РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2022 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Кульбицкой М.А.,
с участием: представителя административных истцов Терентьевой Е.Н., представителя административного ответчика администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Станкиной М.Н. ( по доверенности);
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-813/2022 по административному исковому заявлению Куприянова Станислава Владимировича, Куприяновой Марины Владимировны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности.
УСТАНОВИЛ:
Куприянов С.В., Куприянова М.В. обратились в Ставропольский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности.
В обоснование своих требований административные истцы указали, что обратились к административному ответчику с заявлением о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность молодой семье, постоянно проживающей в сельском населенном пункте, а именно: просили предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в кадастровом квартале 63:32:1601026, площадью 1540 кв.м, в территориальной зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», вид разрешенного использования: строительство, категория земли: земли населенных пунктов, адрес расположения земельного участка: Самарская область, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Советская, участок №.ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик постановлением № отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, ссылаясь на п.п.2 п. 8 ст.39.15, п. 19 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, указывая, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается и испрашиваемый земельный участок был предоставлен в собственность третьему лицу. При этом, в постановлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги ответчик не указал, какому конкретно лицу был предоставлен испрашиваемый земельный участок, на каком праве, не указан кадастровый номер земельного участка и другие идентифицирующие признаки. Согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме online, размещенной на сайте Росреестра в отношении земельного участка: Самарская область, село Ягодное, улица Советская, участок №, сведения в ЕГРН отсутствуют. В постановлении об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ также отсутствуют сведения, подтверждающие наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащемся в представленных административным истцом документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа. Однако, администрация муниципального района Ставропольский Самарской области в постановлении об отказе не указала достоверных обстоятельств в подтверждение своих доводов. По мнению административных истцов, образование испрашиваемого земельного участка не приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Истцы полагают, что административным ответчиком принято решение об отказе в отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка по указанным в оспариваемом постановлении основаниям. Административные истцы полагают, что отказ администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка противоречит закону, нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи, с чем подлежит отмене.
В связи с этим, просили:
- признать незаконным постановление администрации муниципального района <адрес> № от 16.08.2021г. «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена» в кадастровом квартале 63:32:1601026, расположенного по адресу: <адрес>, сельское поселение Ягодное, <адрес>, участок №,
- возложить на администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области обязанность возобновить рассмотрение заявления Куприянова Станислава Владимировича и Куприяновой Марины Владимировны о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, находящегося в кадастровом квартале 63:32:1601026, расположенного по адресу: Самарская область, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Советская, участок №.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО8, ФИО9, ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>.
В судебном заседании представитель административных истцов заявленные требования поддерживала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления, представила возражения, доводы которого поддержала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – администрации с.п. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, в суд представлен отзыв по существу заявленных требований, согласно которому в администрацию сельского поселения 14.07.2021 года вх. №994 поступил запрос с МКУ «Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Ставропольский Самарской области» от 09.07.2021 года №, в котором адрес обозначен: <адрес>. Кроме того, к запросу прилагался картографический материал с обозначением адреса и кадастровых номеров земельных участков. Путем сравнения и исследования двух карт, имеющихся в администрации сельского поселения Ягодное, установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>, уд. Советская, 136 имеет строительный номер № и на них обозначена фамилия - Звегинцева А.И. Улица № 10 в настоящее время называется улицей Советской. Распоряжения о присвоении адресов находятся в архиве муниципального района Ставропольский Самарской области. По заявленным требованиям просит отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Звегинцев А.И. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в своем ходатайстве указал, что предоставленный ему в 1996 году земельный участок он продал в 2000 году, выданное ему свидетельство о праве собственности на землю было погашено.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, заинтересованное лицо Крестьянков В.Н. в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит административные исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку административным истцам о нарушении их прав стало известно после вынесения постановления за № 2703 от 16.08.2021 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Процедура, регламентирующая порядок рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков установлена статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ без проведения торгов предоставление земельного участка осуществляется в случае принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, если земельный участок предстоит образовать.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 31 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Материалами дела установлено, что административные истцы обратились в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена без проведения торгов.
Испрашиваемый земельный участок имеет следующие характеристики:
- площадь земельного участка – 1540 кв.м.;
- местоположение земельного участка: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Ягодное, село Ягодное, улица Советская, участок 136;
- кадастровый квартал: 63:32:1601026;
- территориальная зона Ж1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами);
- вид разрешенного использования: строительство;
- категория земель: земли населенных пунктов.
В соответствии с правилом ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9. ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории предполагалось образовать земельный участок, площадью 1540 кв.м.
Заместителем Главы администрации муниципального района Ставропольский Самарской области вынесено оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым административным истцам отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Основанием для отказа является пп.2 п.8 ст.39.15, п.19, ст.39.16 ЗК РФ – предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается.
Иные основания, положенные в основу отказа административным истцам в предварительном согласовании предоставления земельного участка, оспариваемое постановление не содержит.
Не согласившись с указанным постановлением, административные истцы обратились в суд с настоящими административными исковыми требованиями.
В соответствии с пп.2 п.8 ст.39.15 земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
Пунктом 19 ст. 39.16 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В соответствии с п. 3 ст. 10.11 Закон Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД (ред. от 20.12.2018) «О земле» основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, являются наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации при подготовке и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно подп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как было установлено судом, администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области при рассмотрении заявления Куприянова С.В., Куприяновой М.В. был направлен межведомственный запрос в администрацию сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области за № от ДД.ММ.ГГГГ года
ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области был подготовлен ответ на запрос за №, в соответствии с которым на испрашиваемый земельный участок фактически не используется, находится во владении Звегинцева А.И.
Судом в адрес Управления Росреестра по Самарской области был направлен запрос о представлении из ЕГРН сведений о земельном участке, с кадастровым номером: 63:32:1601001:7641, расположенном по адресу: Самарская область, Ставропольский район, с. Ягодное, квартал 15, участок № 210.
В ответ на запрос, Управлением Росреестра по Самарской области были представлены сведения о том, что до 2002 года правообладателем вышеуказанного земельного участка являлся Звегинцев А.И., запись о регистрации права собственности которого была внесена в ЕГРН на основании свидетельства на право собственности на землю серии РФ-VII № от 08.10.1996 года (копия свидетельства приобщена к материалам дела). Также указано, что в настоящее время указанный земельный участок принадлежит Крестьянкову В.Н.
В ходе рассмотрения дела, судом из ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области было истребовано реестровое дело в отношении земельного участка, с кадастровым номером: 63:32:1601001:7641, из которого следует, что спорный земельный участок, ранее предоставленный Звегинцеву А.И. был продан последним Черницову Е.А. на основании договора купли-продажи от 01.10.2002 года. В последующем Черницов Е.А. продал земельный участок Крестьянкову В.Н. на основании договора купли-продажи от 19.11.2011 года, последний по настоящее время является собственником испрашиваемого земельного участка.
Из представленного в суд картографического материала с обозначением адресов и кадастровых номеров земельных участков, следует, что земельный участок по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский Самаркой области с. Ягодное, квартал 15 участок № 210, правообладателем которого в настоящее время является Крестьянсков В.Н. (ранее Звегинцев А.И.), имеет адрес с. Ягодное ул. Советская, 136 и является смежным земельному участку по адресу с. Ягодное ул. Советская, 134 с кадастровым номером 63:32:1601026:239, что подтверждает довод администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, положенный в основу отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка о нахождении испрашиваемого земельного участка в собственности третьего лица.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку в соответствии со ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений должностных лиц органа местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. В рассматриваемом случае совокупность указанных условий отсутствует.
Таким образом, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Куприянова Станислава Владимировича, Куприяновой Марины Владимировны к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка0, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 мая 2022 года.
Председательствующий