Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1095/2018 ~ М-1017/2018 от 17.09.2018

Дело № 2-1095/2018

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

15 ноября 2018 года г. Оханск

Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) Пермского края в составе: председательствующего судьи Завертяевой Л.В.,

при секретаре Шильненковой О.С.

с участием представителя истца Шергиной Ю.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Жигулева В.А., действующего на основании распоряжения и Устава

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел

к Администрации Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края

о признании действий противоправными и возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел (далее Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в Нытвенский районный суд постоянное судебное присутствие в г.Оханск с заявлением к администрации Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края. Просит признать действия, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства,    противоправными в отношении граждан проживающих в с. Беляевка Оханского района Пермского края; возложить обязанность прекратить нарушение прав потребителей - граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст. 11, 18, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ; п.п. 3.1., 3.2., 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения п. 1.13, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:

- обязать обеспечить качество подаваемой хозяйственно-питьевой воды в соответствии с требованиями п.п. 3.1., 3.2., 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», по показателям мутность, железо, марганец, жесткость общая, общие колиформные бактерии, в срок в течении года с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать получить заключение органа Роспотребнадзора по проекту организации
зон санитарной охраны участка водозабора (скважины № 2327, № б/н) подземных вод
для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с. Беляевка, в срок в течении
года с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии
водного объекта (скважины № 2327, № б/н) действующим санитарно-
эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения с.
Беляевка использования водного объекта, в срок в течении года с момента
вступления решения суда в законную силу;

возложить обязанность в течении месяца после вступления решения суда в
законную силу довести до сведения потребителей с. Беляевка Оханского района
Пермского края, через средства массовой информации или иным способом до
сведения потребителей решение суда.

В обоснование иска указано, что по результатам плановой проверки в августе 2016 г. в отношении Администрации Беляевского сельского поселения Оханского района было установлено, что в соответствии с Уставом, администрация Беляевского поселения осуществляет свою деятельность на территории поселения. На территории Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района имеется централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение в с.Беляевка. Однако, гарантирующая организация, осуществляющая на территории поселения холодное водоснабжение и эксплуатирующая водопроводные сети, не определена, зона её деятельности не установлена. Администрацией Беляевского сельского поселения при оказании коммунальных услуг по распределению воды допущены нарушения требований санитарного законодательства: при эксплуатации водозабора (скважины № 2327, № б/н) с. Беляевка, качество подаваемой хозяйственно-питьевой воды не соответствует требованиям п.п. 3.1., 3.2., 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважины № 2327, № б/н) не имеет заключения органов Роспотребнадзора; использование водного объекта (скважины № 2327, № б/н) для питьевого водоснабжения населения с. Беляевка допущено без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения» с. Беляевка использования водного объекта. Осуществление забора воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из водных объектов скважины, ведется из не разрешенного к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел Шергина Ю.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Администрации Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района Жигулев В.А. с исковыми требованиями не согласен.

Представитель третьего лица администрации Оханского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представлено письменное пояснение по иску.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 2 указанного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.

В соответствии с п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.

3.7. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

При рассмотрении данного спора судом установлено, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому краю от 21.07.2016 № 1422 проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Беляевского сельского поселения.

Из акта проверки Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 184 от 26.08.2016 г. следует, что Администрация Беляевского сельского поселения – муниципальное образование, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; имеет Устав. Также осуществляет деятельность по организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с.Беляевка Оханского района; осуществляет деятельность по эксплуатации водопровода питьевого и хозяйственно-бытового назначения (л.д. 21-25).

В результате плановой выездной проверки, в том числе, установлено, что

- санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (скважин) не получены;

- рабочая программа производственного контроля качества питьевой и хозяйственно-бытовой воды не разработана;

- производственный контроль качества не производится;

- качество водопроводной воды из скважин и водозаборных колонок в с.Беляевка не соответствует требованиям п.п. 3.1., 3.2., 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а именно

- проба воды, отобранная из скважины б/н по показателю «Мутность (по каолину)» не соответствует требованиям п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, по показателю «Железо (Fe)» не соответствует требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», по показателю «Общие колиформные бактерии» не соответствует требованиям п. 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01.

- проба воды, отобранная из скважины № 2327 по показателям: «Жесткость общая», «Марганец» не соответствует требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».

26.08.2016 глава администрации Беляевского СП с актом проверки ознакомлен.

Свидетельством о постановке на учет юридического лица подтверждается, что 08.12.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица Муниципального учреждения Администрация Беляевского сельского поселения (л.д. 42).

В соответствии с Уставом Беляевского сельского поселения Оханского района, основными видами деятельности является, в том числе, организация в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения (л.д. 34-39).

Таким образом, на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств суд приходит к выводу о том, что администрация Беляевского сельского поселения как юридическое лицо, распоряжающееся скважиной осуществляет деятельность по организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с.Беляевка, по эксплуатации водопровода питьевого и хозяйственно-бытового назначения, обязано обеспечить качество подаваемой хозяйственно-питьевой воды в соответствии с требованиями п.п.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, по показателям мутность, железо, марганец, жесткость общая, общие колиформные бактерии); получить заключение органа Роспотребнадзора по проекту организации зон санитарной охраны участков водозабора (скважины № 2327, № б/н); получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения с. Беляевка, использования водного объекта.

Поскольку ответчик осуществляет деятельность в сфере водоснабжения жителей с.Беляевка, то несет ответственность за надлежащее качество предоставляемых услуг.

В случае несоответствия питьевой воды по микробиологическим и химическим показателям оказывается вредное воздействие на здоровье населения с.Беляевка, что создает угрозу жизни и здоровья потребителей.

Тем самым ответчиком допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан.

Статьей 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей» предусмотрено, что орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

На основании изложенного суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом с целью своевременного исполнения решения суда, срок реализации мероприятий суд устанавливает один год шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Срок доведения правонарушителем решения суда до сведения потребителей суд устанавливает - в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56, ст. 59, 60, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать действия администрации Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в с. Беляевка Оханского района Пермского края.

Обязать администрацию Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края прекратить нарушение прав потребителей – граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст.ст.11, 18,,39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, п.п.1.3, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения», п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:

- обязать при эксплуатации водозабора (скважины № 2327, № б/н) с. Беляевка обеспечить качество подаваемой хозяйственно-питьевой воды в соответствии с требованиями п.п.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, по показателям мутность, железо, марганец, жесткость общая, общие колиформные бактерии) в срок в течение года с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать получить заключение органа Роспотребнадзора по проекту организации зон санитарной охраны участков водозабора (скважины № 2327, № б/н) подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с Беляевка в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины № 2327, № б/н), действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения с. Беляевка, использования водного объекта, в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- обязать в течение месяца после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей с. Беляевка, Оханского района Пермского края, через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд ( постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 22 ноября 2018 года.

Судья Л.В. Завертяева

2-1095/2018 ~ М-1017/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел
Ответчики
Администрация Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района
Другие
Администрация Оханского муниципального района
Жигулев Валерий Аркадьевич
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Завертяева Л.В.
Дело на странице суда
nytva--perm.sudrf.ru
17.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2018Передача материалов судье
21.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.10.2018Предварительное судебное заседание
23.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2018Судебное заседание
22.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2018Дело оформлено
24.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее