Дело № 2-2598/2016 г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Сочи 14 ноября 2016 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края
в составе судьи Пилипенко Ю.А.,
при секретаре Соколовой Н.М.,
с участием прокурора Волкова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Воронцову А.А., Воронцовой (Гунба) А.В. действующей также в интересах несовершеннолетней Д., Гунба (Караманян) В.О. и Гунба Р.О. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
Установил:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Воронцову А.А., Воронцовой А.В., действующей также в интересах несовершеннолетней Д., Гунба В.О. и Гунба Р.О. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование исковых требований истец указывает, что протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 10159 №2 от 14.02.2008 майору Воронцову А.А. на состав семьи 5 человек: Воронцов А.А., жена Воронцова А.В., дочь жены Гунба В.О., ДД.ММ.ГГГГр., сын жены Гунба Р.О., ДД.ММ.ГГГГр., дочь Д., ДД.ММ.ГГГГр. была перераспределена 4-х комнатная квартира <адрес>, г. Сочи, общей площадью 91 кв.м.
В соответствии с положениями ст. 15 «О статусе военнослужащих» в период прохождения военной службы Воронцов А.А. на основании договора найма служебного жилого помещения № от 23.07.2009 был обеспечен служебным жилым помещением по адресу: <адрес>.
Данный договор был подписан сторонами, ответчик с его условиями был согласен, что подтверждается вселением его и членов его семьи в предоставленное ему служебное жилье. Согласно п.п. 2 п.1 данного Договора жилое помещение предоставляется Воронцову А.А. для временного проживания. Согласно п.4 Договора он заключен на период прохождения военной службы в в/ч 10159 до 18 июня 2014г.
Следовательно, указанная квартира была предоставлена Воронцову А.А. в качестве служебного жилья на строго определенный период (период исполнения обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации).
Воронцов А.А. уволен в запас приказом Командующего войсками ЮВО от 15.11.2010 г. №026 исключен из списков состава войсковой части приказом командира войсковой части 13204 №71 от 18.03.2011 г.
П.п. 4 п.18 Договора определено, что договор прекращается в связи окончанием срока службы.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Воронцову А.А. и членам его семьи 25.06.2015 было направлено уведомление о необходимости сдачи в установленном порядке и освобождении жилого помещения в срок до 20.07.2015 г. в специализированом жилом помещении Минобороны России, которое проигнорировано.
Уполномоченным органом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - ФГКУ «Югрегионжилье» направлено уведомление об освобождении жилого помещения, то есть выражена воля уполномоченного органа на прекращение договорных отношений, которые возникли и действовали в период прохождения военной службы.
Согласно сведениям Единого реестра военнослужащих, нуждающимся в жилье Воронцов А.А. не состоит в реестре, соответственно, он не признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.
К категории граждан, определенных ст. 103 ЖК РФ ответчики не относятся.
Поскольку ответчик Воронцов А.А. в добровольном порядке после увольнения с военной службы жилое помещение не освободил, договор найма жилого помещения действующий, в связи с чем, истец просит признать прекращенным действие договора найма служебного жилого помещения № от 23 июля 2009 г. о предоставлении Воронцову А.А., Воронцовой А.В., Гунба В.О., Гунба Р.О., Д. служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выселить указанных лиц из указанного служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца в судебное заседание, не явился, будучи извещен надлежащим образом, представил ходатайство, в котором просит рассмотреть настоящее дело в его отсутствии.
Воронцова А.А. действуя лично и через своего представителя– Дадамьянц А.Л. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представил возражения на иск, указав, что поданное Министерством обороны РФ исковое заявление не основано на действующем гражданском, жилищном законодательстве и законодательстве о статусе военнослужащего, а предъявленные в нем требования являются неправомерными, нарушающими Конституционные права ответчиков. Воронцов А.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с 1989 года. Крайним и фактически единственным местом его военной службы являлась войсковая часть 10159, где он до 18 марта 2011 года проходил военную службу по контракту и исполнял обязанности начальника радиотехнического центра. Приказом командующего войсками Южного военного округа от 15 ноября 2010 года № 04 он был уволен с военной службы в запас по льготному основанию - на основании п. п. «а» п. 2 ст. 51 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями, при этом выслуга лет календарная составила 21 год, в льготном исчислении 22 года. 18 марта 2011 года приказом № командира в/ч 13204 Воронцов А.А. был исключен из списков личного состава данной части. Воронцов А.А. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года - в 1994 года и проходил военную службу по контракту в течение 21 календарных лет - т.е. ему и членам его семьи должно быть предоставлено жилое помещение на общих основаниях, а не служебное жилое помещение. Он фактически на момент распределения ему служебного жилого помещения - квартиры <адрес> 14 февраля 2008 года, и на время проживания в ней фактически решением жилищной комиссии с общей очереди военнослужащих части нуждающихся в получении жилого помещения с учета не снимался в связи с получением данной специализированной квартиры, а именно: решение жилищной комиссии в/ч 10159 о распределении данной жилой площади; акт проверки жилищных условий, проведенный жилищной комиссией в/ч 10159; список распределения жилых помещений по войсковой части 10159 утвержденного начальником Сочинского гарнизона, согласно которых ему и членам моей семьи предоставлялась указанная жилая площадь во владение и пользование - как специализированная - служебная.
Так, договор № от 23 июля 2009 года служебного найма был заключен с Воронцовым А.А. на основании решения жилищной комиссии в/ч 10159 — протокол № 2 от 14 февраля 2008 года. Если исходить из протокола № 2 от 14 февраля 2008 года, то указанным решением ему и членам его семьи жилищной комиссией в/ч 10159 предоставлена жилая площадь специализированная - служебная. В данном коллегиальном документе ясно и недвусмысленно указано в резолютивной части на распределение квартиры <адрес> Воронцову А.А. и членам моей семьи, согласно общей очереди как нуждающемуся в жилье военнослужащему.
Кроме того, в протоколе № 2 от 14 февраля 2008 года не говориться о том, что Воронцов А.А. и члены его семьи сняты с учета военнослужащих в/ч 10159 нуждающихся в получении жилого помещения в связи с получением служебного жилого помещения.
Таким образом, на момент распределения данной квартиры - т.е. на 14 февраля 2008 года и на момент заключения договора на 23 июля 2009 года Воронцов А.А. и члены его семьи согласно требований жилищного законодательства и решения жилищной комиссии в/ч 10159 были признаны официально нуждающимися в получении жилой площади и оставлены в общей очереди военнослужащих в/ч 10159, которые заключили 1-й контракт до 1 января 1998 года.
Согласно акта проверки жилищных условий Воронцова А.А. и членов его семьи на 6 ноября 2008 года проведенной жилищной комиссией в/ч 10159 было получено заключение комиссии - о необходимости обеспечения жилым помещением «нуждается в улучшении жилищных условий». В соответствии со списком распределения жилых помещений в/ч 10159, Воронцову А.А. и членам его семьи распределена квартира <адрес> - служебная, где достоверно указано на то, что он состоит в очереди военнослужащих в/ч 10159 нуждающихся в получении жилого помещения с 11 августа 1994 года согласно протокола № 1 заседания жилищной комиссии в/ч 10159, т.е. с момента фактического включения в списки части, после окончания высшего военного учебного заведения. Кроме этого, Воронцов А.А. указывает, что истец МО РФ не является собственником спорного помещения. Таким образом, МО РФ является ненадлежащим истцом - не имеет каких-либо законных оснований на предъявление искового заявления, в силу того, что не является в установленном законом порядке собственником квартиры <адрес>. Таким образом, в соответствии с абзацем 1 ст. 220 ГПК РФ данное гражданское дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ - заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право, а подлежит прекращению.
Воронцова (Гунба) А.В. действующая также в интересах несовершеннолетней дочери Д. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи Черникова Н.Л. возражала против удовлетворения исковых требований.
Ответчики Гунба В.О. и Гунба Р.О. в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом.
Представитель ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, представил ходатайство в котором просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представитель ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором просит удовлетворить исковые требования МО РФ, дело рассмотреть в отсутствии представителя.
Представитель ООО «ГУЖФ» Обособленное подразделение «Краснодарский» в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом.
Представитель отдела по вопросам миграции отдела полиции (Хостинский район) УВД по г. Сочи в судебное заседание не явился, извещен должным образом, представил ходатайство в котором просит рассмотреть дело в его отсутствии /л.д.92/.
Выслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего исковые требования удовлетворить, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерства обороны РФ подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены служебные жилые помещения.
Положениями статьи 93 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений но договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ).
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного на период трудовых отношений, прохождения военной службы (ст. 104 ЖК РФ).
Как достоверно установлено судом, протоколом заседания жилищной комиссии войсковой части 10159 №2 от 14.02.2008 г. майору Воронцову А.А. на состав семьи 5 человек: Воронцов А.А., ДД.ММ.ГГГГр., жена Воронцова А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь жены Гунба В.О. ДД.ММ.ГГГГр., сын жены Гунба Р.О. ДД.ММ.ГГГГр., дочь Д. ДД.ММ.ГГГГр. была перераспределена 4-х комнатная квартира №<адрес>, общей площадью 91 кв.м. /л.д.26/.
В соответствии с положениями ст. 15 «О статусе военнослужащих» в период прохождения военной службы Воронцов А.А. на основании договора найма служебного жилого помещения № от 23.07.2009 г. был обеспечен служебным жилым помещением по адресу: <адрес> /л.д.18/.
Данный договор был подписан сторонами, а значит ответчик Воронцов А.А. согласился с его условиями и вселился с членами своей семьи в предоставленное ему служебное жилье.
Согласно п.п.2 п.1 данного Договора жилое помещение предоставляется Воронцову А.А. для временного проживания. Согласно п.4 Договора он заключен на период прохождения военной службы в в/ч 10159 до 18 июня 2014г.
Таким образом, указанная квартира была предоставлена Воронцову А.А. в качестве служебного жилья на строго определенный период (период исполнения обязанностей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации).
В силу пункта 10 статьи 38 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» граждане приобретают статус военнослужащего с момента начала военной службы, который исчисляется: для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - со дня присвоения воинского звания рядового; для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы; для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - с даты зачисления в указанные образовательные организации.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Воронцов А.А. уволен в запас приказом Командующего войсками ЮВО от 15.11.2010 г. исключен из списков состава войсковой части приказом командира войсковой части 13204 №71 от 18.03.2011 г. /л.д.43/.
В соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. № 1550 и от 30 сентября 2010 г. № 1280 работа по разрешению жилищных вопросов военнослужащих, и лиц, уволенных с военной службы, возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения в соответствующих военных округах, таковым в Южном военном округе является ФГКУ «Южное региональное управления жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации наделено определенными полномочиями, в том числе: прием заявлений от военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях; снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях; принятие решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, ФГКУ «Югрегионжилье» является единственным уполномоченным органом военного управления в ЮВО, осуществляющий контроль за распределением и использованием жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации. Следовательно, Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Югрегионжилье» как уполномоченного на то органа осуществляющего контроль за жилищным фондом МО РФ.
В связи с чем, заместителем начальника Федерального государственного казённого учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Коваленко М. направлялось предписание предоставлении документов, подтверждающих законность проживания в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации от 25.02.2015 г. № 184/3/4282 нс №184/3/4281 нс /л.д.22-25/.
В соответствии с требованием ст. 35 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением, в том числе по основаниям ч. 4 ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
Воронцоцу А.А. и членам его семьи 25.06.2015 г. было направлено уведомление о необходимости сдачи в установленном порядке и освобождении жилого помещения в срок до 20.07.201 г. в специализированом жилом помещении Минобороны России, однако Воронцовым А.А. данное уведомление было проигнорировано.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.
По смыслу приведённых выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечёт за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет своё действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Из вышеизложенного установлено, что в период прохождения военной службы Воронцову А.А. и членам его семьи по условиям договора было предоставлено служебное жилое помещение на период прохождения военной службы (п.4 Договора), Воронцов А,А. уволен в запас приказом Командующего войсками ЮВО от 15.11.2010г. №026, исключен из списков состава войсковой части приказом командира войсковой части 13204 №71 от 18.03.2011 г. П.п. 4 п.18 Договора определено, что договор прекращается в связи окончанием срока службы.
Согласно сведениям Единого реестра военнослужащих, нуждающимся в жилье Воронцов А.А. не состоит в реестре, соответственно, он не признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма /л.д.30/.
К категории граждан, определенных ст. 103 ЖК РФ ответчики не относятся.
В силу положений Семейного кодекса РФ об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на права ребенка (п. 1 ст. 55, п. 1 ст. 62 СК РФ), в том числе и на жилищные права.
В соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Из данных положений следует, что несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, на которую имеют право их родители (родитель), то есть право ребенка пользоваться жилым помещением производно от права его родителя на данное помещение.
Таким образом, поскольку ответчик Воронцов А.А. в добровольном порядке после увольнения с военной службы жилое помещение не освободил, договор найма жилого помещения является действующим, суд считает, что исковые требования Министерства обороны РФ подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении ходатайства Воронцова А.А. о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ, суд исходит из того, что согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Хостинская КЭЧ района» Минобороны России прекратила свою деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно передаточному акту при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 15 ноября 2010 г., ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации приняло от Хостинской КЭЧ района на баланс весь жилищный фонд в составе имущества, а также все права и обязанности на него, в том числе и на жилой дом по <адрес> /л.д.39-40/. Согласно инвентарной карточки /л.д.37-38/ учета основных средств №17733 от 12.08.2016 указанный дом состоит на балансе в ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Минобороны России. Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством осуществляет права собственника в отношении жилого дома <адрес>.
На основании распоряжения Правительства РФ от 29.03.2012 №422-р тип федерального государственного учреждения «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России изменен на федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно п.п. 1 и 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ, на основании чего Министерство обороны РФ от уплаты государственной пошлины освобождено.
Ответчики не обладает льготами, в соответствии со ст.333.16 НК РФ. Доказательств в этой части ответчиком не представлено суду.
Удовлетворяя иск, суд в силу положений ст.ст. 98, ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивает с ответчиков солидарно государственную пошлину в сумме 6 000 рублей, от уплаты которой истец при подаче иска освобожден в силу закона.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Министерства обороны РФ к Воронцову А.А., Воронцовой (Гунба) А.В. действующей также в интересах несовершеннолетней Д., Гунба (Караманян) В.О. и Гунба Р.О. о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения – удовлетворить.
Признать прекращенным действие договора найма служебного жилого помещения № от 23 июля 2009 г. о предоставлении Воронцову А.А., Воронцовой (Гунба) А.В., Гунба (Караманян) В.О., Гунба Р.О., Д. служебного жилого помещения, расположенного по адресу: 354051, <адрес>.
Выселить Воронцова А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Воронцову А.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Гунба В.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Гунба Р.О. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения, из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Воронцова А.А., Воронцовой (Гунба) А.В., Гунба (Караманян) В.О. и Гунба Р.О. солидарно в доход государства государственную пошлину в размере 6000 рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет МРИ Федеральная Налоговая служба РФ №8 по Краснодарскому краю в городе Сочи, адрес взыскателя: Россия, Краснодарский край, город Сочи, проспект Курортный, д. 106 Б.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Хостинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть 21 ноября 2016 года.
Судья Хостинского
районного суда г. Сочи Ю.А. Пилипенко
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО.СУДЬЯ