Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-1316/2023 ~ М-878/2023 от 01.06.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.06.2023 с. Красный Яр Самарской области

Красноярский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Акинцева В.А.,

при секретаре Волгушевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1316/2023 по административному исковому заявлению Семенова ФИО7 к администрации г.п.Новосемейкино м.р.Красноярский С/о об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

В Красноярский районный суд Самарской области обратился Семенов А.А. с административным исковым заявлением к администрации г.<адрес> м.<адрес> С/о об оспаривании решения органа местного самоуправления. Просил признать незаконными постановление администрации с.<адрес> м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов», обязать ответчика согласовать предоставление земельного участка, ссылаясь на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление ответчику о предоставлении в аренду на 20 лет земельного участка, площадью 299 кв.м., расположенного рядом с принадлежащим ему земельным участком по адресу: С/о, <адрес>, г.<адрес>, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. К заявлению была приложена схема на кадастровом плане территории.

Ответчик отказал в своем распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Основанием отказа являлись следующие причины – границы участка не согласованы с главой с.<адрес>.

Полагает, что причина отказа незаконна, не имеет под собой оснований, поскольку, с его точки зрения, границы участка не подлежат согласованию с администрацией Новосемейкино, не являющейся смежным землепользователем, поскольку смежные с запрошенным участком земли общего пользования не находятся в собственности ответчика.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, просили рассмотреть дело без их участия, поддержал свои исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика - Администрации г.<адрес> муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором исковые требования не признал, в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поскольку границы участка не согласованы с органами местного самоуправления.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 227 КАС РФ административные исковые требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными полномочиями, подлежат удовлетворению, при условии несоответствия данного решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ истец Семенов А.А. подал заявление ответчику о предоставлении в аренду на 20 лет земельного участка, площадью 299 кв.м., расположенного рядом с принадлежащим ему земельным участком по адресу: С/о, <адрес>, <адрес> государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. К заявлению была приложена схема на кадастровом плане территории.

Ответчик отказал в своем распоряжении от в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории», сославшись на основание, предусмотренное пп.2 п.8 ст.39.15, пп.1 ст.39.16 ЗК РФ, поскольку отсутствует согласование с органом местного самоуправления.

Изложенные в обжалуемом распоряжении обстоятельства, послужившие основанием к отказу в предоставления земельного участка, проверялись судом, и не нашли своего подтверждения в материалах дела. При этом суд исходит из следующего.

В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органы, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений.

Равным образом, согласно ч.ч.9, 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания того обстоятельства, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, на положения которого истец ссылается, как основание отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

Согласно пп.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В силу положений ст.9.1 Закона С/о -ГД от ДД.ММ.ГГГГ «О земле» гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

2) наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;

3) ранее заявителю земельный участок по основанию, предусмотренному в настоящей статье, в границах муниципального района (городского округа), в котором испрашивается земельный участок, не предоставлялся.

Участок, на который претендует истец, с одной стороны граничит с земельным участком, находящимся в собственности истца, с трех сторон – с землями общего пользования, находящихся в неразграниченной государственной собственности.

Ответчиком не предоставлено суду наличие споров о границах земельного участка с органам местного самоуправления, что явилось основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно ч.3 ст.5 ЗК РФ землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования.

Согласно ст.39 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N221-ФЗ "О кадастровой деятельности" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Поскольку земли общего пользования, граничащие с испрашиваемым земельным участком, не принадлежат ответчику, требования согласовывать границы формируемого участка с ним не основаны на законе.

Следовательно, распоряжение ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не основано на законе и на обстоятельствах, установленных в ходе работы ответчика по заявлению истца.

Учитывая изложенное, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные истцом исковые требования в части признания незаконным постановления администрации г.<адрес> м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с чем, на административного ответчика необходимо возложить обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о перераспределении земельных участков.

Поскольку оспариваемые распоряжения административного ответчика признаны незаконными, административный ответчик обязан вернуться к рассмотрению первоначального заявления Мещерякова В.Г. и продолжить работу по его заявлению о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Однако суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных административными истцом требований об обязании административного ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, свободного от прав третьих лиц, государственная собственность на который не разграничена.

При этом суд исходит из того, что в случае удовлетворения административных исковых требований в данной части, суд по существу разрешит вопрос по заявлению истцов о предоставлении земельного участка, который относится к компетенции ответчика.

Настоящий административный иск не может быть использован для упрощения процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как уже указывалось, основания приобретения права собственности на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены Земельным кодексом РФ.

При этом главой V.1 Земельного кодекса РФ установлена особая процедура предоставления таких земельных участков, что предполагает рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка исключительно уполномоченным на то органом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Семенова ФИО8 удовлетворить частично.

Признать незаконным постановления администрации г.<адрес> м.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов»

Обязать администрацию г.<адрес> м.<адрес> продолжить работу по заявлению Семенова ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Самарский областной суд через Красноярский районный суд в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.

Судья:                 Акинцев В.А.

2а-1316/2023 ~ М-878/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семенов А.А.
Ответчики
Администрация городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области
Другие
Аверьянова Е.В.
Суд
Красноярский районный суд Самарской области
Судья
Акинцев В.А.
Дело на странице суда
krasnoiarsky--sam.sudrf.ru
01.06.2023Регистрация административного искового заявления
01.06.2023Передача материалов судье
02.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
02.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее