980 года постройки и расположен на земельном участке, площадью 0,03 га. Кроме того, на земельном участке расположены следующие хозяйственные постройки: сени пеноблочные, 1980 года постройки, хлев кирпичный, 2004 года постройки, баня пеноблочная, 2011 года постройки, сарай дощаной, 2004 года постройки.
В выписке из похозяйственной книги от 24 августа 2017 года, выданной Администрацией МО «Можгинское», указано, что Муравьевой Н.С., проживающей по адресу: Удмуртская Республика, <***>, принадлежит на праве собственности земельный участок, площадью 7000 кв.м., кадастровым №***, по адресу: Удмуртская Республика, <***>. Земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства.
Поводом для обращения истца в суд явилось то обстоятельство, что открыто и добросовестно владея жилым помещением и земельным участком с 2002 года, Муравьева Н.С. в силу приобретательной давности приобрела право собственности на это имущество.
В соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Следовательно, для приобретения права собственности на имущество в силу положений указанной нормы необходимо владеть им как своим собственным в течение установленного законом срока.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.11.1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» действие статьи 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Из выписки из похозяйственной книги видно, что Муравьева Н.С. проживает по вышеуказанному адресу с 2002 года.
Из справки, выданной СПК «Держава» №*** от 12 июля 2019 года, следует, что Муравьева Нелли Семеновна, проживающая по адресу: Удмуртская Республика, <***>, с 01 января 2002 года по 11 июля 2019 года регулярно и непрерывно производит оплату за водоснабжение по указанному адресу, задолженности не имеет. Жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, <***>, на балансе СПК «Держава» не состоят.
Свидетель М.А.М. суду показал, что они после того как поженились с Муравьевой Н.С. с 2002 года стали проживать в предоставленной им в колхозе квартире по адресу: Удмуртская Республика, <***>. За время проживания несли расходы по содержанию квартиры: оплачивали коммунальные услуги, осуществляли ремонт квартиры, поменяли кровлю, окна, построили хлев, сарай и баню.
Свидетель В.Л.В. суду показала, что с 2002 года проживает по соседству с семьей Муравьевых. Квартиру по адресу: Удмуртская Республика, <***>, им предоставил колхоз «Красный путь». Муравьевы сами делали ремонт квартиры, поменяли крышу и построили хозяйственные постройки. До настоящего времени Муравьева Н.С. непрерывно проживает в данной квартире и несет бремя содержания.
Свидетель В.Г.А. суду показала, что с 2002 года проживает по соседству с семьей Муравьевых. Квартиру по адресу: Удмуртская Республика, <***>, им предоставил колхоз «Красный путь». Муравьевы сами делали ремонт квартиры, поменяли крышу и построили хозяйственные постройки. До настоящего времени Муравьева Н.С. непрерывно проживает в данной квартире и несет бремя содержания.
Представители ответчиков не оспаривают обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Таким образом, исследованными доказательствами в совокупности подтверждается, что с 01 января 2002 года в квартире проживает и ведет хозяйство Муравьева Нелли Семеновна. Она осуществляет ремонт, поддерживает жилье в надлежащем состоянии, оплачивает коммунальные платежи.
Действия истца по оплате коммунальных услуг, ремонту и содержанию имущества в надлежащем состоянии направлены на сохранение и улучшение жилого помещения, и свидетельствуют о добросовестности и открытости владения жилым помещением, как своим собственным, и намерении сохранить его.
Из пояснений истца следует, что жилое помещение было им с мужем предоставлено в 2002 году колхозом «Красный путь». Однако подтверждающих документов выдано не было.
Согласно архивной справке №*** от 12 августа 2019 года, определением Арбитражного суда УР от 10 декабря 2012 года СПК колхоз «Красный путь» признан банкротом и снят с государственного реестра налогоплательщиков.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие возникновение между истцом и колхозом «Красный путь» договорных или иных обязательств, в силу которых Муравьева Н.С. осуществляет владение жилым помещением.
В пункте 16 вышеназванного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ указано, что по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Течение срока приобретательной давности следует исчислять с 01 января 2002 года, т.е. с даты вселения истца в спорное жилое помещение. Муравьева Н.С. обратилась в суд с иском 24 мая 2019 года (срок владения более 17 лет). Прерывания владения в данный период не имеется.
Учитывая установленные обстоятельства, Муравьева Н.С. на протяжении более 17 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет жилым помещением, расположенным по адресу: Удмуртская Республика, <***>2, как своим собственным, что в соответствии со ст. 234 ГК РФ является основанием для признания права собственности в силу приобретательной давности. Права третьих лиц на жилое помещение отсутствуют.
Земельное законодательство не предполагает возникновение права на землю в силу приобретательной давности, что следует из пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с которым при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Исходя из установленного подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципа разграничение государственной собственности на землю и отнесения земли не находящейся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований к государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ), право частной собственности на спорный земельный участок не может быть признано по правилам гражданского законодательства о приобретательной давности, поскольку это не предусмотрено Земельным кодексом РФ в качестве основания для возникновения прав на землю. Фактическое землепользование не является основанием для возникновения земельных прав. Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
При таких обстоятельствах исковые требования о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <***>, подлежат удовлетворению в полном объеме. А требования о признании права собственности на земельный участок, площадью 7 000 кв.м., кадастровым №***, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <***>, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Муравьевой Нелли Семеновны к муниципальному образованию «Можгинское» и Администрации муниципального образования «Можгинский район» о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности удовлетворить частично.
Признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <***>, за Муравьевой Нелли Семеновной, дд.мм.гггг рождения.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2019 года.
Судья А.А. Шуравин