дело № 2- 2390/2015
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ<дата> т г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Иськовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Синтемовой Т. В. об оспаривании решения земельной комиссии администрации Пушкинского муниципального района Московской области,
У С Т А Н О В И Л :
Синтемова Т.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; для огородничества.
В обоснование заявления указала, что <дата> заявитель обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о предоставлении ей в аренду указанного выше земельного участка. При этом, заявитель действовала в соответствии с Положением «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определения цены (стоимости) и арендной платы на земельные участки, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в собственность (аренду) для присоединения к смежному землепользования на территории Пушкинского муниципального района Московской области». Решением земельной комиссии от <дата> заявителю было согласовано предоставление в аренду указанного выше земельного участка при условии постановки его на кадастровый учет с учетом водоохраной зоны реки Клязьма. В нарушение требований указанного Положения администрацией Пушкинского муниципального района схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не была утверждена, границы земельного участка не были установлены. Однако, публикация о предоставлении в аренду указанного земельного участка в средствах массовой информации, как сформированного, была сделана. После публикации на указанный выше земельный участок появились еще претенденты, в связи с чем <дата> земельной комиссией при администрации Пушкинского муниципального района было принято решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка. Из решения не следует с какими заявлениями обратились другие претенденты. Заявитель считает отказ незаконным, нарушающим ее права на получение земельного участка в аренду (л.д. 3-5).
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Рыбченков С.И., Коломойцева Е.А., Левашов С.М.
В судебном заседании Синтемова Т.В. и ее представитель (протокол судебного заседания - л.д. 40) Кузьмин Д.И. заявление поддержали, просили его удовлетворить, указав, что восстановление прав заявителя подлежит путем возложения обязанности на администрацию Пушкинского муниципального района Московской области по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Представитель заинтересованного лица администрации Пушкинского муниципального района по доверенности Морозова И.В. возражала удовлетворению заявления, поддержала решение комиссии.
Заинтересованное лицо Левашов С.М. в судебном заседание разрешение требований Синтемовой Т.В. оставил на усмотрение суда.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, находит заявление Синтемовой Т.В. не подлежащим удовлетворению.
Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Земельным кодексом РФ в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения.
В силу ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.
Синтемова Т.В. является собственником части жилого дома и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 21-22).
<дата> Синтемова Т.В. обратилась в администрацию <адрес> с просьбой ходатайствовать перед администрацией Пушкинского муниципального района о предоставлении ей в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.6).
<дата> администрацией <адрес> Синтемовой Т.В. было выдано ходатайство на имя администрации Пушкинского муниципального района о предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 7).
<дата> Синтемова Т.В. обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду (л.д. 19).
На данное заявление администрацией Пушкинского муниципального района <дата> был дан ответ, что указанное заявление подлежит рассмотрению на заседании земельной комиссии (л.д. 26).
Решением земельной комиссии № от <дата> Синтемовой Т.В. согласовано предоставление в аренду сроком на 5 лет указанного земельного участка при условии постановки его на кадастровый учет (л.д. 9).
<дата> в администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду указанного выше земельного участка обратился Рыбченков С.И. (л.д. 34). <дата> с аналогичным заявлением обратилась Коломойцева Е.Э. (л.д. 36), а <дата> с таким же заявлением обратился Левашов С.М. (л.д. 29-30).
Решением земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района от <дата> № (л.д. 27) Синтемовой Т.В., Рыбченкову С.И., Коломойцевой Е.Э. и Левашову С.М. отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, в связи с необходимостью проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды в установленном порядке.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ 1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Судом установлено, что заявитель обращалась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для огородничества.
Именно с требованиями о возложении на администрацию Пушкинского муниципального района Московской области обязанности по совершению действий по предоставлению земельного участка в аренду и обратилась Синтемова Т.В. в суд.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно положениям ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Предоставление спорного земельного участка заявителю без проведения аукциона противоречит установленным статьей 34 Земельного кодекса РФ принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Во исполнение требований Земельного кодекса РФ на территории Пушкинского муниципального района принято решение Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> № «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определения цены (стоимости) и арендной платы за земельные участки, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в собственность (аренду) для присоединения к смежному землепользованию на территории Пушкинского муниципального района Московской области» (далее Положение).
В соответствии с п. 3.3., 3.4., 3.5, 3.6. Положения 3.3. На основании обращения Заявителя в случае наличия свободного земельного участка с учетом зонирования территории Управление строительства, архитектуры и градостроительного регулирования администрации Пушкинского муниципального района готовит предложение о возможном (невозможном) использовании земельного участка под заявленные цели, по установлению границ земельного участка для целей, не связанных со строительством, на ближайшее заседание земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района (далее - Комиссия).
3.4. Положения Комиссия, рассмотрев представленные документы, принимает решение о возможном использовании земельного участка под заявленные цели или о возвращении документов Заявителю для доработки.
Решение Комиссии может быть обжаловано Заявителем в установленном порядке в суде.
3.5. Комиссия вправе отказать Заявителю в предоставлении земельного участка в случае невозможности его использования под заявленные цели.
Решение Комиссии об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано Заявителем в установленном порядке в суде.
3.6. В случае положительного решения Земельной комиссии о предоставлении земельного участка по поручению администрации района соответствующая землеустроительная организация на основании сведений градостроительных и земельно-кадастровых документов обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с п. 3.7 Положения после утверждения администрацией Пушкинского муниципального района схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории уполномоченный орган готовит информацию в межмуниципальную газету "Маяк" или иной печатный орган муниципального образования Пушкинский муниципальный район о предоставлении земельного участка и обеспечивает заблаговременную не менее чем за один месяц публикацию такой информации. В случае поступления двух и более заявлений на предоставление указанного земельного участка участок подлежит выставлению на торги в порядке, установленном действующим законодательством.
Публикация в средствах массовой информации сведений об указанном выше земельном участке до утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не противоречит положениям ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Утверждение схемы расположения земельного участка в силу положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации является одним из этапов предоставления земельного участка и не свидетельствует о невозможности публикации в средствах массовой информации сведений о земельном участке до утверждения такой схемы.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с п. 3.1 Положения юридические или физические лица (далее - Заявители), заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением на имя руководителя администрации Пушкинского муниципального района. В заявлении указываются цель использования земельного участка, возможное место расположения, необходимые размеры, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагаются сведения государственного земельного кадастра, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, также может предоставляться технико-экономическое обоснование целесообразности предоставления земельного участка под заявленную цель.
Таким образом, предоставление заявителю спорного земельного участка в аренду без публикации информации о его предстоящем предоставлении и невыявление всех заинтересованных в приобретении данного земельного участка лиц является нарушением требований Земельного кодекса РФ и решению Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от <дата> № «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определения цены (стоимости) и арендной платы за земельные участки, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в собственность (аренду) для присоединения к смежному землепользованию на территории Пушкинского муниципального района Московской области».
Также суд учитывает, что спорный земельный участок не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет.
Отсутствие утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
Требование заявителя о возложении на администрацию обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в рамках оспаривания решения земельной комиссии об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, удовлетворению не подлежит, поскольку заявитель с требованиями об утверждении указанной схемы в администрацию не обращалась, органом местного самоуправления решение об отказе в утверждении указанной схемы не принималось.
Кроме того, судом требования заявителя об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, выразившиеся в отсутствие принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не заявлены.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в соответствии нормами действующего на момент его издания законодательства и не нарушает прав заявителя, в связи с чем заявленные Синтемовой Т.В. требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку на день рассмотрения гражданского дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод заявителя и необходимости в связи с этим возложения на должностное лицо обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ отказывает в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Синтемовой Т. В. об оспаривании решения земельной комиссии администрации Пушкинского муниципального района Московской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - <дата>.
Судья: