Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-611/2020 ~ М-160/2020 от 27.01.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года г. Тольятти

Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В.,

С участием: Заместителя прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры Темрешова Т.В.,

соответчика Юревич Л.П., ее предстателя Заичикиной Н.В.

при секретаре Кошелевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-611\2020 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области к Администрации м.р. Ставропольский Самарской области, Мишиной Оксане Геннадьевне, Юревич Любовь Петровне о признании недействительным договора аренды

У С Т А Н О В И Л :

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось с иском к Администрации м.р. Ставропольский Самарской области, Мишиной Оксане Геннадьевне, о признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования основаны на положениях статей 17, 27, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> расположен в границах национального парка " Самарская Лука", отнесенного к особо охраняемой природной территории федерального значения, является собственностью Российской Федерации, вследствие истец делает вывод, что у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению им.

Просит признать недействительным договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Администрацией м.р. Ставропольский и Мининий О.Г.

Определением Ставропольского районного суда 20.04.20120 к участию в деле в качестве соответчика привлечена субарендатор участка - Юревич Л.П.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ТУ Росимущества Самсоненко Н.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ полностью поддержал исковые требования.

В судебном заседании предстатель третьего лица - Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора Темрешов Т.В. в полностью поддержал исковые требования.

Администрация муниципального района Ставропольский в судебное заседание представителя не направила, в отзыве иск не признала, пояснила, что спорный земельный участок находится в хозяйственной зоне, допускающей строительство жилых домов. Вокруг участка находятся жилые дома. Спорный земельный участок в постоянное бессрочное пользование национальному парку "Самарская Лука" не предоставлялся и находится в распоряжении муниципальных органов власти, которые вправе предоставлять земельные участки гражданам в аренду, в силу чего администрация действовала в рамках предоставленных ей полномочий.

Ответчик Юревич Л.П. и ее представитель иск не признали и пояснили, что в 2016 году спорный земельный участок был предоставлен в аренду Мишиной О.Г, которая заключила с Юревич Л.П. договор субаренды. С момента получения земельного участка используют его. На участке ничего не возведено, так как в настоящее время любое строительство на территории села Сосновый Солонец приостановлено, так как строительство в границах национального парка запрещено. Указали, что спорный земельный участок находится в границах исторической застройки села. Участок не относится к собственным землям Национального парка, о чем сообщено в письме ФГБУ. Просят в иске отказать.

Ответчик Мишина О.Г. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена.

Представители третьих лиц - ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука и Управление Росреестра по Самарской области - в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению иска.

Из материалов дела следует, что между администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области (Арендодатель) и Мишиной Оксаной Геннадьевной (Арендатор) на основании протокола аукциона от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор аренды).

Согласно Договору аренды земельный участок площадью 2292 кв.м, отнесенный к землям населенных пунктов, имеющий кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> (далее - земельный участок), предоставлен Арендатору в аренду сроком на 20 лет под строительство отдельного стоящего жилого дома, предназначенного для проживания одной семьи. Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду указанный земельный участок по акту приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору Субаренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Мишина О.Г. предоставила указанный земельный участок в субаренду Юревич Л.П.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Договор аренды и Договор субаренды зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

Согласно пункту 1 статьи 95 ЗК РФ К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с п. 2 ст. 95 ЗК РФ Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Пунктом 3 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Пунктом 4 ст. 95 ЗК РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В силу п. 6 ст. 95 ЗК РФ и п. 4 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года "Об особых охраняемых природных территориях" допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Из приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что земельные участки в границах национальных парков, принадлежащие иным пользователям, а также собственникам, не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, однако их использование допускается с соблюдением определенных ограничений, направленных на предотвращение негативного воздействия на природные комплексы.

Национальный парк "Самарская Лука" создан Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года N 161 "О создании национального парка "Самарская Лука".

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р национальный парк "Самарская Лука" находится в ведении Минприроды России.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 25 февраля 2015 года N 69 утвердило Положение о национальном парке "Самарская Лука" (далее - Положение).

В пункте 3 вышеуказанного Положения о национальном парке "Самарская Лука", предусмотрено, что национальный парк расположен на территориях следующих административных образований Самарской области: муниципального района Ставропольский; муниципального района Волжский; муниципального района Сызранский; в черте городского округа Жигулевск; в черте городского округа Самара.

При этом в границы национального парка включены также земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (пункт 4).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением заповедной зоны, особо охраняемой зоны, рекреационной зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, зоны традиционного экстенсивного природопользования, а также :

-зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

Согласно пункту 5 статьи 15 приведенного Федерального закона дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно п. 11 Положения о национальном парке "Самарская Лука", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2015 N 69, на территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей, согласно которому выделены следующие зоны:

11.1. Заповедная зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности.

11.2. Особо охраняемая зона, предназначенная для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий и посещение такой зоны в целях познавательного туризма.

11.3. Рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров.

11.4. Зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение функционирования Учреждения и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

В зоне хозяйственного назначения допускается:строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка и с обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;

Состав и описание функциональных зон национального парка даны в приложении 2, карта-схема зонирования территории национального парка - в приложении 3 к Положению о Национальном парке " Самарская лука".

Как следует из Приложений 2, 3 к Положению и подтверждается ФГБУ "Национальный парк " Самарская Лука" в письме от 13.12.2019, земельный участок с кадастровым номером N 63:32: 2302011:277 расположен на землях, включенных в границы национального парка " Самарская Лука" относится к зоне хозяйственного назначения ( л.д.124).

В Определении от 15 июля 2010 года N 1059-О-О Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросу о приватизации земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах общего пользования, отметил, что, исходя из конституционных предписаний и учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. В Определении от 19 июня 2012 года N 1199-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что законоположения, устанавливающие запрет на приватизацию земельных участков в границах государственных заповедников и национальных парков, направлены на сохранение и развитие земель особо охраняемых природных территорий как важнейшего компонента окружающей среды и - притом что право на приватизацию земли не относится к числу конституционных - не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

В то же время пунктом 1.1 статьи 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" специально оговаривается, что не допускается уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а пункт 5 статьи 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусматривает качественную характеристику земель, которые не подлежат приватизации (земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной). Следовательно, для законодателя не исключена возможность в рамках его дискреционных полномочий и с учетом основополагающих принципов, включая принципы правового равенства и правовой определенности, которые распространяются не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П), дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования и определения случаев, когда допускается предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в пределах национального парка, но не имеющих самостоятельного особого природоохранного значения (в частности, из состава земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения).

Согласно п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий, в качестве критерия разграничения публичной собственности, в названной статье Закона не установлено.

Таким образом, факт расположения земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию такого участка.

В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

Согласно письму ФГБУ « Национальный парк «Самарская Лука от 06.06.2018 спорный земельный участок не относится к собственным землям национального Парка, переданных ему в постоянное бессрочное пользование (л.д. 130).

Следовательно, земельные участки, находящиеся в границах национальных парков и не предоставленные учреждению, осуществляющему управление национальным парком, не относятся к федеральной собственности и не являются ограниченными в обороте.

Такие земельные участки относятся к не разграниченной государственной собственности.

Действующая с 1 марта 2015 года норма - пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - также в качестве общего правила предусматривает право органов местного самоуправления распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Указанная правовая позиция отражена в ответе Министерства экономического развития Российской Федерации N Д234-977 от 28 марта 2014 года.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок сформирован, учтен в ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости, участку присвоен кадастровый , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка. Сведений о нахождении спорного земельного участка в границах особо охраняемых природных территориях выписка из ЕГРН не содержит (л.д. 29).

Согласно указанной выписке из ЕГРН, спорный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: индивидуальная жилая застройка.

Ни Постановление Совета Министров РСФСР от 28.04.1984 №161 «О создании Национального парка «Самарская Лука», ни Решение исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» от 10.08.1984 № 333, ни Положение о Национальном парке «Самарская Лука», утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 69 не содержат положений о включении населенных пунктов в границы национального парка.

При этом спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов в границах села Сосновый Солонец.

Общеизвестным на территории села фактом, отраженным в общедоступных источниках, является то, что первое упоминание о селе Сосновый Солонец имело место в 1622 году.

При этом Национальный парк был создан в 1984 году.

По смыслу подпункта "д" пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ допускается строительство и эксплуатация указанных в подпункте 2 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующих объектов, если они связаны с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов.

С этим соотносится положение подпункта "д" пункта 1 статьи 15, который предусматривает выделение в пределах территории национального парка зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 33-ФЗ установлено, что земельные участки в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

При этом указанный земельный участок не закреплен за ФГБУ "Национальный парк " Самарская Лука на каком-либо вещном праве.

Содержание предусмотренных на территории национального парка ограничений и запретов в силу упомянутых норм права зависит от целевого назначения земель, определенного на основании функционального зонирования территории этого национального парка, а в соответствии с Приложением N 2 к Положению о национальном парке "Самарская Лука». Земли поселений сельского поселения Сосновый Солонец входят в зону хозяйственного назначения, допускающую осуществление деятельности, связанной с обеспечением функционирования расположенных в границах национального парка населенных пунктов и направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

Доказательств того, что использование земельного участка находящегося в границах исторической застройки села может нанести ли ущерба природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и того, что использование данного участка в соответствии с видом разрешенного использования противоречит целям и задачам национального парка " Самарская Лука» - не представлено.

Кроме того в соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года.

Учитывая, что договор прошел государственную регистрацию в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации , а обращение с иском имело место ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о пропуске срока исковой давности, о чем заявлено стороной в споре, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требваоний следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требваоний Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области к Администрации м.р. Ставропольский Самарской области, Мишиной Оксане Геннадьевне, Юревич Любовь Петровне о признании недействительным договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд.

Судья –

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июня 2020 года.

2-611/2020 ~ М-160/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Ответчики
Юревич Л.П.
Мишина О.Г.
Администрация м.р. Ставропольский Самарской области
Другие
Казармина В.С.
Управление Росреестра по Самарской области
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
Калимуллин А.И.
ФГБУ НП "Самарская Лука"
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Болохова О.В.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
27.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.02.2020Предварительное судебное заседание
23.03.2020Предварительное судебное заседание
20.04.2020Предварительное судебное заседание
20.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.05.2020Предварительное судебное заседание
10.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее