Дело № 2-1095/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2018 года г. Оханск
Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханск) Пермского края в составе: председательствующего судьи Завертяевой Л.В.,
при секретаре Шильненковой О.С.
с участием представителя истца Шергиной Ю.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Жигулева В.А., действующего на основании распоряжения и Устава
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел
к Администрации Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края
о признании действий противоправными и возложении обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел (далее Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в Нытвенский районный суд постоянное судебное присутствие в г.Оханск с заявлением к администрации Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края. Просит признать действия, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан проживающих в с. Беляевка Оханского района Пермского края; возложить обязанность прекратить нарушение прав потребителей - граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст. 11, 18, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ; п.п. 3.1., 3.2., 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения п. 1.13, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:
- обязать обеспечить качество подаваемой хозяйственно-питьевой воды в соответствии с требованиями п.п. 3.1., 3.2., 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», по показателям мутность, железо, марганец, жесткость общая, общие колиформные бактерии, в срок в течении года с момента вступления решения суда в законную силу;
обязать получить заключение органа Роспотребнадзора по проекту организации
зон санитарной охраны участка водозабора (скважины № 2327, № б/н) подземных вод
для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с. Беляевка, в срок в течении
года с момента вступления решения суда в законную силу;
обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии
водного объекта (скважины № 2327, № б/н) действующим санитарно-
эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения с.
Беляевка использования водного объекта, в срок в течении года с момента
вступления решения суда в законную силу;
возложить обязанность в течении месяца после вступления решения суда в
законную силу довести до сведения потребителей с. Беляевка Оханского района
Пермского края, через средства массовой информации или иным способом до
сведения потребителей решение суда.
В обоснование иска указано, что по результатам плановой проверки в августе 2016 г. в отношении Администрации Беляевского сельского поселения Оханского района было установлено, что в соответствии с Уставом, администрация Беляевского поселения осуществляет свою деятельность на территории поселения. На территории Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района имеется централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение в с.Беляевка. Однако, гарантирующая организация, осуществляющая на территории поселения холодное водоснабжение и эксплуатирующая водопроводные сети, не определена, зона её деятельности не установлена. Администрацией Беляевского сельского поселения при оказании коммунальных услуг по распределению воды допущены нарушения требований санитарного законодательства: при эксплуатации водозабора (скважины № 2327, № б/н) с. Беляевка, качество подаваемой хозяйственно-питьевой воды не соответствует требованиям п.п. 3.1., 3.2., 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; проект организации зон санитарной охраны участка водозабора подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважины № 2327, № б/н) не имеет заключения органов Роспотребнадзора; использование водного объекта (скважины № 2327, № б/н) для питьевого водоснабжения населения с. Беляевка допущено без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения» с. Беляевка использования водного объекта. Осуществление забора воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения из водных объектов скважины, ведется из не разрешенного к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел Шергина Ю.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района Жигулев В.А. с исковыми требованиями не согласен.
Представитель третьего лица администрации Оханского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представлено письменное пояснение по иску.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 2 указанного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 1.6. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
1.11. Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
1.13. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.
В соответствии с п. 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.
3.7. Разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
При рассмотрении данного спора судом установлено, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Пермскому краю от 21.07.2016 № 1422 проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации Беляевского сельского поселения.
Из акта проверки Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю № 184 от 26.08.2016 г. следует, что Администрация Беляевского сельского поселения – муниципальное образование, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; имеет Устав. Также осуществляет деятельность по организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с.Беляевка Оханского района; осуществляет деятельность по эксплуатации водопровода питьевого и хозяйственно-бытового назначения (л.д. 21-25).
В результате плановой выездной проверки, в том числе, установлено, что
- санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов (скважин) не получены;
- рабочая программа производственного контроля качества питьевой и хозяйственно-бытовой воды не разработана;
- производственный контроль качества не производится;
- качество водопроводной воды из скважин и водозаборных колонок в с.Беляевка не соответствует требованиям п.п. 3.1., 3.2., 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а именно
- проба воды, отобранная из скважины б/н по показателю «Мутность (по каолину)» не соответствует требованиям п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, по показателю «Железо (Fe)» не соответствует требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», по показателю «Общие колиформные бактерии» не соответствует требованиям п. 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01.
- проба воды, отобранная из скважины № 2327 по показателям: «Жесткость общая», «Марганец» не соответствует требованиям п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
26.08.2016 глава администрации Беляевского СП с актом проверки ознакомлен.
Свидетельством о постановке на учет юридического лица подтверждается, что 08.12.2005 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании юридического лица Муниципального учреждения Администрация Беляевского сельского поселения (л.д. 42).
В соответствии с Уставом Беляевского сельского поселения Оханского района, основными видами деятельности является, в том числе, организация в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения (л.д. 34-39).
Таким образом, на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств суд приходит к выводу о том, что администрация Беляевского сельского поселения как юридическое лицо, распоряжающееся скважиной осуществляет деятельность по организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с.Беляевка, по эксплуатации водопровода питьевого и хозяйственно-бытового назначения, обязано обеспечить качество подаваемой хозяйственно-питьевой воды в соответствии с требованиями п.п.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, по показателям мутность, железо, марганец, жесткость общая, общие колиформные бактерии); получить заключение органа Роспотребнадзора по проекту организации зон санитарной охраны участков водозабора (скважины № 2327, № б/н); получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения с. Беляевка, использования водного объекта.
Поскольку ответчик осуществляет деятельность в сфере водоснабжения жителей с.Беляевка, то несет ответственность за надлежащее качество предоставляемых услуг.
В случае несоответствия питьевой воды по микробиологическим и химическим показателям оказывается вредное воздействие на здоровье населения с.Беляевка, что создает угрозу жизни и здоровья потребителей.
Тем самым ответчиком допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан.
Статьей 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей» предусмотрено, что орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
На основании изложенного суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом с целью своевременного исполнения решения суда, срок реализации мероприятий суд устанавливает один год шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Срок доведения правонарушителем решения суда до сведения потребителей суд устанавливает - в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56, ст. 59, 60, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать действия администрации Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению с нарушением санитарного законодательства, противоправными в отношении граждан, проживающих в с. Беляевка Оханского района Пермского края.
Обязать администрацию Беляевского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края прекратить нарушение прав потребителей – граждан по оказанию услуги по водоснабжению с нарушением требований ст.ст.11, 18,,39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, п.п.1.3, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения», п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно:
- обязать при эксплуатации водозабора (скважины № 2327, № б/н) с. Беляевка обеспечить качество подаваемой хозяйственно-питьевой воды в соответствии с требованиями п.п.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, по показателям мутность, железо, марганец, жесткость общая, общие колиформные бактерии) в срок в течение года с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать получить заключение органа Роспотребнадзора по проекту организации зон санитарной охраны участков водозабора (скважины № 2327, № б/н) подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с Беляевка в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважины № 2327, № б/н), действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения с. Беляевка, использования водного объекта, в течение одного года шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
- обязать в течение месяца после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей с. Беляевка, Оханского района Пермского края, через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд ( постоянное судебное присутствие в г. Оханск) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 22 ноября 2018 года.
Судья Л.В. Завертяева