РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В.,
С участием: Заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры Темрешова Т.В.,
соответчика Юревич Л.П., ее предстателя Заичикиной Н.В.
при секретаре Кошелевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-611\2020 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области к Администрации м.р. Ставропольский Самарской области, Мишиной Оксане Геннадьевне, Юревич Любовь Петровне о признании недействительным договора аренды
У С Т А Н О В И Л :
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось с иском к Администрации м.р. Ставропольский Самарской области, Мишиной Оксане Геннадьевне, о признании недействительным договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования основаны на положениях статей 17, 27, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> расположен в границах национального парка " Самарская Лука", отнесенного к особо охраняемой природной территории федерального значения, является собственностью Российской Федерации, вследствие истец делает вывод, что у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению им.
Просит признать недействительным договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией м.р. Ставропольский и Мининий О.Г.
Определением Ставропольского районного суда 20.04.20120 к участию в деле в качестве соответчика привлечена субарендатор участка - Юревич Л.П.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ТУ Росимущества Самсоненко Н.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ полностью поддержал исковые требования.
В судебном заседании предстатель третьего лица - Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Темрешов Т.В. в полностью поддержал исковые требования.
Администрация муниципального района Ставропольский в судебное заседание представителя не направила, в отзыве иск не признала, пояснила, что спорный земельный участок находится в хозяйственной зоне, допускающей строительство жилых домов. Вокруг участка находятся жилые дома. Спорный земельный участок в постоянное бессрочное пользование национальному парку "Самарская Лука" не предоставлялся и находится в распоряжении муниципальных органов власти, которые вправе предоставлять земельные участки гражданам в аренду, в силу чего администрация действовала в рамках предоставленных ей полномочий.
Ответчик Юревич Л.П. и ее представитель иск не признали и пояснили, что в 2016 году спорный земельный участок был предоставлен в аренду Мишиной О.Г, которая заключила с Юревич Л.П. договор субаренды. С момента получения земельного участка используют его. На участке ничего не возведено, так как в настоящее время любое строительство на территории села Сосновый Солонец приостановлено, так как строительство в границах национального парка запрещено. Указали, что спорный земельный участок находится в границах исторической застройки села. Участок не относится к собственным землям Национального парка, о чем сообщено в письме ФГБУ. Просят в иске отказать.
Ответчик Мишина О.Г. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена.
Представители третьих лиц - ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука и Управление Росреестра по Самарской области - в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению иска.
Из материалов дела следует, что между администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области (Арендодатель) и Мишиной Оксаной Геннадьевной (Арендатор) на основании протокола аукциона № от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор аренды).
Согласно Договору аренды земельный участок площадью 2292 кв.м, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес> (далее - земельный участок), предоставлен Арендатору в аренду сроком на 20 лет под строительство отдельного стоящего жилого дома, предназначенного для проживания одной семьи. Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду указанный земельный участок по акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору Субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Мишина О.Г. предоставила указанный земельный участок в субаренду Юревич Л.П.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № Договор аренды и Договор субаренды зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Согласно пункту 1 статьи 95 ЗК РФ К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с п. 2 ст. 95 ЗК РФ Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Пунктом 3 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Пунктом 4 ст. 95 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
В силу п. 6 ст. 95 ЗК РФ и п. 4 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года "Об особых охраняемых природных территориях" допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что земельные участки в границах национальных парков, принадлежащие иным пользователям, а также собственникам, не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, однако их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.
Национальный парк "Самарская Лука" создан Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года N 161 "О создании национального парка "Самарская Лука".
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р национальный парк "Самарская Лука" находится в ведении Минприроды России.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 25 февраля 2015 года N 69 утвердило Положение о национальном парке "Самарская Лука" (далее - Положение).
В пункте 3 вышеуказанного Положения о национальном парке "Самарская Лука", предусмотрено, что национальный парк расположен на территориях следующих административных образований Самарской области: муниципального района Ставропольский; муниципального района Волжский; муниципального района Сызранский; в черте городского округа Жигулевск; в черте городского округа Самара.
При этом в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (пункт 4).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, зоны традиционного экстенсивного природопользования, а также :
-зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
Согласно пункту 5 статьи 15 приведенного Федерального закона дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно п. 11 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2015 N 69, на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны:
11.1. Заповедная зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности.
11.2. Особо охраняемая зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий и посещение такой зоны в целях познавательного туризма.
11.3. Рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров.
11.4. Зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
В зоне хозяйственного назначения допускается:строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
Состав и описание функциональных зон национального парка даны в приложении 2, карта-схема зонирования территории национального парка - в приложении 3 к Положению о Национальном парке " Самарская лука".
Как следует из Приложений 2, 3 к Положению и подтверждается ФГБУ "Национальный парк " Самарская Лука" в письме от 13.12.2019, земельный участок с кадастровым номером N 63:32: 2302011:277 расположен на землях, включенных в границы национального парка " Самарская Лука" относится к зоне хозяйственного назначения ( л.д.124).
В Определении от 15 июля 2010 года N 1059-О-О Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросу о приватизации земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах общего пользования, отметил, что, исходя из конституционных предписаний и учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. В Определении от 19 июня 2012 года N 1199-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что законоположения, устанавливающие запрет на приватизацию земельных участков в границах государственных заповедников и национальных парков, направлены на сохранение и развитие земель особо охраняемых природных территорий как важнейшего компонента окружающей среды и - притом что право на приватизацию земли не относится к числу конституционных - не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
В то же время пунктом 1.1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" специально оговаривается, что не допускается уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а пункт 5 статьи 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривает качественную характеристику земель, которые не подлежат приватизации (земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной). Следовательно, для законодателя не исключена возможность в рамках его дискреционных полномочий и с учетом основополагающих принципов, включая принципы правового равенства и правовой определенности, которые распространяются не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П), дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования и определения случаев, когда допускается предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в пределах национального парка, но не имеющих самостоятельного особого природоохранного значения (в частности, из состава земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения).
Согласно п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий, в качестве критерия разграничения публичной собственности, в названной статье Закона не установлено.
Таким образом, факт расположения земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию такого участка.
В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.
Согласно письму ФГБУ « Национальный парк «Самарская Лука от 06.06.2018 спорный земельный участок не относится к собственным землям национального Парка, переданных ему в постоянное бессрочное пользование (л.д. 130).
Следовательно, земельные участки, находящиеся в границах национальных парков и не предоставленные учреждению, осуществляющему управление национальным парком, не относятся к федеральной собственности и не являются ограниченными в обороте.
Такие земельные участки относятся к не разграниченной государственной собственности.
Действующая с 1 марта 2015 года норма - пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - также в качестве общего правила предусматривает право органов местного самоуправления распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанная правовая позиция отражена в ответе Министерства экономического развития Российской Федерации N Д234-977 от 28 марта 2014 года.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок сформирован, учтен в ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости, участку присвоен кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка. Сведений о нахождении спорного земельного участка в границах особо охраняемых природных территориях выписка из ЕГРН не содержит (л.д. 29).
Согласно указанной выписке из ЕГРН, спорный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка.
Ни Постановление Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 №161 «О создании Национального парка «Самарская Лука», ни Решение исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» от 10.08.1984 № 333, ни Положение о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69 не содержат положений о включении населенных пунктов в границы национального парка.
При этом спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов в границах села Сосновый Солонец.
Общеизвестным на территории села фактом, отраженным в общедоступных источниках, является то, что первое упоминание о селе Сосновый Солонец имело место в 1622 году.
При этом Национальный парк был создан в 1984 году.
По смыслу подпункта "д" пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ допускается строительство и эксплуатация указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующих объектов, если они связаны с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов.
С этим соотносится положение подпункта "д" пункта 1 статьи 15, который предусматривает выделение в пределах территории национального парка зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 33-ФЗ установлено, что земельные участки в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.
При этом указанный земельный участок не закреплен за ФГБУ "Национальный парк " Самарская Лука на каком-либо вещном праве.
Содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов в силу упомянутых норм права зависит от целевого назначения земель, определенного на основании функционального зонирования территории этого национального парка, а в соответствии с Приложением N 2 к Положению о национальном парке "Самарская Лука». Земли поселений сельского поселения Сосновый Солонец входят в зону хозяйственного назначения, допускающую осуществление деятельности, связанной с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов и направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.
Доказательств того, что использование земельного участка находящегося в границах исторической застройки села может нанести ли ущерба природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и того, что использование данного участка в соответствии с видом разрешенного использования противоречит целям и задачам национального парка " Самарская Лука» - не представлено.
Кроме того в соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года.
Учитывая, что договор прошел государственную регистрацию в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации №, а обращение с иском имело место ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о пропуске срока исковой давности, о чем заявлено стороной в споре, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.
С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требваоний следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требваоний Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области к Администрации м.р. Ставропольский Самарской области, Мишиной Оксане Геннадьевне, Юревич Любовь Петровне о признании недействительным договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.
Судья –
Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2020 года.