Гражданское дело № 2-339/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
15 сентября 2017 г. с. Шалинское
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре Ильчук М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-339/17 по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к ООО «Жилпрогресс-1» об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Исковые требования прокурора аргументированы тем, что Красноярский природоохранной прокуратурой (далее - прокуратура) проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Жилпрогресс-1», и в рамках этой проверки установлено, что ООО «Жилпрогресс-1» оказывает услуги населению по водоотведению, и для сброса сточных вод ООО «Жилпрогресс-1» осуществляет использование водного объекта - река <данные изъяты> (бассейн <данные изъяты>, 4 км. от устья вдхр. р. <данные изъяты>) (далее - <данные изъяты>), при этом, согласно официальной статистической отчетности по форме № 2-ТП (водхоз) за 2016 г., ООО «Жилпрогресс-1» отведено в <данные изъяты> 67,42 тысяч кубических метров сточных вод. ООО «Жилпрогресс-1» использует указанный водный объект с нарушением требований ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ), то есть без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. ООО «Жилпрогресс-1» к тому же, как установлено прокуратурой, в период за 2016 г. не выполняло обязанность по расчету и внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса сточных вод в водные объекты, хотя в ходе проверки установлено, что деятельность общества оказывает негативное воздействие на окружающую среду, связанное со сбросом сточных вод централизованной системы водоотведения в водный объект. ООО «Жилпрогресс-1» своим незаконным бездействием, выразившимся в непредоставлении расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушило интересы РФ, как собственника водного объекта, так как в соответствии со ст. 8 ВК РФ <адрес> является федеральной собственностью.
Основываясь на изложенных обстоятельствах, прокурор, ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 76 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», просит суд: «1) обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водный объект, отведенный в <данные изъяты> за 2016 г.; 2) предоставить декларацию о плате за отчетный период в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу».
Определением Манского районного суда Красноярского края от 20 июля 2017 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов РФ, Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Представитель истца в лице помощника прокурора Манского района Красноярского края Сахарова Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, возражала против удовлетворения ходатайства представителя ответчика Пановой Г.В. об отложении судебного разбирательства, поскольку ходатайство об отложении судебного разбирательства на другую дату со ссылкой на занятость в рассмотрении другого дела было подано стороной ответчика лишь 12 сентября 2017 г., само судебное заседание на 15 сентября 2017 г. было назначено 29 августа 2017 г., а об отложении рассмотрения дела в Арбитражном суде Красноярского края на 15 сентября 2017 г. ООО «Жилпрогресс-1» стало известно 15 августа 2017 г., на подготовку рассматриваемого гражданского дела представитель ООО «Жилпрогресс-1» не явилась, и к тому же ответчик является юридическим лицом, вследствие чего мог обеспечить явку другого представителя.
Представители ответчика ООО «Жилпрогресс-1», будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в зал судебного заседания не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил, представил заявление об отложении судебного разбирательства на другую дату.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю (далее - Управление), в зал судебного заседания не явился, согласно поданному ходатайству, просит провести судебное разбирательства без его участия, представил письменные пояснения, в которых указывает на то, что заявленные требования прокурора поддерживает в полном объеме. ООО «Жилпрогресс-1» состоит на учете в Управлении в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, при этом: 1) Декларация по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. ООО «Жилпрогресс-1» в Управление представлена и, согласно этой Декларации, исчислено платы в сумме 27 428 руб. 69 коп., в том числе за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников 8 726 руб. 58 коп., за размещение отходов производства и потребления 18 702 руб. 11 коп.; 2) расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водный объект <данные изъяты> ответчиком в составе Декларации за 2016 г. не произведен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, в зал судебного заседания не явился, согласно поданному ходатайству, просит провести судебное разбирательства без его участия, представил письменные пояснения, в которых указывает на то, что заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством использование водных объектов является платным, ООО «Жилпрогресс-1» в Министерство с заявление о предоставлении водного объекта реки <данные изъяты> не обращалось, а соответственно при таких данных ООО «Жилпрогресс-1» в настоящее время использует водный объект реки <данные изъяты> без соответствующих правоустанавливающих документов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в зал судебного заседания не явился, об уважительности причин неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем его неявка признается судом неуважительной.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно требованиям ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), проводит при имеющейся явке сторон, в отсутствие неявившихся участников процесса, не пожелавших воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании, при этом суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления представителя ответчика Пановой Г.В. об отложении судебного заседания на другую дату, поскольку указанное заявление было подано стороной ответчика лишь 12 сентября 2017 г., само судебное заседание на 15 сентября 2017 г. было назначено 29 августа 2017 г., а об отложении рассмотрения дела в Арбитражном суде Красноярского края на 15 сентября 2017 г. ООО «Жилпрогресс-1» стало известно еще 15 августа 2017 г., на подготовку рассматриваемого гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО «Жилпрогресс-1» не явилась, что свидетельствует о злоупотреблении ООО «Жилпрогресс-1» представленными процессуальными правами.
Исследовав представленные сторонами доказательства, с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
ГПК РФ в ч. 1 ст. 45 предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Нормой ст. 42 Конституции РФ, а также ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Положениями ст. 6 ВК РФ регламентировано, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РФ.
ВК РФ в п. 2 ч. 2 ст. 11 установлено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Нормативное содержание правил ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указывает на то, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, обязанности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным, при этом к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, и, согласно п. 1 данного Порядка, оно распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 апреля 2007 г. № 204 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Расчет представляется плательщиками в уполномоченный орган по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (пп. 1 - 3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду).
Положениями п. 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал.
Нормативное толкование указанных положений действующего законодательства свидетельствует о том, что отсутствие у юридического лица, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами, разработанных и согласованных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неведение им учета отходов и непредставление отчетности о негативном воздействии на окружающую среду, свидетельствуют о несоблюдении экологических требований, установленных действующим законодательством, и не освобождает это юридическое лицо от обязанности по уплате компенсации за негативное воздействие на окружающую среду, с предоставлением соответствующего расчета в компетентный государственный орган.
ООО «Жилпрогресс-1», как установлено судом, в соответствии с представленной выпиской из ЕГРЮЛ зарегистрировано в качестве юридического лица, является действующим, и в соответствии с представленным Уставом оказывает услуги населению, в том числе по водоотведению, при этом для сброса сточных вод ООО «Жилпрогресс-1» использует водный объект - <данные изъяты> (бассейн <данные изъяты>, 4 км. от устья <данные изъяты>).
Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов представлена статистическая отчетность по форме № 2-ТП (водхоз), из которой следует, что ООО «Жилпрогресс-1» отведено в <данные изъяты> сточных вод в объеме 67,42 тыс. куб.м. за 2016 г.
Использование ООО «Жилпрогресс-1» <данные изъяты> для сброса сточных вод, установленное судом на основании данных, представленных Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, свидетельствует о том, что деятельность ООО «Жилпрогресс-1» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, связана со сбросом сточных вод централизованной системы водоотведения в водный объект, вследствие чего на ООО «Жилпрогресс-1» действующим законодательством возложена обязанность по предоставлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
ООО «Жилпрогресс-1», тем не менее, использует <данные изъяты> без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, и без предоставления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается ответом Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю от 28 августа 2017 г., сведениями из Красноярской природоохранной прокуратуры.
Использование ООО «Жилпрогресс-1» <данные изъяты> для целей сброса сточных вод, согласно доводам прокурора, осуществлялось указанным юридическим лицом в 2016 г., а соответственно при таких данных, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, принимая во внимание тот факт, что плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ответчиком расчеты такой платы и его предоставления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, суд считает необходимым исковые требования Красноярского природоохранного прокурора к ООО «Жилпрогресс-1» удовлетворить путем возложения на ООО «Жилпрогресс-1» обязанности произвести и предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты, отведенных в водный объект «<данные изъяты>» за 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый кварталы 2016 г., определив срок для исполнения судебного акта в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» - удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Жилпрогресс-1» произвести и предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты, отведенных в водный объект «<данные изъяты>» за 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый кварталы 2016 г. в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы, представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2017 г.
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2017 г.
Копия верна
судья Манского районного суда <адрес> А.П. Мордвинов