№4га/5-879/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 августа 2019 года г. Москва
Судья Московского городского суда Магжанова Э.А., рассмотрев кассационную жалобу Афанасьевой Т.И., поступившую в Московский городской суд 26 июля 2019 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 апреля 2019 года по административному исковому заявлению Афанасьевой Т.И. к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены,
установил:
Афанасьева Т.И. обратилась в суд к Москомстройинвесту с административным иском, в котором просила включить ее в реестр пострадавших дольщиков инвестиционного строительства, ссылаясь на несогласие с основаниями отказа: предоставленные договоры не могут быть квалифицированы как договоры участия в долевом строительстве, земельный участок для строительства объекта не предоставлялся, находится в федеральной собственности и занят жилыми домами военного городка. Разрешение на строительство не выдавалось, денежные средства уплаченные гражданами на строительство жилого дома не направлялись; утверждая, что она соответствует критериям для включения в указанный перечень.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 25 октября 2018 года постановлено: Административное исковое заявление Т.И. Афанасьевой к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, удовлетворить.
Признать незаконным решение Москомстройинвеста от 27 апреля 2018 года № 77-17-24/8-13 во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: г. Москва ул. Артамонова д. 4 корп. 1, 2, д. 8 корп. 1, 2.
Обязать Москомстройинвест устранить допущенные нарушения и включить Т.И. Афанасьеву в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенному по адресу: г. Москва ул. Артамонова д. 4 корп. 1, 2 д. 8 корп. 1, 2.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 апреля 2019 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ, по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Подпунктом 1 п. 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных в Приложении № 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", установлено, что основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
Названные критерии отражены в Приложении № 1 к упомянутому нормативному акту.
В соответствии с ним, критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:
1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
5) прекращение права владения и пользования земельным участком за-стройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;
8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Таким образом, необходимым условием отнесения к любому из названных критериев является привлечение денежных средств именно для строительства многоквартирного дома, а не для оказания возмездных услуг потребителю.
Согласно Правилам ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Приложение № 2 к упомянутому Приказу), основаниями для отказа во включении заявителя в реестр являются:
1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040);
5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (п. 14).
В силу частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с данным Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения административным истцом договора).
Согласно части 2 статьи 1 названного Федерального закона привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только: 1) на основании договора участия в долевом строительстве; 2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; 3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 приведенного Федерального закона, по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу части 4 этой же статьи договор должен содержать: 1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; 2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; 3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты; 4) гарантийный срок на объект долевого строительства; 5) способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 9 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря 2013 года, при наличии в предварительном договоре участия в долевом строительстве условий, обязательных для включения в договор участия в долевом строительстве согласно части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", и в случае соответствия лица, привлекшего денежные средства для строительства, требованиям, предъявляемым к застройщикам статьями 2 (пункт 1) и 3 (части 1 и 2) названного Закона, предварительный договор признается договором участия в долевом строительстве, подлежащим государственной регистрации, с возложением на застройщика обязанности по предоставлению документов на государственную регистрацию.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение, является соответствие застройщика требованиям, предъявляемым к нему статьями 2 (пункт 1) и 3 (части 1 и 2) названного Закона, а также участие лица, привлекшего денежные средства, в инвестиционных правоотношениях с застройщиком.
В соответствии с указанными законоположениями (в редакции на момент заключения договоров), застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства") случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.
Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
Исходя из содержания статьи 19 названного Закона об участии в долевом строительстве, застройщик обязан предоставлять информацию о проекте строительства, а также о фактах внесения изменений в проектную документацию.
В пункте 1 статьи 21 Закона об участии в долевом строительстве установлено, что информация о проекте строительства должна соответствовать проектной документации и содержать, в том числе, информацию о местоположении строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и об их описании, подготовленном в соответствии с проектной документацией, на основании которой выдано разрешение на строительство; о функциональном назначении нежилых помещений в многоквартирном доме, не входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, если строящимся (создаваемым) объектом недвижимости является многоквартирный дом; о составе общего имущества в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которое будет находиться в общей долевой собственности участников долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов недвижимости и передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства.
Судом установлено, что 21 марта 2014 года постановлением следователя 1 отдела СЧ по РОПД СУ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве Афанасьева Т.И. признана потерпевшей в результате хищения мошенническим путем денежных средств сотрудниками ООО «Инвестиционно-строительная компания Правильный выбор» и ООО «Меркурий».
Строительство многоквартирного дома по адресу г. Москва, ул. Артамонова, д. 4, корп. 1, 2, д. 8, корп. 1, 2 планировалось на основании основного инвестиционного контракта № 01/08-8/574 от 29 августа 2005 года, заключенного между ГУ Московская квартирно-эксплуатационная часть района и Общественной организацией "Московское отделение Российского экономического общества военнослужащих запаса". Впоследствии, между Общественной организацией "Московское отделение Российского экономического общества военнослужащих запаса" и ООО «Меркурий» заключен договор соинвестирования № 01/08-8/574 от 20 июля 2007 года. В соответствии с указанным договором ООО "Меркурий" как инвестор привлекал денежные средства в строительство многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-11063/11 от 7 ноября 2011 года инвестиционный контракт № 01/08-8/574 от 29 августа 2005 года, заключенный между ГУ Московская квартирно-эксплуатационная часть района и Общественной организацией «Московское отделение Российского экономического общества военнослужащих запаса» «О застройке земельного участка, являющегося собственностью РФ, находящегося в пользовании МО РФ и расположенного по адресу: г. Москва, ул. Артамонова, д. 4, корп. 1, 2, д.8 корп. 1, 2» расторгнут.
Афанасьева Т.И. обратилась в Москомстройинвест с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, в котором указала, что объектом долевого строительства, в которое она вложила свои денежные средства, является дом 4-8 по ул. Артамонова г. Москвы, застройщик – ООО "Меркурий", денежные средства привлекло ООО "ИСК Правильный выбор".
Возникновение правоотношений между указанными лицами, по мнению Афанасьевой Т.И., подтверждают договор по оказанию посреднических услуг по приобретению прав на указанный объект недвижимости с учетом приложения к договору от 13 февраля 2007 года с ООО «Инвестиционно-строительная компания «Правильный выбор» и договор соинвестирования № 01/08-8/574/8 строительства жилого комплекса от 2 июля 2009 года с ООО «Меркурий».
29 июля 2009 года Афанасьева Т.И. заключила с ООО "ИСК Правильный выбор" договор по оказанию посреднических услуг по приобретению прав на недвижимое имущество на объект недвижимости – однокомнатную квартиру, площадью 72,3 кв.м., расположенную в г. Москве, ул. Артамонова, д. 4, кор. 1, 2, д. 8, кор. 1, 2.
9 июля 2009 года Афанасьева Т.И. по платежному поручению перечислила по тому же договору ООО "ИСК Правильный выбор" сумму 563750 р., а 15 августа 2009 года перечислила ООО «Меркурий» денежные средства по Дополнительному соглашению к договору соинвестирования № 01/08-8/574/8 от 2.07.2009 – 340000 р.
2 июля 2009 года между Афанасьевой Т.И. и ООО "Меркурий" заключен договор соинвестирования строительства жилого комплекса, расположенного в г. Москве, ул. Артамонова, д. 4, кор. 1, 2, д. 8, кор. 1, 2.
По его условиям договор не требовал государственной регистрации (п. 5.1) и был заключен в соответствии с Федеральным законом РФ от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
В п. 2.4.1 договора строительства от 2 июля 2009 года содержалась ссылка на инвестиционный контракт № 08-8/574 от 29 августа 2005 года о застройке земельного участка, расположенного в г. Москве, по ул. Артамонова, д. 4, корп. 1, 2, д. 8, корп. 1, являющегося собственностью Российской Федерации и находящегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 4.1 договора строительства стороны определили, что на дату его заключения объем соинвестиций Афанасьевой Т.И. составил 903750 р., из которых 563750 р. Афанасьева Т.И. должна оплатить в течение 10 банковских дней с момента подписания договора, а оставшуюся сумму – в течение 12 месяцев с момента заключения договора.
9 июля 2009 Т.И. Афанасьева перечислила платежным поручением ООО "Меркурий" 563750 р.
24 апреля 2012 года ООО "Меркурий" предложило вернуть Афанасьевой Т.И. денежные средства, а 28 августа 2012 года Афанасьева Т.И. потребовала от указанной организации возмещения убытков.
Заявление Афанасьевой Т.И. в Москомстройинвест о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, рассмотрено административным ответчиком повторно, после того, как апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 декабря 2017 года было отменено решение Пресненского районного суда города Москвы от 29 июня 2017 года в части возложения на Москомстройинвест обязанности по включению в реестр.
Решением Москомстройинвеста от 27 апреля 2018 года Афанасьевой Т.И. отказано во включении в реестр.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части возложения на Москомстройинвест обязанности включить Афанасьеву Т.И. в вышеупомянутый реестр, суд первой инстанции исходил из того, что Афанасьева Т.И. заключила договор соинвестирования, после чего обязательства по договорам не были выполнены. Кроме того, суд первой инстанции учел, что Афанасьева Т.И. соответствует критериям, установленным подпунктами 3, 5, 6 пункта 2 Приложения № 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 года № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда не согласилась исходя из того, что ни один из представленных Афанасьевой Т.И. в Москомстройинвест документов не подтверждал заключение ею сделок, на которые распространяются нормы Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Анализируя правовую позицию Москомстройинвеста, отраженную в оспариваемом решении относительно отказа во включении в Реестр по причине того, что из представленных административным истцом документов следует, что привлечение денежных средств осуществлялось ООО «ИСК «Правильный выбор» на основании договоров возмездного оказания услуг, предметом которых являлось предоставление услуг по подбору жилых помещений и изготовлению документации, достаточной для оформления прав на объект недвижимости. Перечисление денежных средств осуществлялось на счет ООО «ИСК «Правильный выбор» с целью их дальнейшего использования данным обществом по поручению заявителей для приобретения квартиры у застройщика, судебная коллегия нашла ее верной.
Привлечение денежных средств осуществлено без наличия какой-либо правовой возможности возникновения права собственности на квартиру в предполагаемом к созданию многоквартирном доме, что является законным препятствием для признания представленного Афанасьевой Т.И. договора соответствующим требованиям законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
При таком положении вывод в обжалуемом решении Москомстройинвеста об отказе во включении Афанасьевой Т.И. в Реестр основан на правильном применении вышеприведенных положений закона.
Обоснованно и указание Москомстройинвеста на то обстоятельство, что земельный участок для строительства объекта не предоставлялся, находится в федеральной собственности и занят жилыми домами военного городка. Разрешение на строительство не выдавалось.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия признала верным вывод оспариваемого решения Москомстройинвеста о том, что в нарушение п.п. 2, 3 п. 10 Правил ведения Реестра пострадавших граждан города Москвы, утвержденных приказом Минрегионразвития России от 20.09.2013 № 403, в материалах заявления о включении в Реестр отсутствуют: копия договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома (так как передача денежных средств посреднику таким подтверждением не является), в связи с чем отменила решение суда первой инстанции с вынесением нового решения, которым отказала Афанасьевой Т.И. в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Афанасьевой Т.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 апреля 2019 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда Э.А. Магжанова