Дело № 2-818/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2014 года
город Славгород
Славгородский городской суд Алтайского края
в составе:
председательствующего судьи И.Н. Шполтаковой,
при секретаре М.П. Болдыревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фещенко ФИО8 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кожно-венерологический диспансер» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кожно-венерологический диспансер»о возложении обязанности, в обоснование заявленных требований указывая, что является работником Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кожно-венерологический диспансер», в соответствии с условиями трудового договора, истцу выплачивается должностной оклад и районный коэффициент в размере 20%. Ссылаясь на положения ст.ст. 135, 136 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановление Правительства № 1631 от 27.12.1997г., истица полагает, что действия ответчика по начислению. Заработной платы исходя из коэффициента 20% являются незаконными, нарушающими ее права.
На основании изложенного, истица просит суд обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы за период с 01 мая 2014г. по 33 июля 2014г. с применением районного коэффициента к заработной плате 1, 25 и выплатить сумму перерасчета и возложить обязанность на ответчика начислять и выплачивать заработную плату с 01 августа 2014г. с применением районного коэффициента 1, 25.
В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в адрес суда обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика, не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен, в адрес суда обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Не явился в судебное заседание представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного Управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, о времени и месте судебного разбирательства был извещен, о причине неявки суд не уведомил, заявлений ходатайств об отложении судебного разбирательства или о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не направлял.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица.
В направленном в адрес суда отзыве, третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь при этом на положения ст.ст. 129, 133, 135 ТК РФ, из анализа которых следует, что в оклад истцов не включаются выплаты компенсационного (районный коэффициент), стимулирующего и социального характера, а тот факт, что должностной оклад истцов ниже размера МРОТ для трудоспособного населения, сам по себе не свидетельствует об установлении работнику несправедливого размера заработной платы. 26.10.2011 Администрацией Алтайского края принято постановление № 607 «Об утверждении Отраслевого положения об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности», которым установлены минимальные размеры окладов по профессиональным квалификационным группам, размеры повышающих коэффициентов к окладам, условия осуществления и порядок выплат компенсационного и стимулирующего характера, в связи с чем, КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» при выплате заработной платы работникам руководствуется вышеуказанными нормативными правовыми актами Алтайского края.
Более того, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работникам бюджетной сферы осуществляются за счет средств бюджета Алтайского края, таким образом, расходные обязательства по выплате повышенного районного коэффициента являются обязательствами Администрации Алтайского края и предусматривают принятие нормативного правового акта на уровне субъекта Российской Федерации.
Исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с тем, что ст. 392 ТК РФ, а также постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.04.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» согласно которых предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, истцы знали о том, что им не осуществляется надлежащим образом начисление и выплата заработанной платы, поскольку ежемесячно всем сотрудникам КГБУЗ «Славгородская ЦРБ» вручаются расчетные листы заработанной платы, в которых содержится указание на ее составные части и их размер, таким образом, получая заработанную плату ежемесячно и в производимых работодателем расчетах по ее начислению истцы не могли не знать о нарушении своих прав.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 года, подписанного СССР и вступившего в силу 03.10.1976 года (обязательного для Российской Федерации как правопреемника СССР по международным договорам), участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение и справедливую заработную плату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Аналогично Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на полное вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).
Пленум Верховного суда РФ в п.8 своего Постановления от 17.03.2004 года за №2 «О применении судами Российской федерации Трудового кодекса РФ» разъяснил о том, что при разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со ст.11 ТК РФ нормы этого Кодекса подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем.
Как следует из материалов гражданского дела, а именно устава, Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кожно-венерологический диспансер, г. Славгород» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета, приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации, несет обязанности, выступает в судах в качестве истцов, ответчиков (п.п. 1.3., 1.4.).
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кожно-венерологический диспансер, г. Славгород» поставлен на учет в соответствии с налоговым кодексом РФ 28.02.1994г., что подтверждается свидетельством Федеральной налоговой службы о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения.
Учреждение обязано нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных, расчетных и кредитных обязательств (п. 3.4. Устава).
Согласно п. 5.4. Устава взаимоотношения работников и работодателя, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде.
Согласно п. 5.2. Устава руководителем учреждения является главный врач, который назначается учредителем.
Приказом Управления Алтайского края по здравоохранению от 04.04.2006г. № 46 к/р, на должность главного врача МУЗ «Кожно-венерологического диспансера, г. Славгород», согласно личного заявления с заключением трудового договора с 15.02.2006г., назначен Пола ФИО16.
В соответствии с трудовым договором от 09.01.2008г. и дополнительным соглашением к нему от 01.02.2008г., Фещенко ФИО8 принята на работу в Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кожно-венерологический диспансер, <адрес>» в должности санитарки врачебного кабинета с окладом <данные изъяты> ежемесячно (л.д. 11-13), что подтверждается также трудовой книжкой истца (л.д. 8-10).
Как следует из представленных суду (ответчиком) документов, за спорный период времени, заработная плата истцу начислялась, с учетом районного коэффициента 20%.
Указанный факт, не оспаривался и не опровергался, доказательств обратного суду представлено не было.
Положением об оплате труда Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кожно-венерологический диспансер, г. Славгород», определено, что выплаты компенсационного характера работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, устанавливаются в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации. К выплатам за работу в местностях с особыми климатическими условиями относятся районные коэффициенты, размер которых устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края (п. 4.4.).
Таким образом, судом установлено, что истец состоит в трудовых отношения с ответчиком, заработная плата выплачивается истцу с учетом 20% районного коэффициента.
Разрешая исковые требования истца, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ст. 136 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971г. принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,5.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972г. № 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для города Славгорода Алтайского края, повышен с 1, 15 до 1, 20.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998г. районного коэффициента к заработной плате с 1, 2 до 1, 25, в том числе и для города Славгорода.
В соответствии со ст. ст. 115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно вышеуказанному Постановлению расходы на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Как следует из ч.ч. 5 и 6 ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Также и условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, условие оплаты труда истца в части установления районного коэффициента к заработной плате в размере 20 %, ухудшено по сравнению с действующими нормативно - правовыми актами относительно установления районного коэффициента к заработной плате.
При указанных обстоятельствах, с учетом требований действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании действий ответчика о начислении заработной платы исходя из районного коэффициента в размере 20%, обоснованны, соответственно действия ответчика неправомерны.
Возражения третьего лица, изложенное в отзыве, суд не может принять во внимание, так как указанное не соответствует требованиям действующего трудового законодательства, поскольку влечет нарушение прав работника.
В отзыве, третье лицо указывает на то, что истцом пропущен срок исковой давности, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
С указанным мнением третьего лица суд не может согласиться, поскольку в соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Из представленной ответчиком выписки следует, что заработная плата, согласно коллективному договору от 03.09.2012г., выплачивается до 10 числа следующего месяца.
Таким образом, расчет за май месяц 2014г. перечислен истцу до 10.06.2014г., таким образом, о нарушении своих прав в виде неправильного начисления заработной платы за май месяц 2014г. истица должна была узнать 10.06.2014г., следовательно срок исковой давности по требованию о перерасчете заработной платы за май месяц 2014г. начинает течь ДД.ММ.ГГГГг. и заканчивается ДД.ММ.ГГГГг.
Как следует из материалов гражданского дела, истица обратились в суд ДД.ММ.ГГГГг., поэтому срок исковой давности, по заявленным требованиям, не пропущен, соответственно не пропущен срок исковой давности по требованиям о перерасчете заработной платы за более поздние периоды – июнь и июль 2014г., как и по требованию о возложении обязанности начислять и выплачивать заработную плату с применением районного коэффициента 1, 25 с ДД.ММ.ГГГГг.
При указанных обстоятельствах, доводы третьего лица о пропуске срока исковой давности, суд находит необоснованными.
На основании изложенного, принимая во внимание вышеперечисленные нормы материального права, суд приходит к выводу об обоснованности и законности требований истца, поскольку в соответствии со ст.22 и 56 ТК РФ обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату и соответственно, задолженность по заработной плате, несет работодатель, учитывая, что заработная плата начисляется работникам за отработанное время, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет районного коэффициента за отработанный к моменту рассмотрения настоящего дела период, т.е. с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., а также обязанность в будущем (т.е. начиная с ДД.ММ.ГГГГг.) производить начисление заработной платы с учетом районного коэффициента в установленном действующим законодательством размере, т.е. в размере 1, 25.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере <данные изъяты> 00 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фещенко ФИО8 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Кожно-венерологическому диспансеру, г. Славгород» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кожно-венерологический диспансер, г. Славгород» произвести Фещенко ФИО8 перерасчет заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением районного коэффициента к заработной плате 1, 25 и выплатить сумму перерасчета.
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Кожно-венерологический диспансер, г. Славгород» начислять и выплачивать Фещенко ФИО8 заработную плату с ДД.ММ.ГГГГ с применением районного коэффициента 1, 25.
Взыскать с ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кожно-венерологический диспансер, г. Славгород» в доход казны муниципального образования город Славгород, судебные расходы в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2014 года.
Председательствующий И.Н. Шполтакова