Дело № 3-21-2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Няшина В.А.
при секретаре Покровской Д.А.
с участием заявителя Анашкина О.Б. и его представителя - П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 2 февраля 2015 года гражданское дело по заявлению Анашкина О.Б. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости земельного участка,
установил:
Анашкин О.Б. 15 декабря 2014 года обратился в Пермский краевой суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый АЗС №**, общая площадь 1 859 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере ** рублей по состоянию на 18.03.2013 года.
В обоснование заявленных требований указал на то, что он является собственником этого земельного участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Согласно кадастровому паспорту, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, категория – земли населенных пунктов. Кадастровая стоимость земельного участка составляет ** руб. Указанная кадастровая стоимость земельного участка была утверждена Актом от 31.12.2013 года б/н. В подтверждение рыночной стоимости спорного земельного участка заявитель представил отчет об оценке года, подготовленный оценщиком ИП П., согласно которому, размер рыночной стоимости этого земельного участка на 18.03.2013 года составляет ** руб., что существенно расходится с утвержденной кадастровой стоимостью и, следовательно, влияет на права истца как плательщика земельного налога.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в суд не прибыл, отзыв не представил.
Представитель заинтересованного лица – Муниципального образования г. Березники в лице администрации г. Березники в суд не прибыл.
Заслушав объяснения заявителя и его представителя, исследовав доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу части 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), который вступил в силу со дня его официального опубликования 26.07.2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 ст. 5 Федерального закона № 167-ФЗ положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня его официального опубликования и работы, по проведению которой не завершились в указанный срок.
Актом от 31.12.2013 года б/н. утверждена кадастровая стоимость земельного участка, собственником которого является заявитель. Заявителем представлен в суд отчет об оценке от 28 ноября 2014 г. № ** об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка, подготовленный оценщиком ИП П., и положительное экспертное заключение на него № №** от 03.12.2014г. экспертов Экспертного совета НП СРОО ЮСО согласно которым, размер рыночной стоимости указанного земельного участка на 18.03.2013 года составляет ** руб. Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в то числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, утвержденными Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 года № 255, и правилам оценочной деятельности указанной организации оценщиков.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиком не представлено. Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению, а кадастровая стоимость земельного участка, собственником которого он является, подлежит установлению в размере, равном его рыночной стоимости, определенном на основании указанного выше отчета об оценке.
Специального указания в резолютивной части решения на то, что установленная судом кадастровая стоимость данного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 559 280 рублей, для целей налогообложения, применяется с 1 января 2014 года, не требуется, поскольку это прямо предусмотрено действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленные требования Анашкина О.Б. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый АЗС №**, общая площадь 1 859 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере ** рублей по состоянию на 18.03.2013 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий – Няшин В.А.