Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2013 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Левиной М.В.
при секретаре Федулаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Барышникова ФИО7 к Государственному учреждению федеральному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» о признании незаконным решения жилищно - бытовой комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ он решением жилищно -бытовой комиссии ФКОУ ВПО Самарский юридический институт ФСИН России был поставлен на очередь как сотрудник, нуждающийся в улучшении жилищных условий. Каждый год истец представлял информацию о своих жилищных условиях и составе семьи. На момент постановки на учет в ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ истец проживал на условиях поднайма жилого помещения, о чем в учетном деле имеются соответствующие документы. За период обучения и прохождения службы в СЮИ ФСИН России жилыми помещениями ни истец, ни члены его семьи обеспечены не были. Компенсацию за поднаем жилого помещения не получал по причине наличия постоянной регистрации в <адрес>
В соответствии с действующим на тот момент Законом Самарской области от 19.01.1999 г. № 5-ГД «О жилище» в ст. 8 обозначена категория граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, учет которых ведется по месту работы ( для государственных и муниципальных организаций, органов государственной власти, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающие долевое участие в жилищном строительстве, в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья). На учет для получения жилых помещений по месту работы принимаются граждане, постоянно проживающие или постоянно работающие в данной местности.
В соответствии с вышеуказанным законом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие на условиях договора найма в частном жилищном фонде или договора поднайма государственном или муниципальном жилищном фонде.
ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание жилищно-бытовой комиссии ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН. На основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ решение ЖБК о постановке Барышникова М.А. на учет признано неправомерным. Так же комиссия посчитала, что иных оснований для постановки на учет согласно Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденных постановлением Исполкома Куйбышевской области Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ №, у Барышникова М.А. не имеется, Барышников М.А. подлежит снятию с учета в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий и получении жилья.
Данное решение ЖБК нарушает требования, предусмотренные Законом «Об учреждении и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности, где установлено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам. До предоставления жилья в установленный срок они обеспечиваются общежитием либо им выплачивается денежная компенсация за наем( поднаем) временного жилого помещения в размере, оговоренном договором найма ( поднайма) жилья, но не превышающем должностной оклад нанимателя.
На основании изложенного, истец просил суд признать необоснованным и незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКОУ ВПО Самарский юридический институт ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № о признании неправомерным решения ЖБК ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке Барышникова М.А. на очередь на получение жилья. Обязать ЖБК ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН России восстановить Барышникова М.А. на очереди на получение жилья, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Рагимова А.М. исковые требования поддержали в полном объеме и просили иск удовлетворить.
Представитель ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН России по доверенности Сураева Е.В. исковые требования не признала по основаниям изложенным в письменном отзыве на иск, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве 3 лица привлечена ФСИН России.
В судебном заседании представитель ФСИН России по доверенности Сураева Е.В. против удовлетворения исковых требований возражала и поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН России.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что решением заседания жилищно-бытовой комиссии Самарского юридического института Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ, командир учебно- строевого подразделения Барышников М.А. поставлен на очередь на получение жилья и улучшение жилищных условий.
Выпиской из протокола заседания жилищно -бытовой комиссии ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Барышников М.А. снят с учета в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий и получении жилья. Иных оснований для постановки на учет, не имеется.
Барышников М.А. с вышеуказанным решением жилищно-бытовой комиссии не согласен, просит признать его незаконным и необоснованным, однако суд не соглашается с доводами истца по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 9 Закона Самарской области от 19 января 1999 г. № 5-ГД «О жилище» (далее Закон «О жилище»), действовавшем на момент постановки Барышникова М.А. на учет, «учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту жительства и (или) работы (для государственных и муниципальных организаций, органов государственной власти, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, в предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья)».
«На учет для получения жилых помещений по месту жительства и (или) по месту работы принимаются граждане, постоянно проживающие или постоянно работающие в данной местности, за исключением случаев, установленных действующим законодательством».
Статьей 10 Закона «О жилище» установлено, что Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с федеральным, областным законодательством и настоящим Законом.
На момент постановки истца на жилищный учет (ДД.ММ.ГГГГ) и до вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ, в Самарской области реализация указанной нормы Закона закреплялась в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области, утвержденные постановлением N 530 исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила)
Согласно статье 44 Закона «О жилище», «До приведения органами государственной власти области и органами местного самоуправления своих нормативных актов в соответствие с настоящим Законом действуют Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области, утвержденные постановлением N 530 исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профессиональных союзов, в части, не противоречащей настоящему Закону». Таким образом подтверждается законность и обоснованность руководства жилищной комиссией указанными Правилами.
Пункт 7 Правил содержит исчерпывающий перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе подпункт з), согласно которому нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, «проживающие на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади, как в данном населенном пункте, так и за его пределами»
Таким образом, закон указывает на обязательность отсутствия у заявителя, снимающего жилье по договору найма (поднайма), другой жилой площади.
В материалах дела имеется договор аренды квартиры по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Барышниковым М.А. и Бобровской В.Н. Данный договор был принят во внимание ответчиком при постановке ДД.ММ.ГГГГ Барышникова М.А. на очередь на получение жилья и улучшение жилищных условий.
Однако, судом бесспорно установлено, что Барышников М.А. на момент постановки на жилищный учет был постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, рабочий <адрес>, общей площадью 82,3 кв.м., жилой площадью 46,4 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются личным паспортом истца, копией учетного дела сотрудника Барышникова М.А.
Указанное обстоятельство исключало возможность постановки Барышникова М.А. на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ
Доводы истца о наличии противоречий между рассматриваемыми спорными правоотношениями и требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам.. .."не состоятельны, так как вышеуказанное Постановление регулирует правовые отношения в сфере выплаты из средств федерального бюджета компенсаций за наем жилых помещений сотрудникам вне зависимости от нахождения их в списках граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в вышеустановленном порядке. Более того Постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № принято и вступило в законную силу позднее постановки истца на жилищный учет.
Доводы истца о нарушении жилищной комиссией требований статьи 35 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон) не основаны на законодательстве по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 35 вышеназванного Закона «Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти в течение трех лет, по установленным законодательством нормам». Нормы законодательства для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставления жилой площади установлены в специальных нормативных правовых актах, в том числе вышеуказанных. Более того статья 35 Закона лишь закрепляет правоотношения между федеральными и местными органами власти, что также подтверждается определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
Кроме того, федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» статья 35 Закона признана утратившей силу.
В соответствии с п.6 ч.1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Факт неправомерности в действиях жилищно-бытовой комиссии Института был выявлен в сентябре 2012 года Контрольно-ревизионной инспекцией Федеральной службы исполнения наказаний, осуществлявшей ревизию финансово-хозяйственной деятельности института.
Решением ЖБК ФКОУ ВПО СЮИ ФСИН от ДД.ММ.ГГГГ № Барышников М.А. снят с учета в качестве нуждающегося на улучшение жилищных условий и получении жилья. При этом, ответчиком обоснованно проверено иное основание для постановки на учет.
Согласно Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Куйбышевской области, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее квадратных метров ( учетная норма).
Поскольку ЖБК обоснованно установлено, что по месту регистрации Барышникова М.А. по адресу: <адрес>, общей площадью 82,3 кв.м., жилой площадью 46,4 кв.м., имевшей место на момент возникновения спорных правоотношений, обеспеченность жилой площади на одного члена семьи составляла 11,6 кв.м., оснований для сохранения его в очереди нуждающегося на улучшение жилищных условий и получении жилья, так же не имелось.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств указывает на то, что у истца отсутствуют основания для восстановления в очереди сотрудников Института, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постановка которых осуществлялась до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Дополнительно суд отмечает, что в соответствии со ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 283 -ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
Р ЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Барышникову ФИО8 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самара.
Мотивированное решение суда составлено 23.04.2013г.
Председательствующий: Левина М.В.