Определение по делу № 2-631/2019 ~ M-540/2019 от 03.06.2019

Дело № 2-619/19

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

16 июля 2019 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре Кругляковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1 с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2 <адрес>", МБОУ "Гимназия N 3 <адрес>", МБОУ "Лицей N 6 им. Ак. Г.Н. Флерова <адрес>", МБОУ "СОШ N 7 <адрес>", МБОУ "Гимназия N 8 им. Ак. Н.Н. Боголюбова", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9 с углубленным изучением иностранных языков <адрес>" и МБОУ "Гуманитарно-эстетическая гимназия N 11 <адрес>" об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к СОШ N 1, СОШ N 2, гимназии N 3, Лицею N6, СОШ N 7, Гимназии N 8, СОШ N 9 и гуманитарно-эстетической гимназии N 11 обобязанииобеспечить круглосуточную охрану учреждений сотрудниками частных охранных организаций, а также оборудовать учреждения автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, установив срок исполнения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в результате проведенной прокуратурой города проверка исполнения Муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями требований законодательства об образовании и о противодействии терроризму, были выявлены нарушения законодательства в области противодействия терроризму, а именно, положений Уставов учреждений, статьи 41 Конституции Российской Федерации,ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относятся в том числе оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями (пп. 2 п. 3 ст. 28), создание условий, гарантирующих охрану здоровья обучающихся и работников (пп. 15 п. 3 ст. 28). Причем образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников (п. 7 ст. 28).

В соответствии с п.п. 1, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования), которыми установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов (территорий).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Проверкой установлено, что вышеуказанные образовательные учреждения г. Дубны Московской области категорированы комиссией по обследованию и категорированию в соответствии с требованиями п. 5 Требований.

С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения образовательные организации города отнесены ко второй категории опасности.

Указанными выше Требованиями с учетом категории опасности образовательных организаций определены необходимые мероприятия по обеспечению их антитеррористической защищенности.

Согласно пп. "а,в" п. 17 Требований антитеррористическая защищенность образовательных организаций независимо от их категории опасности должна обеспечиваться путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) и на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территории) сотрудниками частных охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией и т.п.) (п.п. 18, 22 Требований).

При этом в силу пп. "е" п. 20 Требований и с целью пресечения попыток совершения террористических актов должна быть обеспечена круглосуточная охрана образовательных организаций.

Кроме этого, согласно п. 22 Требований независимо от присвоенной категории опасности образовательная организация должна быть оборудована системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно п.п. 26, 28 Требований инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", при этом, система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2 <адрес>", МБОУ "Гимназия N 3 <адрес>", МБОУ "Лицей N 6 им. Ак. Г.Н. Флерова <адрес>", МБОУ "СОШ N 7 <адрес>", МБОУ "Гимназия N 8 им. Ак. Н.Н. Боголюбова", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9 с углубленным изучением иностранных языков <адрес>" и МБОУ "Гуманитарно-эстетическая гимназия N 11 <адрес>" с одной стороныи ООО Частное охранное предприятие "Альянс" с другой стороны заключены муниципальные контракты на оказание услуг физической охраны на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее – контракт).

Согласно условиям заключенных муниципальных контрактов охранные услуги оказываются в объеме, указанном в Техническом задании и в соответствии Графиком оказания услуг, прилагаемых к контракту.

Из технического задания следует, что охранные услуги фактически оказываются по рабочим дням с 07 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, то есть не круглосуточно.

Кроме этого, здание учреждений оборудовано системой оповещение (громкоговорителями) с подачей сигнала с пульта управления, однако данная система не является автономной и совмещена с ретрансляционной технологической системой.

С учетом выявленных нарушений требований законодательства об образовании и о противодействии терроризму, изложенных обстоятельств, прокурором города с целью побуждения учреждения к устранению допущенных нарушений, обеспечения надлежащей безопасности учащихся и персонала учреждения, в соответствии со ст. ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" директорам учреждений ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.

По результатам рассмотрения представления из учреждений в прокуратуру города поступила информация о том, что школы не являются учреждениями с круглосуточным пребыванием детей и осуществляет свою деятельность с 07.00 ч. до 19.00 ч., во время которой охрана учреждения осуществляется частным охранным предприятием, а в иное время – штатными сторожами. Предложение по финансированию оборудования школ автономной системой оповещения будет направлено при планировании бюджета на 2020-2021 г.г.

Таким образом, учебными учреждениями никаких конкретных мер по устранению допущенных нарушений не принято. При этом, учреждения фактически отказались от принятия мер по обеспечению круглосуточной профессиональной охраны в соответствии с требованиями законодательства о противодействии терроризму, сославшись на не соответствующий законодательству довод об обеспечении профессиональной охраны на протяжении всего рабочего дня.

В то же время, согласно требованиям ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Уклонение от исполнения требований действующего законодательства об образовании и о противодействии терроризму является недопустимым.

Необеспечение круглосуточной профессиональной охраны образовательной организации, отсутствие автономной системы оповещения нарушает законные интересы и права детей, педагогического и технического персонала, иных посетителей на безопасное пребывание в образовательном учреждении, является несоблюдением установленных законом требований, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

Осуществление деятельности образовательной организации в условиях не полного исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, а также ущерб имуществу.

Ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ прокурор просит суд обязать вышеназванные общеобразовательные учрежденияг. Дубны обеспечить круглосуточную охрану учреждения сотрудниками частных охранных организаций и оборудовать учреждение автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Дубна – старший помощник прокурора Сытая О.Ю. доводы иска поддержала.

Представитель ответчиков - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1 с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2 <адрес>", МБОУ "Гимназия N 3 <адрес>", МБОУ "Лицей N 6 им. Ак. Г.Н. Флерова <адрес>", МБОУ "СОШ N 7 <адрес>", МБОУ "Гимназия N 8 им. Ак. Н.Н. Боголюбова", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 9 с углубленным изучением иностранных языков <адрес>" и МБОУ "Гуманитарно-эстетическая гимназия N 11 <адрес>" по доверенностям К.С.С., исковые требования не признал по доводам, изложенным в позиции администрации <адрес>.

Представитель третьего лица - администрации г.о. <адрес>Б.Т.В., действующая на основании доверенности, доводы искового заявления прокурора <адрес> не признала, представив письменный отзыв согласно которому, в силу пп. "г" п.18 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N1235 (далее - требования) воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Согласно пп. "е" п.20 требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточной охраны, обеспечения ежедневного обхода и осмотра потенциально опасных объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

Согласно пп. "а" п.23 требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Таким образом, законодательство не содержит обязательного требования об обеспечении круглосуточной физической профессиональной охраны образовательных учреждений.

На территории ответчиков во время пребывания детей с 08:00 часов до 15:00 часов обеспечена профессиональная физическая охрана силами частной охранной организации на основании муниципального контракта, а на время отсутствия детей в учреждениях охрана обеспечена штатными сторожами, оснащенными кнопкой тревожной сигнализации.

В этой связи, по мнению Администрации, в учреждениях обеспечивается соблюдение требований в части круглосуточной и профессиональной охраны.

Относительно системы оповещения о чрезвычайных ситуациях считают, что согласно п.28 требований система оповещения является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Согласно ГОСТ Р ИСО 8648-98 "Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Внутренняя организация сетевого уровня" ретрансляционные системы - это компонент оборудования, который является устройством взаимодействия, т.е. это система для передачи данных, осуществляющая коммутацию и маршрутизацию данных, передачу данных между системами.

Об автономности от систем электропитания законодательство обязательных требований не содержит.

Согласно письму ООО"Флэкси" от ДД.ММ.ГГГГ. (с приложением технической документации), производившего монтаж и обслуживание оборудования, письму ООО "Единый центр пожарного мониторинга", осуществляющему обслуживание данных систем на настоящий момент, от ДД.ММ.ГГГГ системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в школах города установлены, являются автономными и не совмещенными с ретрансляционными технологическим системами.

Согласно пп. л) п.22 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территории), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N1235 (далее - Требования), в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно п.28 требований система оповещения и управления эвакуацией на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории) об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Согласно п.9.3.9. "СП 252.1325800.2016. Свод правил. Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования", утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.2016 N573/пр (в ред. от 26.12.2018) системы проводного радиовещания и оповещения в ДОО следует выполнять в соответствии с СП 133.13330.

Системы инженерно-технической безопасности зданий, электросвязи, информатизации автоматизации и диспетчеризации инженерных систем, видеонаблюдения и сигнализации следует выполнять в соответствии с СП 134.13330.

Согласно п.6.1. "СП 133.13330.2012. Свод правил. Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования", утверждённого приказомМинрегиона России от 05.04.2013 N159, проектирование и установку систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей следует осуществлять в соответствии с требованиями СП 3.13130. ("Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности").

Согласно п. 5.13.15. СП 134.13330.2012. "Свод правил. Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования", утверждённого приказом Минрегиона России от 05.04.2012 N160 (далее - СП), допускается использование систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре в качестве объектовых систем оповещения о чрезвычайных ситуациях при доукомплектовании их специальными автоматизированными устройствами сопряжения с каналами передачи сигналов включения устройств оповещения и информации оповещения о чрезвычайных ситуациях людей, находящихся на территории объекта.

Согласно п.5.13.16. СП требования к техническим характеристикам объектовых систем оповещения аналогичны требованиям к системам противопожарной зашиты и системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, приведенным в СП 3.13130.

Согласно п.5.14.2. СП (раздел 5.14.Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) должна быть обеспечена возможность работы системы управления эвакуацией людей как в автоматическом режиме при срабатывании системы пожарной сигнализации, так и в режиме передачи сообщений с пожарного поста или центра управления сооружения.

Согласно п. 5.25.5. СП (раздел 5.25.Системы озвучивания помещений в зданиях или сооружениях в целях проведения мероприятий или рекламных акций, а также для доведения информации) допускается объедение систем озвучивания и оповещения,при этом информация оповещения должна иметь приоритет перед другими видами трансляции.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, представитель ответчиков и третьего лица считает, что законодательное регулирование осуществляется в отношении двух систем оповещения: о пожаре и о чрезвычайных ситуациях, при этом обе системы могут быть совмещены при условии обеспечения возможности их работы параллельно друг другу.

Требования об их работе независимо от постоянного источника электропитания законодательство не содержит. Равно как и отсутствует в законодательстве какое - либо упоминание о системе оповещения о террористическом акте/угрозе его возникновения, никаких технических требований к проектированию данной системы нет.

Согласно технической документации установленной в школах города системы оповещения (п. 1.3.2.) СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное значение и включаются в работу от различных побудительных мотивов. Проектом предусмотрено сопряжение СОУЭ с системой оповещения ГО с использованием отдельных технических средств оповещения - акустической системы "CS-710"для передачи сигналов ГО.То есть, акустическая система, являющаяся составной частью системы оповещения, позволяет транслировать сообщения о любых чрезвычайных ситуациях, в том числе о совершении террористического акта, угрозе его совершения, как в режиме трансляции предзаписанных сообщений, так и в режиме "он-лайн".

Таким образом, все имеющиеся на сегодняшний день в законодательстве требования к антитеррористической защищенности объектов образования при существующей на настоящий момент в указанных в исковом заявлении образовательных учреждениях системе оповещения соблюдены, тогда как требование прокуратуры установить отдельную систему оповещения о террористическом акте /угрозе его возникновения не основано на законе. Истец основывает свои требования исключительно на собственном толковании пункта 28 требований.

В связи с изложенным, представитель администрации г. Дубны считает требования прокуратуры города Дубны не обоснованными, не соответствующими законодательству и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав позицию сторон, третьего лица, допросив специалиста, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска прокурора по следующим основаниям.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Частью 1 статьи 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ определено, что противодействие терроризму представляет собой деятельность государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий появлений терроризма.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с пунктами 7 и 13 статьи 2 названного Федерального закона основными принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.10.2017 года N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Пунктом "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные науменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012 "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного приказомМинрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

На основании пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, предусмотрено, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

ПриказомРособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Из материалов дела видно, что при проведении прокуратурой г. Дубны соблюдения законодательства о противодействии терроризму, установлено, что здания образовательных учреждений оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, речевого оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что подтверждается представленным суду рабочим проектом.

Согласно пункту 6 части 4 статьи 3 Федерального закона "О противодействии терроризму", антитеррористическая защищенность объекта (территории) представляет собой состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Указанной нормой определено, что под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленныена уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Анализ приведенных нормативных положений, позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование в сфере обеспечения антитеррористической защищенности является комплексным и включает в себя нормы различной отраслевой принадлежности. Однако независимо от уровня нормативной регламентации обязанность по обеспечению безопасности пребывания людей в тех или иных объектах является императивной.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и формы паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) (далее по тексту - Требования).

На основании пункта 2 Требований, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 21 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается, в том числе, путем применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.

На основании пункта 23 Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: а) системой видеонаблюдения; б) системой оповещения и управления эвакуацией; в) системой освещения.

Пунктом 31 Требований предусмотрено, чтосистема оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

В соответствии с пунктом 32 Требований,система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Аналогичные положения содержатся в пункте 28 "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235.

Согласно информации ООО "Флэкси", содержащейся в письме от ДД.ММ.ГГГГ. за (с приложением технической документации), производившего монтаж и обслуживание оборудования, а также письму ООО "Единый центр пожарного мониторинга", осуществляющему обслуживание данных систем на настоящий момент, от ДД.ММ.ГГГГ системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в школах города установлены, являются автономными и не совмещенными с ретрансляционными технологическим системами.

Из поясненийгенерального директора ООО "Экспертный центр пожарнойбезопасности" И.А.В., допрошенного в качестве специалиста,следует, что в автономную установку пожарной сигнализации входит сама пожарная сигнализация с трансляционным речевым оповещением и управлением эвакуацией людей при пожаре, которая имеет ретрансляционное устройство на пульт пожарной охраны, а также автономный блок ЧС, который имеет отдельный канал речевого оповещения и управления эвакуации людей в случае возникновения ЧС, в том числе и террористической угрозы, который не связан с ретрансляционным устройством пожарной сигнализации.Нормативных и технических актов, требующих автономную (отдельную) установку от других систем, предусмотренных пунктом 23 Требований, действующее законодательство в области пожарной, ЧС либо антитеррористической безопасности, не содержит. Оборудование системой экстренного оповещения людейоб угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации приведет к дублированию уже имеющейся системы оповещения, входящей в автоматическую установку пожарной сигнализации, что в данном случае является нерациональным.

Таким образом, суд считает, что все имеющиеся на сегодняшний день в законодательстве требования к антитеррористической защищенности объектов образования при существующей в настоящий момент системе оповещения соблюдены, а доводы истца о необходимости установки отдельной системы оповещения о террористическом акте либо угрозе его возникновения основаны на неверном толковании указанных правовых норм.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны требования прокурора, в частности, что система оповещения ЧС имеет совмещение с ретрансляционным устройством пожарной системы оповещения, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено, от проведения по делу судебной технической экспертизы представитель прокуратуры отказался.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что стороной истца не опровергнуты доводы ответчиков о том, что проведенные в образовательном учреждении мероприятия для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности отвечают установленным п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ N "О противодействии терроризму" принципам противодействия терроризму.

При таких обстоятельствах, установив факт наличия автономной системы оповещения, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами противопожарной сигнализации в образовательных учреждениях города, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований в части возложения обязанности по оборудованию зданийшкол автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами, системой экстренного оповещения людей о ЧС.

Что касается требований прокурора г. Дубны о понуждении образовательных учреждений обеспечить круглосуточную охрану учреждений сотрудниками частных охранных организаций, суд исходит из следующих обстоятельств.

Так, из п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" следует, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

К объектам, для которых должен быть разработан паспорт антитеррористической защищенности, относятся учреждения образования.

В соответствии с п. 5 и п. 7 Требований, утвержденных Постановлением N 1235 в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводится их категорирование при вводе в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

Критерии категорирования, указаны в п. 12 Требований, утвержденных Постановлением N 1235. Так с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются категории опасности объектов (территорий), в том числе: объекты (территории) второй категории опасности: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей; объекты (территории) третьей категории опасности: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано совершения (попыток к совершению) террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет менее 5 млн. рублей.

Согласно Требованиям, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) (подп. "а" п. 17).

В п. 18 Требований указаны виды действий, применяемых для воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории).

Не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 22 Требований, утвержденных Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 года N 1235, а мероприятия, указанные в п. п. 23, 24 данных Требований в отношении объектов (территорий) первой и второй категории опасности, являются дополнительными, необходимость их осуществления обусловлена особым статусом учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

Согласно пп. "а" п.23 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Как установлено в судебном заседании, все вышеперечисленные образовательные учреждения категорированы комиссией по обследованию и категорированию в соответствии с пунктом 5 Требований. С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения общеобразовательные учреждения отнесены ко второй категории опасности.

При этом, относя учреждения к той либо иной категории опасности угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения, законодатель предъявляет повышенные требования безопасности к объектам второй и первой категории опасности по сравнению с относительно другими объектами.

Как следует из приведенных выше норм права в их системном толковании, они содержат императивные предписания по обеспечению круглосуточной профессиональной охраны образовательных учреждений второй и первой категории опасности.

В судебном установлено, что на территории ответчиков профессиональной физической охраной силами частной охранной организации на основании муниципального контракта обеспечена только часть времени в период с 7-00 часов до 15-00 часов, с 15-00 до 7-00 часов следующих суток в учреждениях охрануосуществляют штатные сторожа, не имеющие профессиональныхнавыков в области охраны, что не позволяет обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность зданий школ.

В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что доводы искового заявления в части необходимости обеспечения учреждений образования круглосуточной профессиональной охраной заслуживают внимания, в данной конкретной ситуации имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N2 <адрес>", МБОУ "Гимназия N3 <адрес>", МБОУ "Лицей N6 им. Ак. Г.Н. Флерова <адрес>", МБОУ "СОШ N7 <адрес>", МБОУ"Гимназия N8 им. Ак. Н.Н. Боголюбова", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N9 с углубленным изучением иностранных языков <адрес>" и МБОУ "Гуманитарно-эстетическая гимназия N11 <адрес>" об обязании совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Обязать МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N2 <адрес>", МБОУ "Гимназия N3 <адрес>", МБОУ "Лицей N6 им. Ак. Г.Н. Флерова <адрес>", МБОУ "СОШ N7 <адрес>", МБОУ "Гимназия N8 им. Ак. Н.Н. Боголюбова", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N9 с углубленным изучением иностранных языков <адрес>" и МБОУ "Гуманитарно-эстетическая гимназия N11 <адрес>" обеспечить круглосуточную охрану учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований Прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N1 с углубленным изучением отдельных предметов <адрес>", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N2 <адрес>", МБОУ "Гимназия N3 <адрес>", МБОУ "Лицей N6 им. Ак. Г.Н. Флерова <адрес>", МБОУ "СОШ N7 <адрес>", МБОУ "Гимназия N8 им. Ак. Н.Н. Боголюбова", МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N9 с углубленным изучением иностранных языков <адрес>" и МБОУ "Гуманитарно-эстетическая гимназия N11 <адрес>" об обязании оборудовать учреждения автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическим системами, системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2019 года

Судья

2-631/2019 ~ M-540/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Прокурор г.Дубны
Ответчики
МБОУ СОШ №1
Другие
Администрация г.Дубны Московской области
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Судья
Григорашенко О.В.
Дело на странице суда
dubna--mo.sudrf.ru
03.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2019Передача материалов судье
05.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2019Судебное заседание
Определение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее