Дело № 2-171/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 марта 2015 года г. Кондопога
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Береговой С.В.
при секретаре Ивановой К.В.,
с участием прокурора Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кондопожского муниципального района, администрации Янишпольского сельского поселения, Обществу с ограниченной ответственности «Лесэко Норд» о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,
УСТАНОВИЛ:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился с названным иском по тем основаниям, что при проведении проверки соблюдения законодательства в сфере соблюдения природоохранного законодательства, установлено, что на территории Янишпольского сельского поселения, в ......... № ... расположены 6 несанкционированных свалок бытового мусора с координатами: № ... Указанная территория арендуется ООО «Лесэко Норд». Размещение данных свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Участок лесного фонда в ........ соответствии с договором от ХХ.ХХ.ХХ № № ...з передан в аренду ООО «Лесэко Норд». Ответственность за ликвидацию указанных свалок несет ООО «Лесэко Норд» и администрация Янишпольского сельского поселения. Заявление мотивировано статьями 3, 7, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьями 8, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 55 Лесного кодекса РФ, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 22, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Правилами санитарной безопасности в лесах. На основании изложенного окончательно просит понудить ответчиков ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории Янишпольского сельского поселения в квартале № ... в выделах № ... с координатами: № ...
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Кондопожского муниципального района, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – ЗАО «Янишполе».
Прокурор Кондопожского района Б., действующий на основании поручения, в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования к администрации Кондопожского муниципального района и ООО «Лесэко Норд», просил обязать администрацию Кондопожского муниципального района и ООО «Лесэко Норд» ликвидировать несанкционированные свалки с координатами, указанными в заявлении, расположенную на территории Янишпольского участкового лесничества.
Представитель ответчика ООО «Лесэко Норд» в судебное заседание не явился, направили отзыв на заявление, в котором выразили позицию против удовлетворения иска к обществу, указывая, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска, вины ответчика в образовании данных свалок нет, виновные лица в образовании свалок не установлены. ООО «Лесэко Норд» несут обязательства непосредственно связанные с исполнением договора аренды лесного участка (лесозаготовкой).
Представитель ответчика администрации Янишпольского сельского поселения – Глава Янишпольского сельского поселения Иванихина Т.Б., в судебном заседании возражала против заявленных требований, считая администрацию ненадлежащим ответчиком. Дополнительно указала, что кроме арендатора ООО «Лесэко Норд» дорогой в указанных кварталах пользуется ЗАО «Янишполе».
Представитель администрации Кондопожского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли, возражений не представили, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Представитель ЗАО «Янишполе» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли, возражений не представили.
Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК, ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» Карпова Ю.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования по изложенным основаниям, подтвердила обнаружение спорных свалок в указанных в заявлении кварталах, расположенных на территории Янишпольского участкового лесничества в период аренды данного участка ООО «Лесэко Норд».
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 2 Закона № 89-ФЗ).
Земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (ст. 4 Закона 7-ФЗ). Статьей 51 Закона № 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что ХХ.ХХ.ХХ при проведении патрулирования по маршруту № ... Кондопожского участкового лесничества (Березовского по лесоустройству) ........ лесничими Кондопожского участкового лесничества было обнаружено шесть несанкционированных свалок, расположенные в квартале № ... в выделах № ... с координатами: № ... Свалки обнаружены в Янишпольском участковом лесничестве, на лесном участке, арендуемом ООО «Лесэко Норд» на основании договора аренды № № ...-з от ХХ.ХХ.ХХ года. Указанны обстоятельства подтверждаются актом патрулирования б/н от ХХ.ХХ.ХХ года, чертежом участка несанкционированной свалки в ........, актом осмотра от ХХ.ХХ.ХХ ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество», протоколами о лесонарушении № ... от ХХ.ХХ.ХХ года, № ... от ХХ.ХХ.ХХ года, № ... от ХХ.ХХ.ХХ года, фотографиями, заявлением ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» начальнику ОМВД России по ........ № ... от ХХ.ХХ.ХХ и ответу на него; извещениями ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» № ... и № ... от ХХ.ХХ.ХХ года, актом осмотра № ... от ХХ.ХХ.ХХ года.
По сведениям ГКУ РК «Кондопожское центральное лесничество» Министерства по природопользованию и экологии РК спорные несанкционированные свалки в квартале № ... в выделах № ... Кондопожского (Березовского по лесоустройству) участкового лесничества находится на землях лесного фонда и относится к Янишпольскому сельскому поселению.
Согласно пунктам 1 – 3 статьи 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию данной деятельности на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований также определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Поскольку, согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 131-ФЗ в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон, пункт 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ, обязывающий администрацию поселения к вывозу и сбору бытовых отходов, и ст. 7 Закона 7-ФЗ применению не подлежат.
В статье 8.1 Закона № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 № 485-ФЗ) закреплено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей, что законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
Законом № 1852-ЗРК от 22.12.2014 года, действующим с 01.01.2015 года, не установлено обязанности за сельским поселениями решение вопросов организации сбора вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 51 Лесного кодекса РФ установлены общие положения об охране и о защите лесов. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с п. 4 которых на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Спорные несанкционированные свалки образовались на территории, находившейся в аренде ООО «Лесэко Норд» на основании договора аренды лесного участка № № ...-з от ХХ.ХХ.ХХ года. Срок действия Договора согласно п. <...> установлен до ХХ.ХХ.ХХ года.
В соответствии с п. ХХ.ХХ.ХХ договора установлена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Факт наличия спорных свалок документально подтвержден по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ года, сторонами не оспаривались.
Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие вины арендатора лесного участка в образовании спорных несанкционированных свалок не доказано. Доказательства, позволяющие установить факт наличия вины ЗАО «Янишполе» в образовании спорных свалок, суду также не представлены.
В связи с изложенным следует признать, что спорные несанкционированные свалки образовались и были обнаружены в период срока действия Договора аренды с ООО «Лесэко Норд» на территории, арендуемой указанным Обществом.
Доводы, указанные в отзыве ООО «Лесэко Норд» о том, что арендатор не обязан принимать меры по ликвидации своими силами и за свой счет свалок производственных и бытовых отходов, возникших не по его вине, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку Правилами санитарной безопасности в лесах и пунктом ХХ.ХХ.ХХ Договора прямо предусмотрена обязанность арендатора осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия на арендованном лесном участке.
Таким образом, на администрацию Кондопожского муниципального района на основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложено решение такого вопроса местного значения, как организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В силу закона, на основании названных норм материального права и договора аренды ООО «Лесэко Норд» также отвечает за проведение санитарно-оздоровительных мероприятий на арендованном лесном участке, оснований для его освобождения от ответственности не имеется, доказательств этому представлено не было. Оснований для возложения обязанности по ликвидации указанных свалок на других лиц не имеется. Суд полагает уточненные требования прокурора обоснованными и считает администрацию Кондопожского муниципального района и ООО «Лесэко Норд» надлежащими ответчиками по настоящему делу.
Доказательства ликвидации свалок на дату рассмотрения дела суду не представлены.
При таких обстоятельствах, поскольку неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, требование Карельского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении ООО «Лесэко Норд» и администрацию Кондопожского муниципального района к ликвидации несанкционированных свалок является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Лесэко Норд» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой определен в соответствии с п.3 ст. 333.19 НК РФ. В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по рассматриваемым судом делам в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании ст. 98, 103 ГПК РФ государственную пошлину суд относит на ответчика ООО «Лесэко Норд».
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Кондопожского муниципального района и Общество с ограниченной ответственностью «Лесэко Норд» ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории Янишпольского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия в квартале № ... выделах № ... с координатами: № ...??.
В удовлетворении иска к администрации Янишпольского сельского поселения отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Лесэко Норд» в бюджет Кондопожского муниципального района государственную пошлину в размере № ... рублей № ... копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Кондопожский городской суд РК.
Судья С.В.Берегова
Решение в окончательной форме принято 10 марта 2015 года (08.03.2015 года и 09.03.2015 года-выходные дни)