К делу № 2-211/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2014 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Соловьевой О.М.,
при секретаре судебного заседания Петровой Л.В.,
с участием от истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,
ответчика – индивидуального предпринимателя Власовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Власовой Юлии Александровне о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии правил внутреннего контроля и специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля,
У С Т А Н О В И Л:
Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Власовой Юлии Александровне о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии правил внутреннего контроля и специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя Власовой Ю.А. (далее – ИП Власова Ю.А.) является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом. Агентство недвижимости <данные изъяты> ИП Власовой Ю.А. состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по Южному Федеральному округу. В нарушение требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ) в агентстве недвижимости <данные изъяты> ИП Власовой Ю.А. не разработаны и не утверждены правила внутреннего контроля, а также отсутствует лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, в обязанности которого входило бы осуществление процедур внутреннего контроля, в том числе осуществление обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также выявление операций, подлежащих контролю.
В судебном заседании прокурор Веселова Ж.Ю. заявленные требования поддержала и настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Ответчик ИП Власова Ю.А. исковые требования не признала, пояснив, что после проведения проверки ею изданы приказы, согласно которым она является ответственным лицом за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, приказами утверждены графики проведения мероприятий, инструктажа и списки сотрудников для прохождения подготовки и обучения в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Представитель третьего лица Межригионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был надлежаще уведомлен, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Нормой части 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации, полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Целью Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон №115-ФЗ) является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу статьи 2 Закона №115-ФЗ закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Действие настоящего Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения. В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона №115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
В судебном заседании установлено, что индивидуальный предприниматель Власова Ю.А. зарегистрирована в Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Краснодарскому краю 04.02.2013, ИНН 232100582382 (л.д.21). Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (л.д.22-23). Агентство недвижимости <данные изъяты> ИП Власовой Ю.А. состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО за №514107313, что подтверждается уведомлением о постановке на учет от 18.12.2013 №23-10-09/5310 (л.д.25).
Ответчик Власова Ю.А. в соответствии с приказом от 24.01.2014 №6 является ответственным лицом за соблюдением правил внутреннего контроля и программ его осуществления по обеспечению исполнения Приказа Росфинмониторинга №103 от 08.05.2009.
Согласно приказам от 24.01.2014 №7 и №8 утвержден график проведения инструктажей и тесты инструктажей. Приказом от 24.01.2014 утвержден перечень сотрудников по обязательному прохождению подготовки и обучению в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях, в том числе проводить обучение сотрудников организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 №715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Согласно приказу Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации обязаны предпринимать ряд мер, в том числе утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; разработать программу обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов. Полученных преступным путем и финансированию терроризма; организовать проведение, прохождение инструктажей сотрудников в соответствии с вышеуказанным приказом; проводить учет прохождения сотрудниками организации обучения.
Таким образом, на день рассмотрения дела судом индивидуальным предпринимателем Власовой Ю.А. утвержден перечень сотрудников и разработана программа их обучения, организовано проведение инструктажей сотрудников и их учет.
Вместе с тем, правила внутреннего контроля и программы его осуществления ответчиком не разработаны, лица ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля не назначены, следовательно, заявленные прокурором требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При частичном удовлетворении исковых требований с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш ИЛ:
Удовлетворить частично исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Власовой Юлии Александровне о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии правил внутреннего контроля и специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя Власовой Юлии Александровны, выразившееся в отсутствии правил внутреннего контроля.
Обязать индивидуального предпринимателя Власову Юлию Александровну устранить указанные нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем и финансирования терроризма, путем утверждения правил внутреннего контроля.
Взыскать с общества с индивидуального предпринимателя Власовой Юлии Александровны <данные изъяты> государственную пошлину в доход муниципального образования Тихорецкий район в размере 4000 рублей (четыре тысячи) рублей.
Оплату произвести получателю УФК по Краснодарскому краю (Межрайонная ИФНС России №1 по Краснодарскому краю г. Тихорецк), банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю, город Краснодар; р/с 40101810300000010013; БИК: 040349001; ИНН 2321012499; КПП 232101001; КБК: 18210803010010000110; ОКТМО: 03654000.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия.
СУДЬЯ: