Дело №
РЕШЕНИЕ
08 апреля 2021 года г. Сокол
Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Мокиевская С.Н., рассмотрев жалобу Администрации г. Кадников Сокольского муниципального района Вологодской области на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышевой В.О. № 08-01-08/2020-112-02 от 13 января 2021 года, которым Администрация г. Кадников Сокольского муниципального района Вологодской области привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышевой В.О. № 08-01-08/2020-112-02 от 13 января 2021 года Администрация г. Кадников Сокольского муниципального района Вологодской области (далее – Администрация г. Кадников) привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за не проведение инвентаризации полигона ТБО в д. Подъельное, что является нарушением пункта 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Администрация г. Кадников обратилась в Вологодский городской суд Вологодской области с жалобой о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Администрации состава административного правонарушения. При подаче жалобы Администрация г. Кадников ходатайствовала о восстановлении срока на обжалование постановления, сославшись на подачу первоначальной жалобы в Арбитражный суд Вологодской области в установленные законом сроки.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 12 февраля 2021 года жалоба по подведомственности направлена в Сокольский районный суд Вологодской области.
Представитель Администрации г. Кадников по доверенности Ратунова Ю.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснила, что Администрацией Сокольского муниципального района Администрации г. Кадников переданы полномочия по транспортировке, эксплуатации и т.д. твердых бытовых отходов на территории городского поселения города Кадников до проведения реформы в области твердых бытовых отходов, то есть до определения регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Вологодской области. После определения регионального оператора полигон в д. Подъельное не эксплуатируется, твердые бытовые отходы вывозятся ООО «Комус» по договору, заключенному с ООО «АкваЛайн», на полигон в г. Сокол. В 2025 году полигон в д. Подъельное подлежит рекультивации, в настоящее время полигон не эксплуатируется. Полагает, что Администрация г. Кадников в рамках переданных ей полномочий обязана только осуществлять мониторинг воздействия полигона на окружающую среду, при этом в рамках предоставленного Администрации финансирования.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области, ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышева В.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении слушания дела не ходатайствовала.
Судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося должностного лица Росприроднадзора.
Судья, заслушав представителя подателя жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, приходит к следующему.
В силу статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления; в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Аналогичные положения содержатся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Из материалов дела следует, что копия обжалуемого постановления получена представителем Администрации г. Кадников 13 января 2021 года.
21 января 2021 года Администрация г. Кадников направила в Арбитражный суд Вологодской области жалобу на постановление.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 28 января 2021 года жалоба возвращена Администрации г. Кадников как неподсудная данному суду.
Жалоба в Вологодский городской суд Вологодской области суд направлена Администрацией г. Кадников 08 февраля 2021 года, то есть по истечении срока для обжалования постановления.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в течение установленного законом срока Администрация г. Кадников обратилась в Арбитражный суд с жалобой на оспариваемое постановление, учитывая, что юридическое лицо, действуя добросовестно, имеет право реализовать право на обжалование постановления, суд считает заявленное Администрацией г. Кадников ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления подлежащим удовлетворению.
В соответствии частью 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентированы Федеральным законом РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов определены Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49 (далее – Правила).
Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора (пункт 1 Правил).
Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4 Правил).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в собственности Сокольского муниципального района Вологодской области находится объект размещения отходов – полигон бытовых отходов в д. Подъельное площадью 291 000 кв.м., кадастровый номер 35:26:0402008:88, ГРОРО № 35-00057-З-00321-080616.
Решением Муниципального собрания Сокольского муниципального района от 15 декабря 2017 года № 162 с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года органам местного самоуправления городского поселения города Кадников передано осуществление части полномочий (функций) по решению вопроса местного значения Сокольского муниципального района по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в границах поселения.
На основании соглашения, заключенного Управлением промышленности, природопользования и сельского хозяйства Администрации Сокольского муниципального района и Администрацией г. Кадников 29 декабря 2017 года (с учетом дополнительного соглашения к нему от 30 марта 2018 года), Управление передало Администрации с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года осуществление полномочий по решению вопроса местного значения Сокольского муниципального района по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в границах городского поселения города Кадников.
Решением Комитета по управлению муниципального имущества Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области от 29 декабря 2017 года № 452 Администрации г. Кадников на праве безвозмездного пользования передан вышеуказанный полигон на срок с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.
29 декабря 2017 года Комитетом и Администрацией г. Кадников заключен договор о закреплении муниципального имущества – полигона на праве безвозмездного пользования за Администрацией г. Кадников, в силу пункта 3.1.3 которого Администрация обязалась соблюдать технические, санитарные и т.п. требования, предъявляемые к такого рода объектам.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что Администрация г. Кадников на основании указанного соглашения является лицом, осуществляющим деятельность по обращению с отходами, следовательно, на нее возложена обязанность по проведению инвентаризации полигона.
Согласно материалам дела инвентаризация полигона проведена в 2015 году, сведения о проведении последующих инвентаризаций в материалах дела отсутствуют.
Допущенное Администрацией г. Кадников нарушение свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 8.2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с правилами статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения Администрацией г. Кадников вменяемого административного правонарушения подтверждается совокупностью письменных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № 08-01-08/2020-112 от 30 декабря 2020 года и другими материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, должностное лицо Северного межрегионального управления Росприроднадзора правомерно своим постановлением от 13 января 2021 года привлек Администрацию г. Кадников к административной ответственности по части 12 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что полигон не эксплуатируется для размещения отходов и подлежит рекультивации в 2025 году, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Администрации г. Кадников состава вмененного административного правонарушения.
Действительно, пунктом 3 Правил инвентаризации объектов размещения отходов определено, что их действие не распространяется на объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники.
В соответствии с Приложением № 3 Региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Вологодской области от 22 октября 2018 года № 941, полигон в д. Подъельное Сокольского района подлежит рекультивации в 2025 году.
Вместе с тем, согласно пункту 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792, свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации содержится в государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком не подлежат включению в ГРОРО.
Согласно материалам дела полигон в д. Подъельное включен в ГРОРО.
При таких обстоятельствах, поскольку сведения об объекте размещения отходов по настоящее время не исключены из ГРОРО, у судьи отсутствуют основания полагать, что объект выведен из эксплуатации.
Представленное судье постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора № 08-01-20/2021-41-03 от 24 марта 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Администрации г. Кадников по статье 8.1 КоАП РФ не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящей жалобы, в связи с чем, не может быть принято во внимание судьей.
Наказание Администрации г. Кадников назначено в пределах санкции части 12 статьи 8.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом применения положений статьи 4.1 КоАП РФ, является минимальным, вместе с тем, судья считает, что при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей не отвечает целям наказания.
Принимая во внимание характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, то, что Администрация г. Кадников является бюджетным учреждением, учитывая, что назначенное административное наказание не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, ранее Администрация г. Кадников к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения не привлекалась, в материалах дела такие данные отсутствуют, судья считает возможным в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, статей 4.1-4.3 КоАП РФ изменить обжалуемое постановление в части назначенного Администрации г. Кадников административного наказания с административного штрафа в размере 100 000 рублей 00 копеек на предупреждение, в остальной части постановление государственного инспектора оставить без изменения.
Процессуальные нарушения, влекущие за собой отмену постановления, должностным лицом Северного межрегионального управления Росприроднадзора не допущены.
Руководствуясь частью 12 статьи 8.2, статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
восстановить Администрации г. Кадников Сокольского муниципального района Вологодской области срок на подачу жалобы на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышевой В.О. № 08-01-08/2020-112-02 от 13 января 2021 года, которым Администрация г. Кадников Сокольского муниципального района Вологодской области привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышевой В.О. № 08-01-08/2020-112-02 от 13 января 2021 года, которым Администрация г. Кадников Сокольского муниципального района Вологодской области привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, изменить, назначив административное наказание в виде предупреждения, в остальной части оставить без изменения, жалобу Администрации г. Кадников Сокольского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья | С.Н. Мокиевская |