Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-802/2018 ~ М-732/2018 от 04.07.2018

Дело № 2-802/2018

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар                                                            24 июля 2018 года

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Волковой О.Н.,

при секретаре Стремоусовой Е.С.,

с участием прокурора Жиркова В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ненецкого автономного округа «Ненецкое профессиональное училище» о возложении обязанности по устранению нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц обратился в городской суд с иском к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ненецкого автономного округа «Ненецкое профессиональное училище»    (далее Учреждение), в котором просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» помещение для охраны на первых этажах зданий, расположенных по адресу: <адрес>. В обоснование требований указано, что в ходе проведения проверки установлено отсутствие в зданиях учреждения канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112», что противоречит ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/10. Несоблюдение вышеуказанных требований федерального законодательства ущемляет интересы Российской Федерации в антитеррористической защите данного объекта. Кроме того в настоящее время не реализовано право на антитеррористическую защиту не только учащихся и сотрудников учреждения, но и иных лиц, посещающих учреждение: родителей и граждан, участвующих в мероприятиях, проводимых на базе учреждения, а также тех лиц, которые будут учиться и работать в учреждении в дальнейшем.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений в письменной форме относительно исковых требований (п. 2 ч. 2 ст. 149 ГПК РФ) в суд не поступило.

С учетом надлежащего извещения ответчика и согласия истца суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке в порядке заочного производства.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Государственное бюджетное профессиональное учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкое профессиональное училище» зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно Уставу учреждения, собственником имущества учреждения является Ненецкий автономный округ, за учреждением закреплено имущество на праве оперативного управления. Предметом деятельности учреждения является выполнение работ, оказание услуг в сфере предоставления профессионального образования. Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье детей, работников учреждения.

Судом установлено, что в зданиях учреждения, расположенных по адресу: <адрес> отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе, международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее Закон № 35-Ф3) одним из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма и противодействия ему.

Подпунктом «а» ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-Ф3, закреплено понятие противодействия терроризму, как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

На основании ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-Ф3 юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической безопасности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения, наряду с другими, относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников (обучающихся) и работников образовательной организации; материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что в учреждении отсутствует канал передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Правительством Российской Федерации 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 г.г., в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов. Так приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

В целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году.

Положения пункта 6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 635/10, устанавливают, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности организаций образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Что касается СП 118.13330.2012, то согласно пункту 1 данного акта, нормы и правила распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий. Однако в данном случае прокурором не ставится вопрос о переустройстве либо перепланировке самого здания учреждения, а в силу требований закона учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.

Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания воспитанников (обучающихся) и работников учреждения.

Пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Учитывая приведенные выше нормы права, каждое образовательное учреждение должно быть оборудовано системой видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

При таких обстоятельствах суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Прокурор просит установить ответчику срок для выполнения выявленных нарушений до 01.01.2019, суд полагает возможным предоставить ответчику для устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму срок до 01.01.2019, поскольку допустимых доказательств невозможности устранить указанные в иске нарушения в указанный срок ответчиком не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, учитывая то обстоятельство, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, при этом исковые требования прокурора удовлетворены, поэтому с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд,

р е ш и л:

исковые требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Ненецкого автономного округа «Ненецкое профессиональное училище» о возложении обязанности по устранению нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, - удовлетворить.

Обязать государственное бюджетное профессиональное образовательному учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкое профессиональное училище»     в срок до 01.01.2019 оборудовать каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» помещение на первом этаже зданий учреждения, расположенных по адресу: <адрес>.

Взыскать с государственного бюджетного профессионального образовательному учреждения <адрес> «Ненецкое профессиональное училище»        в доход бюджета Муниципального образования «<адрес> «<адрес>» государственную пошлину в размере 300 (Триста) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в суд <адрес> через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий               подпись                               О.Н.Волкова

    Копия верна, судья    О.Н. Волкова

2-802/2018 ~ М-732/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура НАО
Ответчики
ГБПОУ НАО "Ненецкое профессиональное училище"
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Волкова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
04.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2018Передача материалов судье
06.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2018Судебное заседание
24.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2018Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2018Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
04.09.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее