Р Е Ш Е Н И Е
26 апреля 2023 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кремневой Т.Н., с участием заместителя прокурора <адрес> Немродова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ТСЖ «Уютный уголок» Дороховой Г.В. на постановление административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о. Самара № от <дата> по делу об административном, предусмотренном пунктами «б» и «в» части 1 статьи 4.<адрес> от <дата> №-ГД
«Об административных правонарушениях на территории <адрес>»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением Административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о. Самара от <дата> № должностное лицо Дорохова Г.В. подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение
пунктов «б» и «в» части 1 статьи 4.<адрес> от <дата> №-ГД «Об административных правонарушениях на территории <адрес>».
Административное правонарушение выразилось в том, что <дата> в 11 часов 14 минут по адресу: <адрес>, Дорохова Г.В., являясь председателем ТСЖ «Уютный уголок», допустила неисполнение обязанности, предусмотренной пунктами «б» и «в» части 1 статьи 4.<адрес> от <дата> №-ГД «Об административных правонарушениях на территории <адрес>», неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с <адрес> «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в самарской области» и п. 10.1 статьи 6 главы 2 Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденных Решением Самарской Думы г.о. Самара № от <дата> (по очистке прилегающей территории от снега и наледи для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан, по обработке прилегающей территории противогололедными реагентами), а именно Дорохова Г.В., являясь председателем ТСЖ «Уютный уголок», являясь уполномоченным лицом собственников помещений многоквартирного дома, допустила не проведение мероприятий по очистке прилегающей территории от снега и наледи для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан, а также по обработке прилегающей территории противогололедными реагентами по адресу: <адрес>, что является нарушением пунктов «б» и «в» части 1 статьи 4.<адрес> от <дата> №-ГД «Об административных правонарушениях на территории <адрес>».
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Дорохова Г.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит применить положения
ст.4.1.1 КоАП РФ и заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением.
В судебном заседании <дата> и <дата> председатель ТСЖ «Уютный уголок» Дорохова Г.В. доводы жалобы поддержала, указав, что участок, на котором зафиксировано нарушение уборки снега не относится к территории многоквартирного дома, однако был убран сотрудниками ТСЖ по личной инициативе.
Представитель Административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть жалобу в его отсутствие. В письменном отзыве на жалобу просил оставить ее без удовлетворения.
Заместитель прокурора <адрес> Немродов А.А. в судебном заседании пояснил, что проверка проведена рамках мониторинга проверки соблюдения требований жилищного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства совместно с сотрудником администрации, на что у прокуратуры имеются полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Выслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Подпунктами «б» и «в» пункта 1 статьи 4.<адрес> №-ГД от <дата> «Об административных правонарушениях на территории <адрес>» предусмотрена административная ответственность за неисполнение собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязанности участия в содержании прилегающих территорий в пределах границ, установленных в соответствии с <адрес>
«О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в <адрес>» и правилами благоустройства территории муниципального образования, выразившееся в не проведении мероприятий по очистке прилегающей территории, за исключением цветников и газонов, от снега и наледи для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан, по обработке прилегающей территории противогололедными реагентами.
Основанием для привлечения должностного лица Дороховой Г.В. к административной ответственности, предусмотренной пунктами «б» и «в» части 1 статьи 4.<адрес> от <дата> №-ГД
«Об административных правонарушениях на территории <адрес>», послужили изложенные в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении Административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о. Самара № от <дата> обстоятельства о том, что <дата> в 11час. 14мин. Дорохова Г.В., являясь председателем ТСЖ «Уютный уголок», в нарушение требований пункта 10.1 статьи 6 главы 2 Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от <дата> №, не осуществило мероприятия по очистке прилегающей территории от снега и наледи для обеспечения свободного и безопасного прохода граждан, а также по обработке прилегающей территории противогололедными реагентами на прилегающей территории к многоквартирному жилому дому, расположенному по адресу:<адрес>,
<адрес>.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой <адрес>
<адрес> проведена проверка придомовых территорий <адрес> по вопросам благоустройства и содержания придомовых территорий в зимний период. Прокуратурой совместно с администрацией Красноглинского внутригородского района <дата> в 11час. 14мин. выявлен факт неисполнения Правил благоустройства территории
г.о. Самара, а именно: снежная ледяная колея на внутридворовом проезде, отсутствие своевременной механизированной расчистки проезда многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от <дата> №-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона № «О прокуратуре в Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от <дата> №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и в любых открытых источниках.
Таким образом, с учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от <дата> №
«О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Прокурорская проверка проводится сотрудниками прокуратуры на основании поступивших сообщений, обращений или в соответствии с планами работы органов прокуратуры. Акт прокурорской проверки составляется и подписывается должностными лицами органов прокуратуры, либо ее результаты оформляются иными актами прокурорского реагирования. Контрольные органы, должностные лица которых привлекаются к проведению прокурорской проверки, не издают распоряжение о проверке, не уведомляют о проведении проверки, не составляют акты проверки и не выдают предписания об устранении нарушений.
Из материалов дела следует, что <дата> исполняющим обязанности прокурора <адрес> принято решение о проведении проверки в отношении ТСЖ «Уютная уголок», целью которой является защита охраняемых законом интересов государства и общества на предмет соблюдения требований жилищного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Срок проведения проверки установлен с <дата> по <дата>.
Председатель ТСЖ «Уютный уголок» был приглашен <дата> в прокуратуру района для дачи объяснений по существу означенной проверки.
Сведения о направлении в адрес председателя ТСЖ «Уютный уголок» Дороховой Г.В. указанного решения в материалах дела отсутствуют. При этом, Дорохова Г.В. суду пояснил, что решение прокурора вручено ей <дата> при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В материалах дела имеется акт по результатам проверки от <дата>, подписанный помощником прокурора Анютиным М.В. и должностным лицом отдела ЖКХ и благоустройства администрации Красноглинского внутригородского района г.о. Самары Сергеевым В.Л. Очевидно, что указанный акт составлен не в рамках прокурорской проверки, санкционированной решением прокурора от <дата>.
Положениями Федерального закона от <дата> №294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрен такой вид государственного контроля (надзора), как проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
По смыслу статьи 56 Федерального закона от <дата> №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольные (надзорные) мероприятия подразделяются на осуществляемые при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 57 Закона №248-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения «О муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара», утвержденного Решением Совета депутатов Красноглинского внутригородского района городского округа Самара от <дата> №, предметом муниципального контроля в сфере благоустройства является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства на территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Согласно пункту 1.3 Положения, муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется Администрацией Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в лице отдела по жилищно-коммунальному хозяйству (далее - уполномоченный орган).
Объектами муниципального контроля в сфере благоустройства являются, в том числе деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, связанные с соблюдением правил благоустройства территории Красноглинского внутригородского района городского округа Самара (п.1.9 Положения).
В соответствии с пунктом 1.5 Положения решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается руководителем (заместитель руководителя) уполномоченного органа.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля в сфере благоустройства, организацией и проведением профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, применяются положения Федерального закона №248-ФЗ (п. 1.13 Положения).
В рассматриваемом случае в отношении управляющей организации в соответствии с частью 3 статьи 56 Закона №248-ФЗ проводилось контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом - выездное обследование с проведением осмотра.
Часть 1 статьи 75 Закона N 248-ФЗ определяет выездное обследование как контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 75 Закона №248-ФЗ в ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться: 1) осмотр; 2) отбор проб (образцов); 3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи); 4) испытание; 5) экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (часть 4 статьи 75 Закона №248-ФЗ)
В силу части 2 статьи 57 Закона №248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 4.6, 4.8 Положения.
Как усматривается из материалов дела, акт осмотра придомовой территории от <дата> составлен, в том числе, должностным лицом отдела ЖКХ и благоустройства Администрации Красноглинского внутригородского района г.о. СамараСергеевым В.Л., как должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства.
В рассматриваемом случае в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, должностным лицом выявлены конкретные нарушения, которые и послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях.
Следует отметить, что задание уполномоченного должностного лица уполномоченного органа на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа отсутствуют, что подтверждается ответом на запрос суда заместителя главы Красноглинского внутригородского района г.о. Самара.
В нарушение требований части 2 статьи 88 Федерального закона
№248-ФЗ копия акта проверки должностным лицом в адрес Общества не направлялась.
Учитывая изложенное выше, результаты проверки нельзя признать законными, поскольку они получены с нарушением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 названного Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ № ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░» ░ «░» ░░░░░ 1 ░░░░░░ 4.<░░░░░> ░░ <░░░░> №-░░
«░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30.7 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░