Решение по делу № 2-137/2015 от 10.04.2015

Дело № 2-137/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вуктыл 29 апреля 2015 года

Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сурганова О.В.,

при секретаре Смагиной К.Р.,,

с участием старшего помощника прокурора <адрес> Курято М.Р.,

истиц Пономаревой С.Е. и Дорофеевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Пономаревой С. Е., Пономарева Б. Н. и Дорофеевой Е. Б. к администрации сельского поселения «Усть-Соплеск» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

у с т а н о в и л:

в Вуктльский городской суд с заявлением к администрации сельского поселения «Усть-Соплеск»(далее администрации СП «Усть –Соплекск) о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в интересах Пономаревой С. Е., Пономарева Б. Н. и Дорофеевой Е. Б. обратился прокурор <адрес>.

Свои требования прокурор <адрес> мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Пономаревой С.Е., Пономарева Б.Н. и Дорофеевой Е.Б. о нарушении их жилищных прав администрацией СП «Усть – Солплеск» по результатам которой выявлены нарушения, требующие принятие мер прокурорского реагирования. Как установлено в ходе проверки, заявители проживали по адресу: <адрес><адрес>, который в соответствии с заключением межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории МР «Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания. При этом из данного заключения следует. что конструкции жилого здания демонтированы в полном объеме, отключение инженерных систем произведено в 2008 году. Из ответа главы СП «Усть-Соплеск» дом, расположенный по указанному адресу полностью снесен в 2011 году. В нарушение требований закона администрацией СП «Усть –Соплеск» не принято мер по переселению граждан дома, расположенного по адресу: <адрес> – Соплеск. <адрес>, другое жилое помещение Пономаревой С.Е., Пономареву Б.Н. и Дорофеевой Е.Б. не предоставлено.

Прокурор в судебном заседании на требованиях, заявленных в интересах Пономаревой С.Е., Пономарева Б.Н. и Дорофеевой Е.Б. настаивал.

Пономарева С.Е. и Дорофеева Е.Б. в судебном заседании требования прокурора поддержали.

Пономарев Б.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора поддержал.

Представитель администрации СП »Усть - Соплеск» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, с требованиями прокурора согласился.

Суд, заслушав пояснение прокурора, Пономаревой С.Е. и Дорофеевой Е.Б., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено, что МО СП «Усть – Соплеск» осуществляет свою деятельность на основании Устава, принятого решением Совета сельского поселения «Усть – Соплеск» – 3/ 4 от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.2 Устава МО СП «Усть – Соплеск» в состав территории сельского поселения «Усть – Соплеск» входит поселок сельского типа Усть – Соплеск, деревни, Усть – Воя, Усть – Щугер.

Из ст.16 Устава МО СП «Усть – Соплеск» следует, что к вопросам местного значения относятся: …3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения «Усть – Соплеск», … 6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении «Усть – Соплеск» и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

На основании распоряжения Правительства Республики Коми от 06.10.2008 № 355-р по акту приема-передачи муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в собственность муниципального образования сельского поселения «Усть-Соплеск» от ДД.ММ.ГГГГ передано муниципальное имущество, в том числе жилые помещения - квартиры, расположенные по адресу: <адрес>.

Согласно ответа исх.от ДД.ММ.ГГГГ руководителя администрации МР «Вуктыл» на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 06 октября 2008 года № 355-р по акту приема – передачи муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в собственность муниципального образования сельского поселения «Усть – Соплеск» от ДД.ММ.ГГГГ передано муниципальное имущество, в том числе жилые помещения – квартиры, расположенные по адресу: <адрес> – Соплеск, <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается приложением к распоряжению Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ – р и актом приема – передачи муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Вуктыл» в собственность муниципального образования сельского поселения «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Из заключения межведомственной комиссией по вопросам переустройства, перепланировки, и использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории муниципального района «Вуктыл» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что наличие демонтирование конструкций жилого здания в полном объеме. Отключение инженерных коммуникаций (центральное отопление) произведено в 2008 году. Согласно данного заключения комиссия приняла решение о признании жилого <адрес><адрес> сельского поселения «<данные изъяты>» непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно свидетельства о рождении , выданного ДД.ММ.ГГГГ родителями Пономаревой Е. Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются Пономарев Б. Н. и Пономарева С. Е..

В соответствии со свидетельством о заключении брака <данные изъяты> выданного ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между Дорофеевым А. С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Пономаревой Е. Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., после чего супругам присвоена фамилия «Дорофеевы».

В соответствии с ответом исх.от ДД.ММ.ГГГГ администрации ГП «Вуктыл» Пономаревой Е.С. было отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с составом семьи 2 человека.

Из справки исх.администрации СП «Усть – Соплеск» следует, что Пономарева С.Е. вместе с мужем – Пономаревым Б.Н. и дочерью – Дорофеевой Е.Б., зарегистрированы по адресу: <адрес>.

В соответствии с уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений ; от ДД.ММ.ГГГГ в государственном органе регистрации отсутствует информация о наличии у Пономаревой С.Е., Пономарева Б.Н. и Дорофеевой Е.Б. зарегистрированных прав на недвижимое имущество.

Согласно справок исх., от ДД.ММ.ГГГГ Вуктыльского производственного участка Ухтинского отделения ФГУП «Ростехингвентаризация – Федеральное БТИ» не зарегистрировано право личной собственности Пономаревой С.Е., Пономарева Б.Н.и Дорофеевой Е.Б. на объекты недвижимости.

Из ответа главы администрации МО СП «Усть – Соплеск» исх.от ДД.ММ.ГГГГ следует, что семья Пономаревых выехала в <адрес> осенью 2006 года, в 2011 году <адрес> снесен полностью, свободного жилья на территории поселения в настоящее время нет. По данным проведенной согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ инвентаризации муниципального жилого фонда в поселке 12 пустующих квартир. Договор социального найма с Пономаревыми отсутствует, т.к. договора социального найма стали заключать с осени 2009 года. Пономарева С.Е., Пономарев Б.Н. и Дорофеева Е.Б. с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в администрацию не обращались.

В силу п.1 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания или ремонту или не подлежат реконструкции.

Из ст. 89 ЖК РФ следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст.86 – 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади раннее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах населенного пункта.

В соответствии с ч.1 ст. 89 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления жилого помещения с согласия в письменной форме граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено раннее занимаемое жилое помещение, но только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом.

На основании п.п.1,п.1 ст. 85 Федерального закона от 06 декабря 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Понятие «населенный пункт» применительно к ст.86 и ч.1 ст.89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначными понятиями «муниципальное образование», «городской округ» или муниципальный район».

Под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).

Из материалов дела следует, что снесенный дом, в котором зарегистрированы истцы, находился по адресу: <адрес><адрес> <адрес>, т.е на территории населенного пункта Усть – Соплеск, находящегося на территории сельского поселения «Усть – Соплеск».

Основные принципы, формы и порядок реализации прав граждан на жилище определены в ЖК РФ.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или

реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-
восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как установлено в ходе проверки заявители проживали по адресу: <адрес>, который в соответствии с заключением межведомственной комиссией по вопросам переустройства, перепланировки и использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории муниципального района «Вуктыл» от 02.02.2012 № 2 признан непригодным для проживания, при этом из названного заключения следует, что конструкции жилого здания демонтированы в полном объеме, отключение инженерных коммуникаций (центральное отопление) произведено в 2008 году. Более того, как следует из ответа Главы администрации на запрос Вуктыльского городского суда (исх. № 968 от 22.10.2014) дом, расположенный по указанному выше адресу полностью снесен в 2011 году.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с ст.ст. 85, 87 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

При этом возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договорам социального найма лицами, проживающими в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, "и которые не являются его собственниками, не находится в зависимости от признания указанных граждан малоимущими. Жилое помещение предоставляется в данном случае не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием прежнего жилья, которое не находится в собственности гражданина, непригодным для проживания.

В силу ч.3 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находится по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено раннее занимаемое жилое помещение.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилых фондах.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах Пономаревой С.Е., Пономарева Б.Н. и Дорофеевой Е.Б. возложить на администрацию МО СП «Усть-Соплеск» обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям <адрес>, равнозначное по общений площади ранее занимаемому жилому помещению подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию сельского поселения «Усть - Соплеск» предоставить Пономаревой С. Е., Пономареву Б. Н. и Дорофеевой Е. Б. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям поселка Усть – Соплекск, равнозначное по общей площади раннее занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>)

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца с даты принятия в окончательной форме через Вуктыльский городской суд.

Судья О.В. Сурганов

2-137/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дорофеева Е.Б.
Пономраев Б.Н.
Пономарева С.Е.
Ответчики
АСП "Усть-Соплеск"
Суд
Вуктыльский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vuktyl.komi.sudrf.ru
10.04.2015Передача материалов судье
10.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2015Судебное заседание
29.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее