№ 2-5404/2014, 2-5675/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30октября2014года г.Ижевск
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Плеханова А.Н.,
при секретаре Хоймовой Н.Л.,
с участием прокурора Савельевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам прокурора Октябрьского района г. Ижевска, прокурора Балезинского района Удмуртской Республики к ОАО «Ростелеком» о возложении обязанности по ограничению доступа к информации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района г. Ижевска и прокурор Балезинского района Удмуртской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратились в суд с исками к ОАО «Ростелеком» об ограничении доступа к информации.
Требования мотивировали следующим.
В ходе проведенной прокуратурой Балезинского района Удмуртской Республики проверки исполнения требований Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что пользователям услуг ОАО «Ростелеком» доступен интернет-ресурс, «<данные изъяты> (решением Интинского городского суда Республики Коми от 26.03.2014; № 2332 в Федеральном списке экстремистских материалов).
Кроме того, провайдером не обеспечена блокировка интернет-ресурсов, содержащих экстремистские материалы и доступных для ознакомления пользователям услуг ОАО «Ростелеком», следующего содержания:
- Аудиоматериалы: <данные изъяты>;
- Видеозаписи: <данные изъяты>;
- Текст произведения (стихотворения) <данные изъяты>.
Данные материалы решениями судов (решение Кромского районного суда Орловской области от 18.11.2013; решение Заводского районного суда г. Кемерово от 17.07.2013; решение Курганского городского суда Курганской области от 11.12.2013 и определение Курганского городского суда Курганской области от 20.02.2014 соответственно) признаны экстремистскими и включены в Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ под номерами 2329,2220,2218 соответственно.
В ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики проверки исполнения требований Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» выявлен интернет-сайт «Дезинфо.нет» по Интернет адресу: <данные изъяты>, на котором размещены материалы, входящие в перечень материалов, признанных экстремистскими (№811 в Федеральном списке экстремистских материалов).
ОАО «Ростелеком» является оператором связи осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи (Интернет-провайдер) на территории Удмуртской Республики.
Действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим экстремистский материал. В свою очередь, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, ОАО «Ростелеком» фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к Интернет-сайту.
В связи с изложенным прокурор Балезинского района Удмуртской Республики просил суд обязать ОАО «Ростелеком» в течение месяца после вступления решения суда в законную силу ограничить доступ абонентов к следующим Интернет-ресурсам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Прокурор Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики просил суд обязать ОАО «Ростелеком» ограничить доступ абонентов к ресурсам <данные изъяты>, содержащим материалы, входящие в перечень материалов, признанных экстремистскими.
Дела по указанным искам объединены судом в одно производство в порядке ст.151 ГПК РФ.
Определением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 30 октября 2014 года судом принят отказ прокурора Балезинского района г. Ижевска от исковых требований в части возложения на ответчика ОАО «Ростелеком» обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу ограничить доступ абонентов к сайту «Информационное агентство Вилайята Палг1айче», размещенному по электронному адресу: <данные изъяты>, производство по делу в соответствующей части прекращено.
В ходе рассмотрения дела прокурор Балезинского района Удмуртской Республики исковые требования изменил и на день рассмотрения дела просил суд:
к аудиоматериалам: <данные изъяты>, расположенным по электронным адресам:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>/.
4. к видеозаписям: "Что ожидаешь ты от дальнейшего будущего нашей страны?" длительностью 3 минуты 41 секунда; "Воспитательное видео" длительностью 4 минуты 46 секунд; "Оранжевое солнце 88" длительностью три минуты 59 секунд, расположенным по электронным адресам:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов указанного сайта без указания срока ограничения
В ходе рассмотрения дела прокурор Октябрьского района г. Ижевска исковые требования изменил и на день рассмотрения дела просил суд обязать ОАО «Ростелеком» ограничить доступ абонентов к ресурсам <данные изъяты> содержащим материалы, входящие в перечень материалов, признанных экстремистскими, путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации IP-адресов указанного сайта без указания срока ограничения.
В судебном заседании прокурор Савельева О.А. заявленные требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Вилкова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменные возражения, согласно которым прокуратурой не представлено доказательств тому, что Интернет ресурсы включены в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а ответчик как оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с этим не исполнил возложенную на него пунктом 10 статьи 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обязанность ограничить доступ к Интернет ресурсам. Прокурором неверно избран способ защиты гражданских прав, так как право каждого на судебную защиту не означает возможность выбора истцом по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются законом. В данном случае, способ защиты нарушенных прав четко определен Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Оператор связи не является создателем информации размещенной на сайтах, в силу своего правового положения, он лишь обеспечивает техническую возможность по получению информации по желанию абонента, при этом информация носит разнообразный характер и выбирается абонентом по своему усмотрению, вне зависимости от волеизъявления оператора связи. Блокировка сайтов содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, ОАО «Ростелеком» осуществляется на основании соответствующей информации размещенной в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет». Ни один нормативно-правовой акт, действующий на территории Российской Федерации, не обязывает операторов связи проверять сайты в сети Интернет на наличие информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. У ОАО «Ростелеком» отсутствуют законные основания ограничения доступа к страницам сайта кроме как по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона "О связи", оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Таким образом, в соответствии с установленным порядком оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к сайту в сети "Интернет", содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, только лишь после включения такого сайта в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и выполнения всей указанной в законе процедуры до включения такого сайта в реестр. Кроме того, фактически отсутствует доступ к Интернет ресурсам находящимся по адресам: <данные изъяты>,
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что ОАО «Ростелеком», будучи оператором связи и Интернет-провайдером на территории Удмуртской Республики, на основании лицензии N <номер> оказывает телематические услуги связи.
<дата> прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, направленного на противодействие экстремизму, при оказании услуг по предоставлению доступа к сети Интернет.
В ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики указанной проверки выявлен интернет-сайт «Дезинфо.нет» по Интернет адресу: <данные изъяты>, на котором размещены материалы, входящие в перечень материалов, признанных решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 01 июня 2010 года экстремистскими и включенными включены в Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ под номером 811.
<дата> прокуратурой Балезинского района Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, направленного на противодействие экстремизму, при оказании услуг по предоставлению доступа к сети Интернет.
В ходе проверки установлено, что ответчиком не обеспечена блокировка интернет-ресурсов, содержащих экстремистские материалы и доступных для ознакомления пользователям услуг ОАО «Ростелеком», следующего содержания:
- Аудиоматериалы: "<данные изъяты>";
- Видеозаписи: "<данные изъяты>;
- Текст произведения (стихотворения) "бей жидов" автора А. Харчикова, расположенный по электронному адресу: <данные изъяты>.
Указанные материалы решениями Кромского районного суда Орловской области от 18.11.2013, решением Заводского районного суда г. Кемерово от 17.07.2013, решением Курганского городского суда Курганской области от 11.12.2013 и определение Курганского городского суда Курганской области от 20.02.2014 соответственно признаны экстремистскими и включены в Федеральный список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ под номерами 2329,2220,2218.
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела Интернет ресурсы, ограничить доступ к которым просят прокурор Октябрьского района г. Ижевска и прокурор Балезинского района Удмуртской Республики, не включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании из представленных материалов, сторонами по делу не оспариваются.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ) экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Статьей 12 названного Федерального закона установлен запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В силу статьи 13 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Согласно положениям данной нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ и подпункту 30.28 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по ведению и опубликованию федерального списка экстремистских материалов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ) оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ).
Исходя из положений приведенных правовых норм, оператор связи, осуществляя деятельность по оказанию телематических услуг связи, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации.
В пункте 18 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ дано понятие провайдер хостинга, которым признается лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".
Согласно подпункту 12 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ оператором связи является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).
Так, согласно частям 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ).
Согласно установленному в частях 7 - 9 статьи 15.1 названного Федерального закона порядку включения в реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.
В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети "Интернет" мер, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр.
В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
Аналогичные требования закреплены в пунктах 9 - 12 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы.
При этом в силу пункта 13 указанных Правил перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".
Таким образом, по смыслу указанных положений закона сведения, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включаются в реестр при несоблюдении обязанностей, которые возложены на провайдера хостинга и (или) владельцем сайта в силу приведенных выше правовых норм. И именно, в случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" удалить интернет-страницу с информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также в случае невыполнения провайдером хостинга обязанности по ограничению доступа к такому сайту в сети "Интернет".
При этом возможность отследить и ограничить доступ к сайту в сети "Интернет", содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возникает у оператора связи с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать соответствующий сайт в сети "Интернет".
Таким образом, законом установлен специальный порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", признанным экстремистскими.
Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о включении Интернет ресурсов в реестр указанных прокурорами сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При изложенных обстоятельствах суд признаёт, что прокурорами не доказано наличие предусмотренных Федеральными закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ и от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ оснований для возложения на ответчика обязанности по ограничению доступа к указанной в исках информации.
Более того, статьей 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", также установлен специальный порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, в том числе информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Спора о том, что информация, доступ к которой просят ограничить прокурор Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики и прокурор Балезинского района Удмуртской Республики, содержит призывы к осуществлению экстремистской деятельности, между сторонами не имеется; на это указывают материалы дела.
В соответствии со статьей 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители направляют требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, незамедлительно:
1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию;
2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
3) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;
4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.
После получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
Таким образом, законом предусмотрен специальный внесудебный порядок ограничения доступа к информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства о соблюдении в рассматриваемом случае внесудебного порядка ограничения доступа к информации, предусмотренного ст. 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в отношении информации, доступ к которой просит ограничить прокурор.
Данное обстоятельство также является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.
Суд отмечает, что ограничение доступа к информации способом, избранным прокурором, без учета положений ст.ст. 15.1, 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приведет к нарушению как порядка, так и гарантий, установленных указанным законом, а также к фактической подмене судом функций федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
С учетом изложенного правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики и прокурора Балезинского района Удмуртской Республики к ОАО «Ростелеком» о возложении обязанности по ограничению доступа к информации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Ижевска, прокурора Балезинского района Удмуртской Республики к ОАО «Ростелеком» о возложении обязанности по ограничению доступа к информации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме принято судьей 31 октября 2014 года.
Председательствующий судья: А.Н.Плеханов