Дело № 2а-1849/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца Кухаренко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Кухаренко Игоря Владимировича к Министерству культуры Российской Федерации о признании незаконным бездействия,
У с т а н о в и л:
Кухаренко Игорь Владимирович обратился в суд с административном иском к Министерству культуры Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении Кухаренко И.В. ответов по существу вопросов, поставленных в обращениях вх. К-8268 от 15.10.2019 г., вх. К-8475 от 23.10.2019 г., вх. К-8514 от 23.10.2019 г., вх. К-8789 от 01.11.2019 г., вх. К-10211 от 18.11.2019 г., вх. К-10471 от 26.12.2019 г., вх. К-10616 от 31.12.2019 г., возложении обязанности ответить на поставленные в указанных обращениях вопросы.
В обоснование заявленных требований указав, что обращался в Министерство культуры РФ 15.10.2019 г., а 23.10.2019 г. направил два обращения.
12.11.2019 г. Министерством культуры РФ дан один ответ на три разных вышеуказанных обращения вх. К-8268 от 15.10.2019 г., вх. К-8475 от 23.10.2019 г., вх. К-8514 от 23.10.2019 г.
01.11.2019 г., 18.12.2019 г., 26.12.2019 г., 31.12.2019 г. административный истец обратился в Министерство культуры с запросами и обращениями, на который 09.01.2020 г. дан единый ответ.
Полагая, что в данном письмах (ответах) Министерства культуры РФ от 12.11.2019 г., 09.01.2020 г. не были даны ответы по существу поставленных вопросов, ссылаясь на нормы Конституции РФ, ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Кухаренко И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (т. 1 л.д. 7-18).
22 мая 2020 года определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Министерства Культуры РФ по Центральному федеральному округу, Управление культуры по Воронежской области (т. 1 л.д. 231).
В судебном заседании административный истец Кухаренко И.В. заявленные требования поддержал, представил возражения на письменные пояснения Министерства культуры РФ (т. 1 л.д. 160).
Административный ответчик – Министерство культуры РФ о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В письменном отзыве на иск представитель административного ответчика заявленные требования не признал, указав, что на обращения Кухаренко И.В. были дан надлежащие ответы.
Заинтересованные лица – Управление Министерства культуры РФ по Центральному федеральному округу, Управление культуры по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представители в судебное заседание не явились. Управлением Министерства культуры РФ по Центральному федеральному округу направлен отзыв на административное исковое заявление Кухаренко И.В., в котором полагают, что требования удовлетворению не подлежат (т. 2 л.д. 6-15).
Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательства уважительности этих причин.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" определено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Кухаренко И.В. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: ул. Речная, ул. Корабельная, ул. Озерная с. Подклетное Новоусманского района Воронежской области, общей площадью 301 603,0 кв.м., относящихся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства».
06 октября 2017 г. Приказом Министерства культуры Российской Федерации №1690 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома N 121по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории" выявленный объект культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (объект археологического наследия) и утверждены его границы.
15 октября 2019 г. Кухаренко Игорь Владимирович обратился в Министерство культуры Российской Федерации с жалобой на бездействие должностных лиц Управления Министерства культуры РФ по ЦФО в ходе внеплановой проверки Управления по охране ОКН Воронежской области проходившей в августе - сентябре 2019 г. (вх. К-8268), в которой просил дать разъяснения:
Устанавливаются ли зоны охраны в отношении объектов археологии включенных в Единый реестр объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с Федеральным законом Ф3-73 от 25.06.2002 г.
Просил объяснить почему Управление по охране ОКН ВО в течении 3-х месяцев поменяло свою позицию в отношении установления зон охраны объектов археологии включенных в Единый реестр.
Если зона охраны объектов археологии включенных в Единый реестр не устанавливается, просил ответить на каком основании Управление по охране ОКН ВО запрашивало в исходящем письме правительства Воронежской области № 14-03-7/31-3686 от 17.07.2018 г. в адрес Минкулъта РФ из федерального бюджета 695,7 млн. руб. на установление охранных зон объектов археологии включенных в Единый реестр объектов культурного наследия федерального значения.
Почему ни Министерство культуры РФ, ни Управление Министерства культуры РФ не осуществляет контроль за единством соблюдения федерального законодательства в сфере учета и охраны объектов археологического наследия стоящих на учете в Едином реестре.
В ответе Управления Минкульта РФ по ЦФО исх. № 66-ОГ/2019 от 02.07.2019 г. сообщалось, что в рамках предстоящей проверки Управления по ОКН ВО будет рассмотрена полнота, качество и эффективность исполнения Управлением полномочий по государственной охране и федеральному надзору в отношении "Курганной группы 1 у пос. Луч Новоусманского района." В справке Управления Минкульта РФ о результатах проверки Управления по охране ОКН ВО опубликованной на сайте Министерства культуры РФ сообщается о проведенной внеплановой проверке в августе - сентябре 2019 г. на основании распоряжения № 112-з от 09.08.2019 г. и распоряжения № 135-р от 05.09.2019 г. в течение 17 рабочих дней 4-мя сотрудниками Управления Минкульта РФ по ЦФО и выдаче по результатам проверки предписания №67-П от 10.09.2019 г.
Просил ответить являлись ли предметом проверки нарушения допущенные при учете, охране археологического объекта "Курганная группа 1 у пос.Луч Новоусманского района". Как обстоит в настоящее время дело с полнотой, качеством и эффективностью исполнения полномочий Управлением по ОКН ВО в отношении археологического объекта и других объектов археологии включенных в Единый реестр (т. 1 л.д. 19-28).
23 октября 2019 г. Кухаренко Игорь Владимирович обратился в Министерство культуры Российской Федерации жалобой на бездействие заместителя директора Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Пазенко И.А., заместителя начальника отдела государственного реестра Бобровой Н.А. (вх. К-8475), в которой просил:
привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников Департамента государственной охраны культурного наследия Минкульта РФ Пазенко И.А., Боброву Н.А. за нарушение части 4 статьи 10 Федерального закона ФЗ-59 от 02.05.2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" выразившееся в отказе предоставления письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов и бездействие по контролю за переданными полномочиями органами охраны культурного наследия субъектов Российской Федерации (полное отсутствие охранных обязательств в отношении 1279 объектов археологии Воронежской области включенных в Единый реестр, полное отсутствие зон охраны объектов археологии предусмотренных федеральным законодательством, отсутствие актов технического состояния объектов археологии);
предоставить сведения о количестве присвоенных 15-тизначных регистрационных номеров в отношении объектов археологического наследия Воронежской области включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с пунктом 5 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ от 03.10.2011 г. (т. 1 л.д.29-32).
23 октября 2019 г. Кухаренко И.В. обратился в Министерство культуры РФ с заявлением о несоблюдении должностными лицами Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (вх. К-8514 от 23.10.2019г.) (т. 1 л.д. 33).
12 ноября 2019 г. Министерством культуры РФ Кухаренко И.В. дан ответ за №17723-12-03 на обращения вх. К-8268 от 15.10.2019 г., вх. К-8475 от 23.10.2019 г., вх. К-8514 от 23.10.2019г., согласно которому Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России выразил благодарность за неравнодушное обращение к объекту культурного наследия федерального значения "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома N 121 по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное.
Работа по подготовке к направлению в адрес ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области документов о границах и режимах использования территории указанного объекта культурного наследия, в том числе подготовленных в электронной форме графических описаний местоположений его границ работа усложнена необходимостью направления указанных сведений в формате. xml.
Однако в ближайшее время планируется завершение подготовки и направление в адрес филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, о чем Кухаренко И.В. будет проинформирован дополнительно.
Что касается доводов обращений о нарушениях, допущенных должностными лицами Управления Минкультуры России по ЦФО и Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области, Департаментом запрошена информация в указанных органах, после ее поступления и анализа, в случае выявления нарушений будут приняты меры реагирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д.34-35).
01 ноября 2019 г. административный истец обратился в Министерство культуры РФ с заявлением вх. К-8789 о предоставлении информации о действиях, которые были проведены Министерством культуры РФ по представлению Генеральной прокуратуры РФ с целью устранения нарушения федерального законодательства по вопросам, о которых Кухаренко И.В. неоднократно сообщал в своих обращениях (т. 1 л.д. 36).
18 декабря 2019 г. вх. К-10211 административный истец обратился в Министерство культуры РФ с жалобой о нарушении федерального и регионального законодательства при оформлении, учету и охране археологического объекта включенного в Единый реестр объектов культурного наследия федерального значения "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", выявленного объекта археологического наследия "Поселение 1 в мкр. Ольха в Новоусманском районе", выявленного объекта культурного наследия "Культурный слой г.Воронежа", на бездействие должностных лиц Министерства культуры РФ и должностных лиц Управления Министерства культуры при проведении внеплановой проверки по поручению ПР-240 Президента РФ от 20.02.2019 г. по контролю за переданными полномочиями Управлением по охране культурного наследия Воронежской области, в которой просил:
- Провести внеплановую проверку Министерством культуры РФ совместно с сотрудниками Генеральной прокуратуры РФ по соблюдению Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области требований законодательства в области оформления, учета, охраны выявленных объектов археологического наследия и выполнении нормативного оформления, учета объектов археологического наследия включенных в Единый реестр объектов культурного наследия федерального значения в рамках переданных полномочий (оформление и утверждение охранных обязательств, оформление актов технического состояния, оформление и утверждение зон охраны).
- Внести руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области предложение об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
- Провести внеплановую проверку Министерством культуры РФ совместно с сотрудниками Генеральной прокуратуры РФ Управления Министерства культуры РФ по ЦФО по несоблюдению им законодательства в рамках контроля за переданными полномочиями в отношении оформления, учета и охраны объектов археологии Воронежской области, не исполнения поручений Президента РФ № ПР-16 от 05.01.2013 г. и поручения Президента РФ № ПР-240 от 20.02.2019 г.
- Внести руководителю Управления Минкультуры по ЦФО предложение об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (т. 1 л.д. 37-54).
26 декабря 2019 г. административный истец обратился в Минкультуры РФ с требованием вх. К-10471 об исполнении обязанности по направлению сведений в орган регистрации права, в котором просил:
- Исполнить требования ч. 1 ст. 20.2. Закона № 73-ФЗ, п. 9 ч. 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ, представления Генеральной прокуратурой РФ 17.10.2019 г., решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04.12.2019 г. по делу №2а-6030/2019 и направить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области Приказ № 1690 от 06.10.2017 г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района" в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1-4, пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона М218-ФЗ.
- Направить в адрес Кухаренко И.В. надлежаще заверенную копию акта, которым утвержден режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа 1 пос. Луч Новоусманского района», как указано в письме Министерства культуры РФ от 27.11.2019 г. № 18684-12-03.
- Привлечь виновных должностных лиц Министерства культуры РФ, ответственных за направление вышеуказанных сведений в орган регистрации к дисциплинарной ответственности (т. 1 л.д. 55-60).
31 декабря 2019 г. административный истец обратился в Министерство культуры РФ с запросом вх. К-10616, в котором просил разъяснить:
- действительно ли имеются разногласия в действующем законодательстве в вопросах подготовки и оформления охранных обязательств в отношении объектов археологического наследия?
- при наличии разногласий просил ответить, давало ли или планирует давать Министерство культуры РФ Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области разъяснения по возникшим вопросам "подготовки и оформления охранных обязательств в отношении объектов археологического наследия? (т. 1 л.д. 61-62).
Министерством культуры РФ 09.01.2020 г. на обращения Кухаренко И.В. от 01.11.2019 г., 18.12.2019 г., 26.12.2019 г., 31.12.2019 г. подготовлен ответ №61-12-03, в котором сообщено, что по вопросу установления зон охраны в отношении объектов археологии, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, информируют, что согласно положениям ст. 34 ФЗ от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Для объектов археологического наследия (скрытых в земле) определяются границы территории на основании археологических полевых работ. Статьей 5.1 закона №73-ФЗ установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
В соответствии с положениями ст. 9.1 Закона №73-ФЗ полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения находится в ведении регионального органа охраны объектов культурного наследия.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются самостоятельными органами власти и принимают решения в рамках установленных полномочий.
В адрес Управления Минкультуры России по ЦФО Департаментом направлено поручение о проведении повторной проверки осуществления переданных полномочий региональным органом охраны объектов культурного наследия Воронежской области по доводам, указанных в его обращениях.
В целях устранения нарушений в том числе в части, касающейся указанного объекта культурного наследия, Департамент сообщил, что письмом от 22.11.2019 г. №18539-12-02 в адрес филиала ФГБУ «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области направлены сведения об утверждении границ и режима использования территории объекта для внесения в Реестр.
Письмом от 19.12.2019 г. №12-10521/19 филиал ФГБУ «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области уведомил Минкультуры России и невозможности внесения в Реестр представленных сведений об объекте.
Доработанный комплект сведений об объекте направлен в адрес филиала ФГБУ «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области (л.д. 63-65).
Исходя из существа обращений Кухаренко И.В. их суть состояла в сообщении в Министерство культуры РФ сведений о допущенном, по его мнению, нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия должностными лицами Управления Министерства культуры РФ по ЦФО, Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ, с просьбой о проведении проверки по изложенным фактам и привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В направленных ответах Министерства культуры РФ не содержатся ответы на вопросы поставленные в жалобе от 15 октября 2019 года; не предоставлены сведения о количестве присвоенных пятнадцатизначных регистрационных номеров в отношении объектов археологического наследия Воронежской области включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с пунктом 5 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ от 03.10.2011 г., запрошенных в жалобе вх. К-8475 от 23.10.2019г.; не дан ответ по обозначенным в жалобе вх. К-10211 от 18.12.2019г. вопросам; не дан ответ по обозначенным в жалобе вх. К-10471 от 26.12. 2019г. вопросам; не даны разъяснения по обозначенным в заявлении вх. К-10616 от 31.12.2019 г. вопросам.
Порядок рассмотрения обращения регламентирован статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ.
Как предусмотрено подпунктами 1, 4, 5 пункта 1 данной статьи настоящего Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Следовательно, исходя из нормы статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ, рассматривая по существу это обращение, административный ответчик должен был установить имело ли место нарушение закона при указанных административным истцом обстоятельствах, ответить на все поставленные истцом вопросы, ответ по существу обращения должен был содержать сведения об указанных обстоятельствах.
Между тем, в оспариваемых письмах административного ответчика отсутствуют ответы на вышеприведенные вопросы административного истца, касающиеся его обращения, что противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ.
Отсутствие ответов на все поставленные вопросы нарушает право истца, гарантированное пунктом 3 статьи 5 вышеназванного Федерального закона (право на получение ответов на все поставленные в обращении вопросы).
Таким образом, действия Министерства культуры РФ по рассмотрению обращения гражданина не соответствуют вышеназванной норме Федерального закона, нарушают права административного истца, что в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для удовлетворения требований.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В связи с чем в целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым возложить на Министерство культуры РФ ответить Кухаренко И.В. на поставленные им в обращении вопросы в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Кухаренко Игоря Владимировича удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства культуры РФ выразившееся в не направлении Кухаренко И.В. ответов по существу вопросов, поставленных в обращениях вх. К-8268 от 15.10.2019, вх. К-8475 от 23.10.2019, вх. К-8514 от 23.10.2019, вх. К-8789 от 01.11.2019, вх. К-10211 от 18.11.2019, вх. К-10471 от 26.12.2019, вх. К-10616 от 31.12.2019,
Обязать Министерство культуры РФ в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ответить Кухаренко Игорю Владимировичу на поставленные в обращениях вх. К-8268 от 15.10.2019, вх. К-8475 от 23.10.2019, вх. К-8514 от 23.10.2019, вх. К-8789 от 01.11.2019, вх. К-10211 от 18.11.2019, вх. К-10471 от 26.12.2019, вх. К-10616 от 31.12.2019 вопросы.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июля 2020 г.
Дело № 2а-1849/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июня 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца Кухаренко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Кухаренко Игоря Владимировича к Министерству культуры Российской Федерации о признании незаконным бездействия,
У с т а н о в и л:
Кухаренко Игорь Владимирович обратился в суд с административном иском к Министерству культуры Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в не направлении Кухаренко И.В. ответов по существу вопросов, поставленных в обращениях вх. К-8268 от 15.10.2019 г., вх. К-8475 от 23.10.2019 г., вх. К-8514 от 23.10.2019 г., вх. К-8789 от 01.11.2019 г., вх. К-10211 от 18.11.2019 г., вх. К-10471 от 26.12.2019 г., вх. К-10616 от 31.12.2019 г., возложении обязанности ответить на поставленные в указанных обращениях вопросы.
В обоснование заявленных требований указав, что обращался в Министерство культуры РФ 15.10.2019 г., а 23.10.2019 г. направил два обращения.
12.11.2019 г. Министерством культуры РФ дан один ответ на три разных вышеуказанных обращения вх. К-8268 от 15.10.2019 г., вх. К-8475 от 23.10.2019 г., вх. К-8514 от 23.10.2019 г.
01.11.2019 г., 18.12.2019 г., 26.12.2019 г., 31.12.2019 г. административный истец обратился в Министерство культуры с запросами и обращениями, на который 09.01.2020 г. дан единый ответ.
Полагая, что в данном письмах (ответах) Министерства культуры РФ от 12.11.2019 г., 09.01.2020 г. не были даны ответы по существу поставленных вопросов, ссылаясь на нормы Конституции РФ, ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Кухаренко И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (т. 1 л.д. 7-18).
22 мая 2020 года определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Министерства Культуры РФ по Центральному федеральному округу, Управление культуры по Воронежской области (т. 1 л.д. 231).
В судебном заседании административный истец Кухаренко И.В. заявленные требования поддержал, представил возражения на письменные пояснения Министерства культуры РФ (т. 1 л.д. 160).
Административный ответчик – Министерство культуры РФ о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В письменном отзыве на иск представитель административного ответчика заявленные требования не признал, указав, что на обращения Кухаренко И.В. были дан надлежащие ответы.
Заинтересованные лица – Управление Министерства культуры РФ по Центральному федеральному округу, Управление культуры по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, представители в судебное заседание не явились. Управлением Министерства культуры РФ по Центральному федеральному округу направлен отзыв на административное исковое заявление Кухаренко И.В., в котором полагают, что требования удовлетворению не подлежат (т. 2 л.д. 6-15).
Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательства уважительности этих причин.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" определено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Кухаренко И.В. на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: ул. Речная, ул. Корабельная, ул. Озерная с. Подклетное Новоусманского района Воронежской области, общей площадью 301 603,0 кв.м., относящихся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - «для индивидуального жилищного строительства».
06 октября 2017 г. Приказом Министерства культуры Российской Федерации №1690 "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома N 121по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории" выявленный объект культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (объект археологического наследия) и утверждены его границы.
15 октября 2019 г. Кухаренко Игорь Владимирович обратился в Министерство культуры Российской Федерации с жалобой на бездействие должностных лиц Управления Министерства культуры РФ по ЦФО в ходе внеплановой проверки Управления по охране ОКН Воронежской области проходившей в августе - сентябре 2019 г. (вх. К-8268), в которой просил дать разъяснения:
Устанавливаются ли зоны охраны в отношении объектов археологии включенных в Единый реестр объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с Федеральным законом Ф3-73 от 25.06.2002 г.
Просил объяснить почему Управление по охране ОКН ВО в течении 3-х месяцев поменяло свою позицию в отношении установления зон охраны объектов археологии включенных в Единый реестр.
Если зона охраны объектов археологии включенных в Единый реестр не устанавливается, просил ответить на каком основании Управление по охране ОКН ВО запрашивало в исходящем письме правительства Воронежской области № 14-03-7/31-3686 от 17.07.2018 г. в адрес Минкулъта РФ из федерального бюджета 695,7 млн. руб. на установление охранных зон объектов археологии включенных в Единый реестр объектов культурного наследия федерального значения.
Почему ни Министерство культуры РФ, ни Управление Министерства культуры РФ не осуществляет контроль за единством соблюдения федерального законодательства в сфере учета и охраны объектов археологического наследия стоящих на учете в Едином реестре.
В ответе Управления Минкульта РФ по ЦФО исх. № 66-ОГ/2019 от 02.07.2019 г. сообщалось, что в рамках предстоящей проверки Управления по ОКН ВО будет рассмотрена полнота, качество и эффективность исполнения Управлением полномочий по государственной охране и федеральному надзору в отношении "Курганной группы 1 у пос. Луч Новоусманского района." В справке Управления Минкульта РФ о результатах проверки Управления по охране ОКН ВО опубликованной на сайте Министерства культуры РФ сообщается о проведенной внеплановой проверке в августе - сентябре 2019 г. на основании распоряжения № 112-з от 09.08.2019 г. и распоряжения № 135-р от 05.09.2019 г. в течение 17 рабочих дней 4-мя сотрудниками Управления Минкульта РФ по ЦФО и выдаче по результатам проверки предписания №67-П от 10.09.2019 г.
Просил ответить являлись ли предметом проверки нарушения допущенные при учете, охране археологического объекта "Курганная группа 1 у пос.Луч Новоусманского района". Как обстоит в настоящее время дело с полнотой, качеством и эффективностью исполнения полномочий Управлением по ОКН ВО в отношении археологического объекта и других объектов археологии включенных в Единый реестр (т. 1 л.д. 19-28).
23 октября 2019 г. Кухаренко Игорь Владимирович обратился в Министерство культуры Российской Федерации жалобой на бездействие заместителя директора Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Пазенко И.А., заместителя начальника отдела государственного реестра Бобровой Н.А. (вх. К-8475), в которой просил:
привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников Департамента государственной охраны культурного наследия Минкульта РФ Пазенко И.А., Боброву Н.А. за нарушение части 4 статьи 10 Федерального закона ФЗ-59 от 02.05.2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" выразившееся в отказе предоставления письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов и бездействие по контролю за переданными полномочиями органами охраны культурного наследия субъектов Российской Федерации (полное отсутствие охранных обязательств в отношении 1279 объектов археологии Воронежской области включенных в Единый реестр, полное отсутствие зон охраны объектов археологии предусмотренных федеральным законодательством, отсутствие актов технического состояния объектов археологии);
предоставить сведения о количестве присвоенных 15-тизначных регистрационных номеров в отношении объектов археологического наследия Воронежской области включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с пунктом 5 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ от 03.10.2011 г. (т. 1 л.д.29-32).
23 октября 2019 г. Кухаренко И.В. обратился в Министерство культуры РФ с заявлением о несоблюдении должностными лицами Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (вх. К-8514 от 23.10.2019г.) (т. 1 л.д. 33).
12 ноября 2019 г. Министерством культуры РФ Кухаренко И.В. дан ответ за №17723-12-03 на обращения вх. К-8268 от 15.10.2019 г., вх. К-8475 от 23.10.2019 г., вх. К-8514 от 23.10.2019г., согласно которому Департамент государственной охраны культурного наследия Минкультуры России выразил благодарность за неравнодушное обращение к объекту культурного наследия федерального значения "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", эпоха ранней бронзы (III тыс. до н.э.) - позднее средневековье (XIV в. н.э.) (Воронежская область, Новоусманский район, на низменном левом берегу р. Усманка, в 880 м (расстояние от насыпи N 1) к югу от дома N 121 по ул. Центральная в п. Луч и в 680 м к северо-востоку от водонапорной башни на северо-восточной окраине д. Подклетное.
Работа по подготовке к направлению в адрес ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области документов о границах и режимах использования территории указанного объекта культурного наследия, в том числе подготовленных в электронной форме графических описаний местоположений его границ работа усложнена необходимостью направления указанных сведений в формате. xml.
Однако в ближайшее время планируется завершение подготовки и направление в адрес филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, о чем Кухаренко И.В. будет проинформирован дополнительно.
Что касается доводов обращений о нарушениях, допущенных должностными лицами Управления Минкультуры России по ЦФО и Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области, Департаментом запрошена информация в указанных органах, после ее поступления и анализа, в случае выявления нарушений будут приняты меры реагирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д.34-35).
01 ноября 2019 г. административный истец обратился в Министерство культуры РФ с заявлением вх. К-8789 о предоставлении информации о действиях, которые были проведены Министерством культуры РФ по представлению Генеральной прокуратуры РФ с целью устранения нарушения федерального законодательства по вопросам, о которых Кухаренко И.В. неоднократно сообщал в своих обращениях (т. 1 л.д. 36).
18 декабря 2019 г. вх. К-10211 административный истец обратился в Министерство культуры РФ с жалобой о нарушении федерального и регионального законодательства при оформлении, учету и охране археологического объекта включенного в Единый реестр объектов культурного наследия федерального значения "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района", выявленного объекта археологического наследия "Поселение 1 в мкр. Ольха в Новоусманском районе", выявленного объекта культурного наследия "Культурный слой г.Воронежа", на бездействие должностных лиц Министерства культуры РФ и должностных лиц Управления Министерства культуры при проведении внеплановой проверки по поручению ПР-240 Президента РФ от 20.02.2019 г. по контролю за переданными полномочиями Управлением по охране культурного наследия Воронежской области, в которой просил:
- Провести внеплановую проверку Министерством культуры РФ совместно с сотрудниками Генеральной прокуратуры РФ по соблюдению Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области требований законодательства в области оформления, учета, охраны выявленных объектов археологического наследия и выполнении нормативного оформления, учета объектов археологического наследия включенных в Единый реестр объектов культурного наследия федерального значения в рамках переданных полномочий (оформление и утверждение охранных обязательств, оформление актов технического состояния, оформление и утверждение зон охраны).
- Внести руководителю Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области предложение об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
- Провести внеплановую проверку Министерством культуры РФ совместно с сотрудниками Генеральной прокуратуры РФ Управления Министерства культуры РФ по ЦФО по несоблюдению им законодательства в рамках контроля за переданными полномочиями в отношении оформления, учета и охраны объектов археологии Воронежской области, не исполнения поручений Президента РФ № ПР-16 от 05.01.2013 г. и поручения Президента РФ № ПР-240 от 20.02.2019 г.
- Внести руководителю Управления Минкультуры по ЦФО предложение об устранении выявленных нарушений и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности (т. 1 л.д. 37-54).
26 декабря 2019 г. административный истец обратился в Минкультуры РФ с требованием вх. К-10471 об исполнении обязанности по направлению сведений в орган регистрации права, в котором просил:
- Исполнить требования ч. 1 ст. 20.2. Закона № 73-ФЗ, п. 9 ч. 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ, представления Генеральной прокуратурой РФ 17.10.2019 г., решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 04.12.2019 г. по делу №2а-6030/2019 и направить в Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии" по Воронежской области Приказ № 1690 от 06.10.2017 г. "О включении выявленного объекта культурного наследия "Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района" в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории", а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия «Курганная группа 1 у пос. Луч Новоусманского района» с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в объеме сведений, предусмотренных пунктами 1-4, пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона М218-ФЗ.
- Направить в адрес Кухаренко И.В. надлежаще заверенную копию акта, которым утвержден режим использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Курганная группа 1 пос. Луч Новоусманского района», как указано в письме Министерства культуры РФ от 27.11.2019 г. № 18684-12-03.
- Привлечь виновных должностных лиц Министерства культуры РФ, ответственных за направление вышеуказанных сведений в орган регистрации к дисциплинарной ответственности (т. 1 л.д. 55-60).
31 декабря 2019 г. административный истец обратился в Министерство культуры РФ с запросом вх. К-10616, в котором просил разъяснить:
- действительно ли имеются разногласия в действующем законодательстве в вопросах подготовки и оформления охранных обязательств в отношении объектов археологического наследия?
- при наличии разногласий просил ответить, давало ли или планирует давать Министерство культуры РФ Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области разъяснения по возникшим вопросам "подготовки и оформления охранных обязательств в отношении объектов археологического наследия? (т. 1 л.д. 61-62).
Министерством культуры РФ 09.01.2020 г. на обращения Кухаренко И.В. от 01.11.2019 г., 18.12.2019 г., 26.12.2019 г., 31.12.2019 г. подготовлен ответ №61-12-03, в котором сообщено, что по вопросу установления зон охраны в отношении объектов археологии, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, информируют, что согласно положениям ст. 34 ФЗ от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Для объектов археологического наследия (скрытых в земле) определяются границы территории на основании археологических полевых работ. Статьей 5.1 закона №73-ФЗ установлены требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
В соответствии с положениями ст. 9.1 Закона №73-ФЗ полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения находится в ведении регионального органа охраны объектов культурного наследия.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются самостоятельными органами власти и принимают решения в рамках установленных полномочий.
В адрес Управления Минкультуры России по ЦФО Департаментом направлено поручение о проведении повторной проверки осуществления переданных полномочий региональным органом охраны объектов культурного наследия Воронежской области по доводам, указанных в его обращениях.
В целях устранения нарушений в том числе в части, касающейся указанного объекта культурного наследия, Департамент сообщил, что письмом от 22.11.2019 г. №18539-12-02 в адрес филиала ФГБУ «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области направлены сведения об утверждении границ и режима использования территории объекта для внесения в Реестр.
Письмом от 19.12.2019 г. №12-10521/19 филиал ФГБУ «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области уведомил Минкультуры России и невозможности внесения в Реестр представленных сведений об объекте.
Доработанный комплект сведений об объекте направлен в адрес филиала ФГБУ «Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области (л.д. 63-65).
Исходя из существа обращений Кухаренко И.В. их суть состояла в сообщении в Министерство культуры РФ сведений о допущенном, по его мнению, нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия должностными лицами Управления Министерства культуры РФ по ЦФО, Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ, с просьбой о проведении проверки по изложенным фактам и привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В направленных ответах Министерства культуры РФ не содержатся ответы на вопросы поставленные в жалобе от 15 октября 2019 года; не предоставлены сведения о количестве присвоенных пятнадцатизначных регистрационных номеров в отношении объектов археологического наследия Воронежской области включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с пунктом 5 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия народов РФ от 03.10.2011 г., запрошенных в жалобе вх. К-8475 от 23.10.2019г.; не дан ответ по обозначенным в жалобе вх. К-10211 от 18.12.2019г. вопросам; не дан ответ по обозначенным в жалобе вх. К-10471 от 26.12. 2019г. вопросам; не даны разъяснения по обозначенным в заявлении вх. К-10616 от 31.12.2019 г. вопросам.
Порядок рассмотрения обращения регламентирован статьей 10 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ.
Как предусмотрено подпунктами 1, 4, 5 пункта 1 данной статьи настоящего Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Следовательно, исходя из нормы статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ, рассматривая по существу это обращение, административный ответчик должен был установить имело ли место нарушение закона при указанных административным истцом обстоятельствах, ответить на все поставленные истцом вопросы, ответ по существу обращения должен был содержать сведения об указанных обстоятельствах.
Между тем, в оспариваемых письмах административного ответчика отсутствуют ответы на вышеприведенные вопросы административного истца, касающиеся его обращения, что противоречит требованиям пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ.
Отсутствие ответов на все поставленные вопросы нарушает право истца, гарантированное пунктом 3 статьи 5 вышеназванного Федерального закона (право на получение ответов на все поставленные в обращении вопросы).
Таким образом, действия Министерства культуры РФ по рассмотрению обращения гражданина не соответствуют вышеназванной норме Федерального закона, нарушают права административного истца, что в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для удовлетворения требований.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В связи с чем в целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым возложить на Министерство культуры РФ ответить Кухаренко И.В. на поставленные им в обращении вопросы в течение 15 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Кухаренко Игоря Владимировича удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства культуры РФ выразившееся в не направлении Кухаренко И.В. ответов по существу вопросов, поставленных в обращениях вх. К-8268 от 15.10.2019, вх. К-8475 от 23.10.2019, вх. К-8514 от 23.10.2019, вх. К-8789 от 01.11.2019, вх. К-10211 от 18.11.2019, вх. К-10471 от 26.12.2019, вх. К-10616 от 31.12.2019,
Обязать Министерство культуры РФ в пятнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ответить Кухаренко Игорю Владимировичу на поставленные в обращениях вх. К-8268 от 15.10.2019, вх. К-8475 от 23.10.2019, вх. К-8514 от 23.10.2019, вх. К-8789 от 01.11.2019, вх. К-10211 от 18.11.2019, вх. К-10471 от 26.12.2019, вх. К-10616 от 31.12.2019 вопросы.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 06 июля 2020 г.