дело № 2а-2580/2022
73RS0003-01-2022-004021-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 03 ноября 2022 г.
Железнодорожный районный суд г.Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Надршиной Т.И.,
при секретаре Токуновой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2580/2022 по административному иску Загайнова А.С. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области об оспаривании решения органа власти,
УСТАНОВИЛ:
Загайнов А.С. обратился в Железнодорожный районный суд г.Ульяновска с административным исковым заявлением к УФСИН России по Ульяновской области об оспаривании решения органа власти.
Требования мотивировал тем, что в соответствии с распоряжением ФСИН России в отношении него принято решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации.
Данное решение считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Родился истец ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в Российской Федерации. В ДД.ММ.ГГГГ с родителями уехал в Узбекистан и закончил общеобразовательную школу, отучился в автошколе и служил в вооруженных силах. После армии отучился на водителя трамвая. В ДД.ММ.ГГГГ году приехал в Россию, так как после смерти родителей у него никого не осталось. Все родственники по линии матери давно получили гражданство Российской Федерации, у которых он проживал до заключения по стражу.
Просит отменить распоряжение ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, вынесенное в отношении Загайнова А.С.
Административный истец Загайнов А.С. в судебное заседание не явился, содержится в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области Мошков А.Ю. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменно отзыве на административный иск, дополнительно указал, что совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества. Полагал, что Распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от ДД.ММ.ГГГГ №-рн о нежелательности пребывания (проживания) Загайнова А.С. на территории РФ является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний административного истца.
Представители заинтересованного лица УМВД России по Ульяновской области, МВД России, Министерства юстиции России в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела, Загайнов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> прибыл на территорию Российской Федерации. Как приобретший гражданство РФ не значится, в установленном порядке по вопросу приобретения гражданства РФ не обращался и документы не подавал. Близких родственников, проживающих на территории Российской Федерации не имеется.
Находясь на территории Российской Федерации гражданин республики Узбекистан Загайнов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения совершил умышленное преступление.
Приговором Красноглинского районного суда города Самары от ДД.ММ.ГГГГ осужден по п. «з» ч.2 ст.111 УК РФ к 2 годам 6 месяцам с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговор вступил в законную силу.
Административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области.
ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Ульяновской области выдано заключение и направлен материал о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в отношении гражданина Узбекистана Загайнова А.С.
ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России издано Распоряжение №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Загайнова А.С., подлежащего освобождению из мест лишения свободы сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости. Загайнов А.С., гражданин республики Узбекистан, после отбытия наказания обязан выехать из Российской Федерации.
Данное распоряжение истцом не обжаловалось.
ДД.ММ.ГГГГ Загайнов А.С. был ознакомлен с Распоряжением ФСИН России №-рн от ДД.ММ.ГГГГ
Не согласившись с Распоряжением ФСИН России №-рн от ДД.ММ.ГГГГ, Загайнов А.С. обратился в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, одновременно установила, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 2, 55).
Вопросы въезда и выезда иностранных граждан регламентируются Федеральным законом от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон), также устанавливающим правило, согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если названные лица имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (статья 27).
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. №199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который до 01 января 2020 г. входило Министерство юстиции РФ.
Согласно подпункта 9.7. пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с подп. «а» п. 5 Инструкции о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 августа 2007 г. №171 (далее — Инструкция) (документ утратил силу 20 апреля 2020 г.) администрация учреждения, исполняющего наказание, при наличии указанных в законе оснований оформляет в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения, в том числе возможного условно-досрочного, либо в течение 3 дней после возбуждения ходатайства о досрочном освобождении по иным основаниям, предусмотренным законом, опросный лист; заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России и направляет эти документы в установленном порядке в Федеральную службу исполнения наказаний (далее - ФСИН России) через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении.
В соответствии с подп. «а» п. 6 Инструкции территориальный орган ФСИН России утверждает заключение администрации учреждения, исполняющего наказание, заверяет печатью установленного образца и направляет документы в центральный аппарат ФСИН России.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу приказ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердивший Порядок представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы (далее - Порядок).
Согласно п. 4 Порядка ФСИН России в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения материалов о нежелательности пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, готовит проект распоряжения ФСИН России о нежелательности и представляет его на подпись курирующему заместителю директора ФСИН России; в течение десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляет копию распоряжения ФСИН России о нежелательности в территориальный орган ФСИН России.
В силу п. 3 Порядка территориальный орган ФСИН России в течение десяти рабочих дней со дня поступления направляет копию распоряжения ФСИН России о нежелательности в учреждение для ознакомления иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
В соответствии с подп. «в» п. 2 Порядка администрация исправительного учреждения в течение трех рабочих дней со дня поступления копии распоряжения ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства знакомит с ней иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, под подпись и приобщает ее к личному делу осужденного.
Суд считает необходимым учесть, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № решение о нежелательности пребывания в России лиц, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений и не имеющих российского гражданства, принимается с ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России.
В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2014 г. № 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что Загайнов А.С., пребывая в Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявил, законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил преступление.
Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.
Принимая Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в РФ административного истца, ФСИН России исходило из приоритета интересов большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у лица без гражданства, имеющего непогашенную судимость, семейных связей на территории России или его нежелания покидать территорию Российской Федерации.
Суд считает необходимым учесть, что Загайнов А.С. отбывает наказание за совершение умышленного преступления по приговору Красноглинского районного суда города Самары от ДД.ММ.ГГГГ Начало срока – ДД.ММ.ГГГГ, конец срока – ДД.ММ.ГГГГ.
Наличие у Загайнова А.С. родственников по линии матери, проживающих в Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признание принудительных мер в сфере миграционной политики, принятых в отношении него, нарушающими право на уважение его личной и семейной жизни, поскольку такие меры направлены на защиту интересов государства через принятие соответствующих мер органами государственной власти в отношении лица без гражданства, пребывающего в Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания.
Иные доводы стороны административного истца судом отклоняются как несостоятельные.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Загайнова А.С. о признании незаконным распоряжения ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░