Дело № 39RS0019-01-2020-000746-17
(Производство № 2а-346/2020)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2020 года г. Советск
Советский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Зайцевой Е.С.,
при помощнике судьи Чумаковой А.А.,
с участием в деле:
административного истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области,
административного ответчика Серпова В.В. и его представителя Шелудько А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Калининградской области к Серпову Виктору Вячеславовичу о взыскании транспортного налога,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просила взыскать с Серпова В.В. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 55874 руб. 87 коп. и пени в размере 274 руб. 72 коп., задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 66069 руб. 00 коп. и пени в размере 324 руб. 84 коп.
В обоснование своих требований административный истец указал, что Серпов В.В. имел в собственности транспортные средства: с 21.02.2015 – легковой автомобиль марки <данные изъяты>, 2009 года выпуска, мощностью двигателя 307,0 л.с., государственный регистрационный знак №; с 21.11.2015 по 06.10.2017 - легковой автомобиль марки <данные изъяты>, 2010 года выпуска, мощностью двигателя 239,0 л.с., государственный регистрационный знак №; с 26.11.2015 по 25.11.2017 – грузовой автомобиль <данные изъяты>, 2004 года выпуска, мощностью двигателя 129,16 л.с., государственный регистрационный знак №; с 06.04.2012 по 07.02.2015 – легковой автомобиль марки <данные изъяты>, 2003 года выпуска, мощностью двигателя 450,0 л.с., государственный регистрационный знак №. Налогоплательщику исчислен транспортный налог по сроку уплаты 01.12.2017 года за 2015 год в сумме 55883 руб. 00 коп., за 2016 год в сумме 66069 руб. 00 коп. и направлено налоговое уведомление № 49320160 от 09.09.2017. Серповым В.В. произведена частичная оплата транспортного налога 27.07.2017 за 2015 год на сумму 08 руб. 13 коп. Остаток задолженности по налогу за 2015 год – 55874 руб. 87 коп., за 2016 год – 66069 руб. 00 коп. На недоимку по налогу произведено начисление пени за период просрочки со 02.12.2017 по 19.12.2017 в указанном выше размере. Налоговым органом было выставлено налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 16765 от 20.12.2017, им не исполненное. Налоговый орган в июне 2018 года обратился к мировому судье с заявление о выдаче судебного приказа. Вынесенный мировым судьёй по заявлению налогового органа судебный приказ о взыскании с Серпова В.В. налогов и пени от 11.07.2018 года был 29.11.2019 отменён определением мирового судьи в связи с представленными налогоплательщиком возражениями.
В судебное заседание представитель административного истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 и админ6истративный ответчик Серпов В.В. не явились.
О времени и месте рассмотрения дела административный истец и административный ответчик извещались судом заблаговременно в установленном процессуальном порядке.
Административным истцом представлено заявление о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя административного истца, в котором указано на поддержание в полном объёме исковых требований к Серпову В.В.
Судебные извещения, направленные по адресу регистрации по месту жительства и по адресу возможного фактического проживания, административным ответчиком Серповым В.В. не получены, возвращены в суд с отметкой организации почтовой связи об истечении срока хранения.
Применительно к положениям статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утверждённых Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, рассматриваемых в правовом единстве с пунктом 1 статьи 20 и положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, судом расценивается надлежащим извещением о слушании дела.
Представитель административного ответчика Серпова В.В. – Шелудько А.Н. возражал в отношении удовлетворения исковых требований Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области, обосновывая свои возражения тем, что на сумму 35198 руб. 32 коп. задолженность по транспортному налогу за 2016 год погашена в ходе принудительного исполнительного производства ОСП города Советска УФССП по Калининградской области; для предъявления требований о взыскании налогов за 2015 и 2016 года истекли предусмотренные законом сроки.
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Калининградской области к Серпову В.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 и 2016 года и пени, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьёй 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, установлена обязанность налогоплательщиков своевременно и в полном объёме уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены статьёй 9 Закона Калининградской области от 16.11.2002 г. № 193 «О транспортном налоге», с учетом положений пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федеральных законов, действующих на момент возникновения у налогоплательщика налоговой обязанности.
Налогоплательщиками данного налога, в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1 Закона Калининградской области признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признаётся календарный год. Пунктом 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что месяц регистрации транспортного средства, также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.
Согласно статьи 6 указанного Закона Калининградской области в редакции, действующей в соответствующие налоговые периоды, налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства – на 2014 год и последующие годы: на автомобили легковые с мощностью свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно – 66 руб.; свыше 250 л.с. – 147 руб., грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 40 руб.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена положениями статей 362 и 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанных нормах Налогового кодекса Российской Федерации содержится положение о том, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, названных выше налогов уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В судебном заседании установлено, что в налоговые периоды 2015 - 2016 годов на Серпова В.В. в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения: с 21.02.2015 – легковой автомобиль марки <данные изъяты>, 2009 года выпуска, мощностью двигателя 307,0 л.с., государственный регистрационный знак №; с 21.11.2015 по 06.10.2017 - легковой автомобиль марки <данные изъяты>, 2010 года выпуска, мощностью двигателя 239,0 л.с., государственный регистрационный знак №; с 26.11.2015 по 25.11.2017 – грузовой автомобиль <данные изъяты>, 2004 года выпуска, мощностью двигателя 129,16 л.с., государственный регистрационный знак №; с 06.04.2012 по 07.02.2015 – легковой автомобиль марки <данные изъяты>, 2003 года выпуска, мощностью двигателя 450,0 л.с., государственный регистрационный знак №, что подтверждается представленными ОГИБДД МВД России «Советский сведениями базы ГИБДД «ФИС-М» на 25.05.2020 исх. № 3734 (л.д. 34-41).
В силу указанных выше норм закона Серпов В.В.. являлся плательщиком транспортного налога с физических лиц, взимаемых по указанным выше ставкам. В связи с чем, он обязан был их уплатить в установленные законодательством сроки.
Льгот по уплате названных налогов Серпов В.В. в налоговые периоды 2015 - 2016 годов не имел.
В соответствии с требованиями приведённых выше законоположений межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области Серпову В.В. по состоянию на 09.09.2017 был начислен транспортный налог за 2015 в размере 55883 руб. и за 2016 год в размере 66069 руб., всего в размере 121952 руб., на указанные выше зарегистрированные на него в соответствующий налоговый период транспортные средства
Результаты расчёта налогов отражены в налоговом уведомлении № 49320160 от 09.09.2017 (л.д. 11-12), направленном Серпову В.В. 20.09.2017 посредством почтовой связи, что подтверждается списком почтовых отправлений № 209731 (л.д. 13), с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных положениями Налогового кодекса Российской Федерации (статья 52 указанного Кодекса).
Суммы налогов исчислены налоговым органом с соблюдением порядка, предусмотренного вышеуказанными нормами законодательства.
Размер транспортного налога за 2015 и 2016 года, подлежащий уплате Серповым В.В., определён исходя из установленных ставок от мощности двигателя транспортных средств.
Названные налоги Серпову В.В. подлежало уплатить в срок до 01.12.2017. Однако, данная обязанность налогоплательщиком исполнена в полном объёме не была.
27.07.2017 Серпов В.В. произвёл оплату транспортного налога за 2015 год на сумму 08 руб. 13 коп., остаток задолженности по транспортному налогу, согласно представленным налоговым органом расчёта, содержащегося в карточке «расчёты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу) (л.д. 18-19), составляет за 2015 года – 55874 руб. 87 коп., за 2016 год – 66069 руб.
С учётом того, что в нарушение требований пункта 1 статьи 363 и пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации в срок до 01.12.2017 года транспортный налог не был уплачен в полном размере, налоговый орган по правилам статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации произвёл расчёт пеней от неуплаченной суммы, исходя из одной трехсотой действующей в период просрочки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации: от недоимки по транспортному налогу за 2015 и 2016 года в общем размере 599.56 руб. - за период с 02.12.2017 по 17.12.2017 (ставка пени 8.25) – 536 руб. 55 коп., за период с 18.12.2017 по 19.12.2017 (ставка пени 7.75) – 63 руб. 01 коп.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.
Ввиду наличия у налогоплательщика недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2015 и 2016 года налоговым органом посредством почтовой связи 21.01.2018 направлено Серпову В.В. требование № 16765 от 20.12.2017 об уплате в срок до 13 февраля 2018 года недоимки транспортного налога за 2015 и 2016 год в общем размере 121943 руб. 87 коп., а также пени на недоимку по транспортному налогу за указанный выше период просрочки – 599 руб. 56 коп. (л.д. 14), что подтверждается списком почтовым отправлений № 338618 (л.д. 15).
Требование об уплате задолженности по вышеуказанным налогам и пеней направлено налогоплательщику с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Указанное требование налогового органа в установленном законодательством порядке Серпов В.В. не оспорил, в указанный в требовании срок задолженность по налогам не погасил и начисленные пени не оплатил.
Разрешая данный спор, суд приходит к выводу, что административным истцом обоснована законность взыскания с административного ответчика задолженности по названным выше налогом и пеней. В деле имеются доказательства наличия в собственности Серпова В.В. в рассматриваемые налоговые периоды транспортных средств, признаваемые объектами налогообложения. Судом установлено, что порядок взыскания налоговым органом соблюдён, правильность расчёта сумм налогов и пеней судом проверена, не опровергнута стороной административного ответчика, и признаётся судом обоснованной и арифметически верной.
Статьёй 44 НК РФ установлен перечень оснований прекращения обязанности налогоплательщика по уплате обязательного платежа, которые включает: его уплату, смерть (признание умершим) физического лица, ликвидацию организации.
В силу положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, у налогового органа возникло право на обращение в суд с требованиями о принудительном взыскании с должника образовавшейся задолженности по налогам и пени в пределах сумм, указанных в направленных налогоплательщику требованиях об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
С заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Серпова В.В. недоимки по транспортному налогу за 2015 и 2016 года и пени налоговый орган обратился к мировому судье в июле 2018 года, то есть с соблюдением шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования № 16765, о чём свидетельствует отметка на штампе судебного участка на заявлении налогового органа.
Судебным приказом мирового судьи второго судебного участка Советского городского округа Калининградской области по делу № 2а-2231/2018 от 11 июля 2018 года с Серпова В.В. взыскана задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015 и 2016 года в размере 121943 руб. 87 коп, пеня в размере 2098 руб. 19 коп., всего 428849 руб. 19 коп. Данный судебный приказ отменен определением мирового судьи от 29 ноября 2019 года в связи с поступившими от Серпова В.В. возражениями (л.д. 8).
07 мая 2020 года в течение установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с названным выше иском о взыскании с Серпова В.В. задолженности транспортного налога за 2015 и 2016 года, пени на недоимку транспортного налога за 2015 и 2016 года.
Срок подачи в суд заявления о взыскании с Серпова В.В. задолженности по указанному налогу за 2015 и 2016 года и пеней, предусмотренный пунктами 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом был соблюдён.
Следовательно, несмотря на возражения представителя административного ответчика, налоговым органом соблюдены сроки, в течение которых он должен был принять меры, направленные на привлечение Серпова В.В. к уплате в соответствующий бюджет налоговых платежей. Тогда как доводы возражений представителя ответчика о пропуске таких сроков основаны на неверном субъективном толковании законоположений.
Не нашли своего подтверждения в судебном заседании утверждения представителя административного ответчика о погашении Серповым В.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 года на сумму 35198,32 руб.
В подтверждение погашения задолженности по налогу представителем административного ответчика представлена копия постановления судебного пристава-исполнителя ОСП г. Советска от 29.11.2019 об окончании исполнительного производства № возбуждённого в отношении должника Серпова В.В. на основании судебного приказа № 2А-2071/2017 от 18.01.2017, выданного мировым судьёй первого судебного участка Советского городского округа, предметом которого являлось взыскание налога, пени в размере 35198,32 руб. Исполнительное производство окончено в виду исполнения требований исполнительного документа.
Вместе с тем, данное постановление не имеет никакого значения к разрешаемому спору, поскольку указанное в нём исполнительное производство возбуждалась на основании иного судебного приказа, и касалось иных налогов (налога за иные налоговые периоды). На взыскание с Серпова В.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 и 2016 года в общем размере 121943 руб. и пени – 599 руб. 56 коп. мировым судьёй выдавался судебных приказ от 11.07.2018 по производству № 2А-2231/2018.
Других доказательств в подтверждение погашения задолженности по транспортному налогу за 2015 и 2016 года административным ответчиком не представлено, несмотря на создание судом для этого условий. (заблаговременное извещение и разъяснение процессуальных прав и обязанностей).
Таким образом, с Серпова В.В. в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Калининградской области подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 55874 руб. 87 коп. и пени 274 руб. 72 коп.; за 2016 год – 66069 руб. и пени в сумме 324 руб. 84 коп., всего 122543 руб. 43 коп.
Поскольку административный истец, в силу положений статьи 333.36 НК РФ, освобождён от уплаты государственной пошлины, в соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 3651 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 2 по Калининградской области удовлетворить.
Взыскать с Серпова Виктора Вячеславовича, проживающего по адресу: <адрес>), в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Калининградской области задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в сумме 55874 рубля 87 копеек и пени за период просрочки с 02.12.2017 по 17.12.2017 в размере 274 рубля 72 копейки, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 66069 рублей 00 копеек и пени за период просрочки с 02.12.2017 по 19.12.2017 в сумме 324 рубля 84 копейки, всего 122543(сто двадцать две тысячи пятьсот сорок три) рубля 43 копейки.
Взыскать с Серпова Виктора Вячеславовича в доход местного бюджета Советского городского округа Калининградской области государственную пошлину в размере 3651(три тысячи шестьсот пятьдесят один) рубль.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Советский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 07 июля 2020 года.
Судья Е.С. Зайцева