УИД 70RS0000-01-2020-004488-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 декабря 2020 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
при секретаре Климашевской Т.Г.,
с участием прокурора Гутова С.С.
представителя ООО «Водоканал-2» Борисова А.В.,
представителей Департамента тарифного регулирования Томской области Кулешова Г.К., Лавровой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело № 3а-121/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» об оспаривании приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 11 декабря 2019 года №5-782/9 (610) «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов организации общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) в сфере водоотведения»,
установил:
Департаментом тарифного регулирования Томской области 11 декабря 2019 года принят приказ №5-782/9(610) «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов организации общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) в сфере водоотведения».
Данным приказом утверждена производственная программа организации Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) в сфере водоотведения, осуществляемого с использованием сливного коллектора для потребителей Колпашевского района на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, а также установлены тарифы организации Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора (устройства, предназначенного для приема жидких бытовых отходов) для потребителей Колпашевского района на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года с календарной разбивкой.
Согласно приложению №2 к приказу установлены следующие тарифы: для населения тариф не установлен, прочие потребители – с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 4,57 руб./куб.м; с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 4,57 руб./куб.м.
Приказ опубликован 16 декабря 2019 года на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" (http://www.tomsk.gov.ru) в соответствии с абзацем 3 статьи 6 Закона томской области от 12.05.2000 №19-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов».
Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» (далее – Общество, ООО «Водоканал-2») обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Департаменту тарифного регулирования Томской области (далее - Департамент) о признании недействительным приказа от 11.12.2019 №5-782/9(610) «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов организации Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) в сфере водоотведения» (далее - Приказ).
В обоснование заявленных требований указано, что 09 декабря 2019 года распоряжением начальника Департамента тарифного регулирования Томской области в отношении Общества было открыто тарифное дело об установлении тарифов на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора для потребителей Колпашевского городского поселения по инициативе органа регулирования. 16 декабря 2019 года указанное распоряжение было получено административным истцом посредством почтового отправления. До момента получения Обществом указанного распоряжения 11 декабря 2019 года было проведено заседание правления Департамента тарифного регулирования Томской области, по результатам которого был издан приказ №5-782/9(690), устанавливающий величину тарифа на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора (устройства, предназначенного для приема жидких бытовых отходов) для ООО «Водоканал-2» для категории потребителей «прочие» в Колпашевском городском поселении. Полагает указанный приказ противоречащим законодательству Российской Федерации и нарушающих их права как субъекта предпринимательской деятельности по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям начальника Департамента оспариваемый приказ применяется в отношениях по приему сточных вод, образующихся у потребителей, не подключенных к централизованной системе водоотведения. При этом, согласно разъяснениям от 09.01.2020 и 23.01.2020, потребителями услуг при применении настоящего тарифа являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие услуги по вывозу жидких бытовых отходов. Указанное положение прямо противоречит положениям закона, определяющим право потребителя заключать договор напрямую с гарантирующей организацией, закрепленное частью 5 статьи 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». То есть складывается ситуация, что в случае, если потребитель – физическое лицо воспользовалось услугами сторонней организации, его тариф составляет 4,57 руб., а если потребитель - физическое лицо заключило договор с гарантирующей организацией, то в отношении него применяется тариф, установленный другим приказом, - 23,55 руб. до 01.07.2020 и 26,57 руб. с 01.07.2020г.
Указано, что предположение Департамента тарифного регулирования Томской области о необходимости установления самостоятельного тарифа не основано на законе.
Общество не подавало заявлений на установление дополнительного самостоятельного тарифа для приема сточных вод, образуемых в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения. Оспариваемый тариф был установлен по инициативе самого Департамента. При установлении тарифа Департамент руководствовался принципом выделения самостоятельного вида деятельности по водоотведению по способу приема сточных вод в централизованную систему водоотведения. По мнению административного истца, установление самостоятельного тарифа в данном случае не является необходимым. Водоотведение сточных вод, образовавшихся в хозяйственно-бытовой деятельности абонентов, не подключенных к централизованной системе водоотведения, не является обособленной специфической деятельностью. Исходя из текста приказа с приложениями и разъяснений начальника Департамента, в случае доставки стоков с помощью юридического лица или индивидуального предпринимателя собственник стоков получает право использования кратно более низкий тариф относительно потребителя, заключившего такой договор с гарантирующей организацией, что противоречит смыслу публичного договора, закрепленного в части 3 статьи 14 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
При принятии решения об установлении тарифа на водоотведение с использованием сливного коллектора и издании оспариваемого приказа ООО «Водоканал-2» было лишено права, предусмотренного пунктом 14 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16.07.2014 №1154-э, а именно: знакомится со всеми материалами дела об установлении тарифов и снимать копии с документов в течении всего периода со дня его открытия до момента установления тарифа.
Также отмечено, что ранее, отвечая на запросы Департамента тарифного регулирования, ООО «Водоканал-2» неоднократно обращало внимание на отсутствие среди имущества, находящегося в собственности, на праве аренды и ином законном праве владения имущества, которое поименовано либо может быть поименовано как «сливной коллектор». Действующее законодательство указанный термин не использует и содержание такого термина не раскрывает.
Установление оспариваемым приказом наряду с тарифом на водоотведение одновременно и тарифа на водоотведение с неопределенными характеризующими признаками при частичном совпадении категорий потребителей, порождает его неопределенность, поскольку неясно, какие тарифы, имеющие разные ценовые значения, следует применять при расчете платы за оказанные услуги потребителям.
Отмечает, что Департаментом тарифного регулирования Томской области в качестве метода регулирования спорного тарифа выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат). При установлении спорного тарифа Департамент учитывал только расходы, установленные подпунктами «а» и «ж» пункта 38 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406.
Указывает, что важной статьей производственных расходов являются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного персонала. Согласно основных показателей расчета тарифов регулируемой организации на 2020 год, утвержденной Департаментом, Общество вправе расходовать на оплату труда производственного персонала 222290,22 руб. в год, в то время как с учетом регионального соглашения о минимальной оплате труда Томской области от 19.12.2019, необходимости осуществления работодателем выплат на пенсионное, социальное и медицинское страхование, гарантий предоставления работнику ежегодно оплачиваемого отпуска арифметически в год расходы на оплату труда одного работника составляют 425763 рубля.
Кроме того, не предусмотрено трат предприятия на электроэнергию, тепловую энергию, газ, материалы, ГСМ и иные необходимые в любом производстве ресурсы. Отмечает, что в основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на 2020 год не нашла отражение расчетная предпринимательская прибыль.
Определением Арбитражного суда Томской области от 04 июня 2020 года дело передано по подсудности, принято к производству Томского областного суда.
В судебном заседании представитель ООО «Водоканал-2» Борисов А.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указал, что в связи с поздним получением информации об открытии тарифного дела организация была лишена права на судебную защиту. Отметил, что в отношении предприятия установлено два тарифа на один вид деятельности, хотя ни одно из положений закона не допускает в качестве основания для установления тарифа способ принятия стоков в канализацию. Действующее законодательство не рассматривает возможность установления самостоятельного тарифа в зависимости от свойства сточных вод. Отметил, что в ходе судебного разбирательства ответчиком не приведено ссылок на нормативные акты, позволяющие регулирующему органу исключить из необходимой валовой выручки производственные, ремонтные, административные расходы, сбытовые расходы, расходы на амортизацию основных средств, расходов на арендную плату, нормативной прибыли и расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации. Полагал необоснованным применение метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Представители Департамента тарифного регулирования Томской области Кулешов Г.К., Лаврова Л.О. заявленные требования не признали. Указали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры принятия, опубликования. Отметили, что Департаментом обоснована законная необходимость установления тарифов на водоотведение дифференцированно по категориям сточных вод (хозяйственно-бытовые сточные воды и жидкие бытовые отходы), подтверждены и обоснованы размеры тарифов, утвержденных оспариваемым приказом. Полагали правомерным применение метода экономически обоснованных расходов (затрат), поскольку на момент установления тарифов на водоотведение с использованием сливного коллектора на 2020 год для организации ООО «Водоканал-2» отсутствовал раздельный учет по видам деятельности «водоотведение с использованием централизованной системы» и «водоотведение с использованием сливного коллектора», а также регулируемой организацией не было представлено предложение об установлении тарифа на водоотведение с использованием сливного коллектора с приложением документов, подтверждающих предложения как по размеру необходимой валовой выручки, размеру тарифа, так и в отношении производственной программы. Учитывая отсутствие предложений от ООО «Водоканал-2», отсутствие ведения раздельного учета, эксперт затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды определил расчетным путем. В спорном тарифе учтены расходы, связанные непосредственно с обслуживанием сливного коллектора, остальные расходы организации учтены в полном объеме при установлении тарифа на водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, допросив свидетеля, заслушав заключение прокурора Гутова С.С., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска следует отказать по следующим основаниям.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с водоподготовкой, транспортировкой и подачей питьевой или технической воды физическим либо юридическим лицам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения, приемом, транспортировкой и очисткой сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере водоснабжения и водоотведения, права и обязанности потребителей данных услуг, организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, устанавливает Федеральный закон №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон №416-ФЗ, Закон о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 31 Федерального закона №416-ФЗ государственному регулированию в сфере холодного водоснабжения и водоотведения подлежат, в том числе, тарифы на водоотведение.
Подпунктом 67.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится реализация полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона №416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено установление тарифов в данной сфере.
В соответствии с Положением о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 31 октября 2012 года №145, Департамент тарифного регулирования Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета (пункт 1).
Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения задачей деятельности Департамента является государственное регулирование тарифов, цен, ставок, расценок, наценок и надбавок на продукцию, товары либо услуги, в том числе установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Согласно подпункту 10-1 пункта 9 Положения Департамент тарифного регулирования устанавливает тарифы на водоотведение.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» проект производственной программы утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В силу положений подпункта 32 пункта 9 Положения о Департаменте тарифного регулирования Томской области он согласовывает производственные и дает заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса.
В статье 80 Устава (Основного закона) Томской области определено, что правовыми актами исполнительных органов государственной власти области, не входящих в состав Администрации Томской области, являются приказы и распоряжения. Нормативные правовые акты принимаются в форме постановлений и приказов.
Законом Томской области №9-ОЗ от 07 марта 2002 года «О нормативных правовых актах Томской области» установлено, что Администрация Томской области в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме постановлений, иные исполнительные органы государственной власти Томской области принимают нормативные правовые акты в форме приказов (пункт 1, 2 статьи 8).
В соответствии с абзацем 3 статьи 6 Закона Томской области от 12 мая 2000 года №19-ОЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Томской области считается первая публикация их полного текста в учрежденных ими печатных средствах массовой информации, в периодических печатных изданиях в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами), предусматривающими официальное опубликование нормативных правовых актов, и (или) первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" (www.tomsk.gov.ru).
При рассмотрении дела установлено, что 11 декабря 2019 года Департаментом тарифного регулирования Томской области принят приказ №5-782/9(610) «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов организации общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) в сфере водоотведения», опубликованный 16 декабря 2019 года на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" (http://www.tomsk.gov.ru).
Таким образом, оспариваемый Приказ принят Департаментом в пределах предоставленных ему полномочий, в предусмотренной для нормативных правовых актов данного исполнительного органа государственной власти Томской области форме, опубликован в установленном законом порядке и по указанным основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 части 7, пунктом 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении водоотведение относится к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на водоотведение - к регулируемым тарифам.
В силу частей 1 и 2 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из предусмотренных законом методов. Выбор конкретного метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены: Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования); Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов); Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и порядка ведения его учета; Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения. Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года №1746-э утверждены «Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Методические указания).
При рассмотрении дела установлено, что постановлением Администрации Колпашевского городского поселения №171 от 01 апреля 2015 года «Об определении гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение» на основании пункта 2 части 1 статьи 6 и части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении», пункта 33 части 1 статьи 44 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение» общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» определено гарантирующей организацией в сфере водоотведения на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение». Определена зона деятельности гарантирующей организации ООО «Водоканал-2» - территория Колпашевского городского поселения (т.3, л.д.6).
Частью 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 11 Основ ценообразования тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом категории сточных вод:
жидкие бытовые отходы;
поверхностные сточные воды;
хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
сточные воды, отводимые иными абонентами.
В ходе судебного заседания установлено, что у ООО «Водоканал-2» существует две категории потребителей услуг по водоотведению: одна категория – это абоненты, которые подключены к централизованной системе водоотведения (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения), вторая – это организации, а также индивидуальные предприниматели, которые осуществляют вывоз жидких бытовых отходов от абонентов, не имеющих подключение к централизованной системе водоотведения, сливающие жидкие бытовые отходы в точке сброса стоков (сливной коллектор) на основании договоров водоотведения, заключенных с ООО «Водоканал-2».
Так, согласно договору на оказание услуг по водоотведению от 09 января 2019 года, заключенного между ООО «Водоканал-2» (исполнитель) и ООО «Риск» (заказчик), исполнитель обязуется осуществлять прием стоков, а заказчик при сбросе стоков обеспечивать безопасность и исправность используемого транспорта и оборудования (пункт 1.1). Согласно пункту 2.1 договора исполнитель устанавливает режим приема стоков с 09 до 18 часов ежедневно; также исполнитель обязуется обеспечивать прием стоков от заказчика в точке сброса стоков (пункт 3.1.1). Дополнительным соглашением к договору б/н от 09.01.2019 на оказание услуг по водоотведению от 30.06.2020 изменена редакция пункта 2.1 – режим приема стоков изменен на: с 09.00 до 113.00, с 14.00 до 18.00 часов ежедневно; срок действия договора продлен до 30.09.2020г. (т.2, л.д.13-17).
Аналогичные договоры на оказание услуг по водоотведению с условием обеспечения ООО «Водоканал-2» приема стоков в точке сброса стоков заключены административным истцом с ООО «<адрес>», ИП Ч., ООО «<адрес>», ИП Г. (т.2, л.д.18-35).
Таким образом, сточные воды от абонентов, не подключенных к централизованной системе водоотведения, собираются и доставляются до централизованной системы водоотведения не ООО «Водоканал-2», а иными организациями и индивидуальными предпринимателями, в связи с чем потребителями услуг гарантирующей организации в данном случае вопреки доводам представителя административного истца, являются хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги населению по вывозу жидких бытовых отходов.
Согласно пояснениям представителя ООО «Водоканал-2» Борисова А.В. точка сброса стоков находится примерно в 1,8 км от точки разграничения между ООО «Водоканал-2» и организацией, обслуживающей очистные сооружения (т.4, л.д.126, карта).
Следовательно, вопреки доводам представителя заявителя, установление единого тарифа для всех категорий потребителей экономически не обоснованно, поскольку расходы, связанные с приемом жидких бытовых отходов в точке сброса, находящейся на расстоянии 1,8 км от точки разграничения ответственности между ООО «Водоканал-2» и организацией, обслуживающей очистные сооружения, не могут соответствовать расходам, связанным с приемкой и транспортировкой хозяйственно-бытовых сточных вод по централизованной системе водоотведения.
Исходя из анализа положений части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункта 11 Основ ценообразования, установленных по делу обстоятельств, в том числе содержания вышеуказанных договоров водоотведения, суд полагает, что Департамент тарифного регулирования обоснованно пришел к выводу о том, что ООО «Водоканал-2» оказывает услуги водоотведения с использованием централизованной системы водоотведения (хозяйственно-бытовые сточные воды) и водоотведения с использованием сливного коллектора (устройства, предназначенного для приема жидких бытовых отходов), что требует установления для данной организации двух тарифов на водоотведение.
Также установлено, что в 2018 году Департаментом тарифного регулирования на период с 1 января по 31 декабря 2019 год для ООО «Водоканал-2» уже были установлены два тарифа: на водоотведение для потребителей города Колпашево, села Тогур Колпашевского городского поселения Колпашевского района (приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 20 декабря 2018г. №5-390/9 (645)) и на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора для потребителей Колпашевского городского поселения Колпашевского района (приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 20 декабря 2018г. №5-646). Данные тарифы ООО «Водоканал-2» оспорены не были.
Использование Департаментом в наименовании тарифа не предусмотренного действующим законодательством термина «сливной коллектор (устройство, предназначенное для приема жидких бытовых отходов)» не создает неясностей при применении тарифа и не свидетельствует о правовой неопределенности оспариваемого нормативного правового акта. Кроме того, во взаимоотношениях с организациями, осуществляющими доставку сточных вод от абонентов, объекты капитального строительства которых не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, ООО «Водоканал-2» применяется термин «точка сброса стоков», который также не предусмотрен действующим законодательством и, согласно пояснениям сторон, является аналогичным по своему содержанию наименованию, применяемому Департаментом.
Использование в названии тарифа формулировки «жидкие бытовые отходы» также не свидетельствует о нарушении административным ответчиком требований закона, поскольку пунктом 11 Основ ценообразования, пунктом 106 Методических указаний жидкие бытовые отходы отнесены к одной из категорий сточных вод, прямо указаны в части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Оспариваемый тариф установлен в целях государственного регулирования деятельности ООО «Водоканал-2» по водоотведению, что не противоречит приведенной представителем административного истца позиции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Федеральной антимонопольной службой (далее - регламент).
В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное.
В силу пункта 13 указанных Правил открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется: а) по предложению регулируемой организации; б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 15 Правил регулирования тарифов и пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года №1154-э (далее - Регламент), в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 данных Правил материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов.
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок предоставления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию.
Со дня открытия дела об установлении тарифов регулируемая организация имеет право представлять обосновывающие документы, знакомится со всеми документами, в том числе с экспертным заключением, подавать на него свои замечания и возражения по тем или иным расходам в порядке пунктов 21 и 25 Правил регулирования тарифов и пункта 14 Регламента.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов, пункта 15 Регламента орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы (пункт 17 Регламента).
Согласно пункту 28 Правил регулирования тарифов решение органа регулирования тарифов включает:
а) величину тарифов с указанием применяемой календарной разбивки и применяемой дифференциации тарифов - в случае, если установление тарифов осуществляется с календарной разбивкой и дифференциацией;
б) дату введения в действие тарифов, в том числе с календарной разбивкой, дату окончания действия тарифов;
в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
В протоколе заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов (далее - протокол) указываются также основные показатели расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе:
а) величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, принятая при расчете установленных тарифов, и основные статьи (группы) расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной Основами ценообразования;
б) объем отпуска воды и принятых сточных вод, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы;
в) индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый энергетический ресурс и воду, потребляемые регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в очередном периоде регулирования;
г) долгосрочные параметры регулирования - в случаях, когда установление тарифов осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации;
д) нормативы технологических затрат электрической энергии и (или) химических реагентов;
е) стоимость, сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования инвестиционной программы;
ж) виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, с указанием оснований принятия такого решения;
з) перечень и величина параметров, учтенных при корректировке необходимой валовой выручки регулируемых организаций - в случаях, когда установление тарифов осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации;
и) мероприятия, принятые в расчет при определении размера платы за подключение (технологическое присоединение), в том числе установленной в индивидуальном порядке, с указанием стоимости этих мероприятий;
к) фактические и плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, принятые в расчет при установлении тарифов (по годам на период действия тарифов) (пункт 29 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 32 Правил регулирования тарифов, пунктом 20 Регламента орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определяемом высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 30 апреля 2019 года ООО «Водоканал-2» было подано заявление об установлении тарифа на водоотведение, представлены обосновывающие материалы (т.3, л.д.28-32).
Согласно заключению по результатам анализа предложений об установлении тарифов на водоотведение на 2020 год для потребителей города Колпашево, села Тогур Колпашевского городского поселения Колпашевского района организации ООО «Водоканал-2» №5-782/2 от 09.12.2019 эксперта, консультанта комитета водоснабжения регулирования тарифов в сфере водоснабжения и обращения с отходами И. на территории Колпашевского городского поселения слив жидких бытовых отходов, вывозимых из выгребных ям, производится не на очистных сооружениях, а на участке централизованной сети, ведущей к очистным сооружениям. Указано, что в связи с этим возникает необходимость в установлении тарифа на водоотведение для потребителей, осуществляющих слив жидких бытовых отходов в канализационный коллектор. Предложено открыть дело об установлении тарифа на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора (т.3, л.д.2).
Распоряжением Департамента тарифного регулирования Томской области №5-782/3 от 09.12.2019 «Об открытии дела» открыто дело об установлении регулируемой организации общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) цен (тарифов) на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора, для потребителей Колпашевского городского поселения Колпашевского района на 2020 год по инициативе органа регулирования; выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат) для регулирования цен (тарифов) на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора для потребителей Колпашевского городского поселения Колпашевского района на 2020 год; уполномоченным по делу назначена консультант комитета регулирования тарифов в сфере водоснабжения и обращения с отходами И.; на нее возложена обязанность провести экспертизу предложения об установлении регулируемой организации ООО «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) цен (тарифов) на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора, для потребителей Колпашевского городского поселения Колпашевского района на 2020 год в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов (т.3, л.д.1).
Указанное решение было направлено в адрес ООО «Водоканал-2» заказным письмом в сроки, установленные пунктом 20 Правил.
Консультантом комитета регулирования тарифов в сфере водоснабжения и обращения с отходами И. было подготовлено экспертное заключение (т.1, л.д. 130-142).
11 декабря 2019 года состоялось заседание Правления Департамента тарифного регулирования Томской области, где рассматривался, в том числе, вопрос об утверждении производственной программы, установлении организации ООО «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора для потребителей Колпашевского городского поселения Колпашевского района на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Как следует из протокола заседания правления от 11 декабря 2019 года №27/2 по результатам рассмотрения указанного вопроса, заслушав Т., принято единогласное решение утвердить производственную программу организации ООО «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) в сфере водоотведения, осуществляемое с использованием сливного коллектора для потребителей Колпашевского района на период с 1 января 2020года по 31 декабря 2020 года, установлены тарифы организации ООО «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора (устройства, предназначенного для приема жидких бытовых отходов) для потребителей Колпашевского района на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года с календарной разбивкой (т.1, л.д.143-145).
Указанный протокол содержит основные показатели расчета тарифа регулируемой организации на период регулирования, предусмотренные пунктом 29 Правил регулирования тарифов.
Принятое решение соответствует требованиям пункта 28 Правил регулирования тарифов.
То обстоятельство, что тарифное дело открыто в отсутствие заявления ООО «Водоканал-2» по инициативе органа тарифного регулирования не противоречит Правилам регулирования тарифов, такая возможность прямо предусмотрена пунктом 13 Правил регулирования тарифов.
Тот факт, что решение об открытии тарифного дела было получено ООО «Водоканал-2» после утверждения оспариваемого тарифа, по мнению суда, не свидетельствует о нарушении права административного истца на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов, а также права на ознакомление с материалами дела об установлении тарифа и снятии копий документов.
При этом суд учитывает следующее.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что решение органа регулирования об открытии дела об установлении тарифов должно быть доведено до сведения регулируемой организации, в том числе путем направления запроса о предоставлении обосновывающей документации.
Доступность и открытость тарифного регулирования является важным обстоятельством для установления тарифов в экономически обоснованном размере с соблюдением баланса интересов потребителей и ресурсоснабжающих организаций.
ООО «Водоканал-2» было известно о том, что на 2019 года для организации уже устанавливались тарифы на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора (устройства, предназначенного для приема жидких бытовых отходов) для потребителей Колпашевского района. При этом, после подачи ООО «Водоканал-2» заявления об установлении только одного тарифа в сфере водоотведения, Департаментом тарифного регулирования Томской области у ООО «Водоканал-2» запрашивалась, в частности, информация как об объеме сточных вод, отведенных от абонентов централизованной системы водоотведения, так и об объеме жидких бытовых отходов, принятых в централизованную систему водоотведения, что подтверждается материалами дела (т.3, л.д.7-8).
Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения не устанавливают требования об извещении регулируемой организации о дате, времени и месте проведения заседания правления (коллегии) органа регулирования, на котором планируется рассмотрение дел по вопросам установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Такие требования определены Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года №6 (далее – Стандарты раскрытия информации), устанавливающие формы предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также правила заполнения таких форм.
Согласно пункту 2 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информация раскрывается путем опубликования на его официальном сайте в сети «Интернет» посредством передачи информации из информационно-аналитической системы с использованием единых форматов (пункт 4 Стандартов раскрытия информации).
В силу подпункта «в» пункта 88 Стандартов раскрытия информации органом регулирования подлежит раскрытию информация о наименовании органа регулирования, фамилия, имя и отчество руководителя; о дате, времени и месте проведения заседания правления (коллегии) органа регулирования, на котором планируется рассмотрение дел по вопросам установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 90, указанная в подпункте «в» пункта 88 информация раскрывается органом регулирования не позднее чем за три календарных дня до дня проведения органом регулирования заседания правления (коллегии) по вопросам установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Тарифным органом 29 ноября 2019 года опубликована информация о проведении заседания правления Департамента тарифного регулирования Томской области 11 декабря 2019 года, где в повестке дня под номером 57 указано: об утверждении производственной программы, установлении организации ООО «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) на водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора для потребителей Колпашевского городского поселения Колпашевского района на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года; под номером 58: об утверждении производственной программы, установлении организации ООО «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) на водоотведение для потребителей города Колпашево, села Тогур Колпашевского городского поселения Колпашевского района на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. Указана ответственная за подготовку материалов: Т., ее номер телефона (т.4, л.д.65-69).
Таким образом, представители ООО «Водоканал-2» имели возможность заранее знать о том, какие вопросы будут рассматриваться на заседании правления в отношении ООО «Водоканал-2», в том числе могли получить информацию о спорном тарифе, однако не воспользовались необходимой информацией, размещенной органом регулирования в сети Интернет.
Указывая на нарушение прав в части невозможности ознакомления с материалами тарифного дела, ООО «Водоканал-2» не представлено доказательств тому, что после получения информации о наличии такого тарифного дела представителя организации обращались с заявлением об ознакомлении с материалами дела.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Департаментом тарифного регулирования Томской области не допущено существенных нарушений процедуры принятия оспариваемого тарифа, которые могли бы повлечь признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении: методом экономически обоснованных расходов (затрат), методом индексации, методом доходности инвестированного капитала, методом сравнения аналогов.
В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования метод экономически обоснованных расходов (затрат) может применяться в случае:
а) если в отношении регулируемой организации (в отношении отдельных регулируемых видов деятельности) в течение предыдущего года не осуществлялось государственное регулирование тарифов;
б) если оставшийся срок действия всех договоров аренды централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов таких систем на момент подачи заявления об утверждении тарифов для регулируемой организации, иных договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения либо объектами, входящими в такие системы, составляет менее 3 лет, за исключением концессионных соглашений или договоров аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенных начиная с 1 января 2014 г. в отношении указанных объектов.
Как установлено в ходе судебного заседания, ООО «Водоканал-2» не обращалось с заявлением об установлении тарифа в сфере водоотведения с использованием сливного коллектора (устройства, предназначенного для приема жидких бытовых отходов), соответственно, не предлагала метод регулирования тарифов, который регулируемая организация считает необходимым применить.
Между тем, применение метода экономически обоснованных расходов (затрат) в данном случае не нарушает права административного истца на установление тарифов методом индексации установленных тарифов (указан в качестве предлагаемого метода в заявлении об установлении тарифа на водоотведения для населения Колпашевского района).
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 настоящего документа (пункт 76).
В силу пункта 58 Основ ценообразования текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.
Вместе с тем, согласно разделу VI «Метод экономически обоснованных расходов» Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации также определяется с учетом расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативной прибыли, с учетом расходов на приобретение электрической энергии, тепловой энергии и других видов энергетических ресурсов, а также иные виды расходов.
Кроме того, тарифы ООО «Водоканал-2» на водоотведение с использованием сливного коллектора на 2020 год устанавливались в 2019 году, то есть на момент принятия тарифа на 2020 год организация еще не завершила его применение в 2019 году (отсутствует полный год применения тарифа), при этом в предыдущем (2018 году) в отношении этого конкретного регулируемого вида деятельности (водоотведение, осуществляемое с использованием сливного коллектора) не осуществлялось государственное регулирование тарифов.
При этом суд также находит заслуживающим довод административного ответчика о том, что для долгосрочных методов регулирования характерно установление долгосрочных параметров, которые не подлежат пересмотру в течение всего долгосрочного периода.
Одним из таких параметров является базовый уровень операционных расходов.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов – уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 44 Методических указаний операционные расходы включают в себя:
1) производственные расходы, за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов);
2) ремонтные расходы;
3) административные расходы;
4) сбытовые расходы.
Операционные расходы на последующие годы долгосрочного периода регулирования определяются по формуле 39 Методических указаний путем перерасчета базового уровня операционных расходов на индекс потребительских цен.
Следовательно, при долгосрочном регулировании важным является правильное формирование базового уровня операционных расходов, что является возможным при наличии фактических показателей деятельности организации по данному виду деятельности за предшествующие годы.
Некорректность формирования базового уровня операционных расходов может повлечь как убыточность регулируемого вида деятельности организации, так и получение излишних доходов, что приведет к нарушению либо прав организации, либо нарушению прав потребителей.
Учитывая, что в данном конкретном случае ООО «Водоканал-2» не было представлено предложения об установлении тарифа на водоотведение с использованием сливного коллектора, невозможно определить расходы отдельно по видам деятельности, выбор Департаментом тарифного регулирования Томской области метода экономически обоснованных расходов (затрат) является обоснованным, позволяющим соблюсти баланс экономических интересов потребителей и поставщика услуг.
Довод ООО «Водоканал-2» о необоснованности размера тарифа, установленного Департаментом тарифного регулирования Томской области, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
В силу пункта 25 Правил регулирования тарифов, пункта 15 Регламента орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Как установлено в ходе судебного заседания, до принятия Департаментом тарифного регулирования Томской области оспариваемого тарифа, органом регулирования проведена соответствующая экспертиза.
Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу, что оно в полной мере отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов, пункта 16 Регламента.
Расчет необходимой валовой выручки организации произведен экспертом с учетом выбранного метода регулирования в соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования и раздела IV Методических указаний (заключение эксперта, т.1, л.д.130-142).
Как установлено при рассмотрении дела и не оспаривается административным истцом, тариф, аналогичный оспариваемому, был установлен для ООО «Водоканал-2» на 2019 год.
Вместе с тем, административный истец не воспользовался правом, предусмотренным пунктами 14, 16, 17 Правил регулирования тарифов, на представление в орган регулирования тарифов предложений об установлении тарифа на 2020 год с приложением необходимых обосновывающих материалов, в том числе расчета расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности, расчета размера тарифов.
При таких обстоятельствах при отсутствии сведений о фактических расходах ООО «Водоканал-2» на регулируемый вид деятельности затраты организации на оплату труда и отчисления на социальные нужды персонала правомерно определены экспертом расчетным путем.
Фонд заработной платы основного производственного персонала учтен на уровне плановой численности в количестве 0,6 человек. Плановая численность принята экспертом из расчета нормативной численности по обслуживанию оборудования сливного коллектора (приемщик стоков ЖБО) и численности по обслуживанию канализационной сети (слесарь АВР) в доле, относимой на регулируемый вид деятельности (пропорционально объемам стоков, принимаемых через сливной коллектор, в общем объеме стоков).
Средняя заработная плата принята в размере 23,58 тысяч рублей в месяц и определена на основании приказа организации об утверждении ставки рабочего 1 разряда – 11618,40 руб., на основании положения об оплате труда, действующего на предприятии, штатного расписания, а также с учетом характеристик квалификационных разрядов осуществляемых работ, применяемых при расчете фонда оплаты труда производственного персонала. Расходы на оплату труда основного персонала составили 170729,82 руб.
Также экспертом определен размер отчислений на социальные нужды от расходов на оплату труда – 51560,40 руб. Страховые взносы определены экспертом с учетом принятого в тарифе фонда заработной платы основного производственного персонала и в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации по ставке 30%. Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учтены по ставке 0,2% в соответствии с уведомлением ФСС России.
Также экспертом учтены расходы на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, связанные с эксплуатацией централизованных систем либо объектов в составе таких систем, по регулируемым тарифам, а именно услуги по очистке сточных вод – 439050,93 руб. По данной статье отражены расходы на услуги по очистке сточных вод ООО «КОС» согласно договору от 30.12.2013 №2/2013. Затраты определены экспертом на основании принятого баланса водоотведения (146314,7 куб.м), осуществляемого с использованием сливного коллектора (устройства, предназначенного для приема жидких бытовых отходов) и тарифов, утвержденных Департаментом на 2020 год для регулируемой организации ООО «КОС» (приказ от 20.12.2018 №5-388/9 (647)), принимающей стоки ООО «Водоканал-2» на очистку в полном объеме.
Кроме того, в составе необходимой валовой выручки экспертом учтены расходы на уплату налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 6613,41 руб. Расчет налога произведен в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1% от доходов за налоговый период.
Таким образом, экспертом необходимая валовая выручка определена в размере 667954,56 руб.
Определена цена (тариф) на водоотведение на первое полугодие – 4,57 руб/куб.м; на второе полугодие – 4,57 руб./куб.м.
При этом объем полезного отпуска сточных вод (ЖБО) на 2020 год принят экспертом на уровне фактического объема сточных вод, переданных ООО «Водоканал-2» организациями, оказывающими услуги по вывозу ЖБО, за 2018 год в размере 146314,70 куб.м., что соответствует информации о фактическом объеме сточных вод, переданных ООО «Водоканал-2» организациями, оказывающими услуги по вывозу ЖБО, за 2018 год, представленной ООО «Водоканал-2» (вх.53/3468 от 17.10.2019), администрацией Колпашевского городского поселения (письмо от 17.10.2019 №4007/19).
Как следует из заключения эксперта, в процессе проведения экспертизы им использовались материалы, представленные организацией в рамках тарифного дела №5-782 об установлении тарифов на водоотведение для потребителей Колпашевского района, а также нормативные правовые акты, в том числе Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утв. Приказом Госстроя России от 22.03.1999 №66, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №367 с изменениями.
Доводы о несогласии с произведенным экспертом расчетом ввиду неправильного наименования профессии, отсутствии расчета по времени обслуживания автомобилей не свидетельствуют о неправомерности расчетов эксперта. ООО «Водоканал-2» не был лишен возможности представить заявление об установлении спорного тарифа с приложением документов, обосновывающими расходы.
Вопреки доводам представителя ООО «Водоканал-2» иные расходы, предусмотренные пунктом 38 Основ ценообразования обоснованно не включены экспертом в величину необходимой валовой выручки по данному тарифу, поскольку они учтены при расчете размера тарифа на водоотведение, утвержденного приказом Департамента тарифного регулирования Томской области от 11.12.2019 №5-390/9 (611).
Данное обстоятельство подтверждено показаниями допрошенного в ходе рассмотрения дела свидетеля, а также содержанием экспертного заключения по тарифному делу №5-390/3 (т.4, л.д.84-125).
Изложенное соответствует требованиям пункта 21 Основ ценообразования, согласно которому при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности.
Из пункта 2 Основ ценообразования следует, что расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации является величиной, учитываемой при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат, остающейся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемой ею по своему усмотрению.
Расчетная предпринимательская прибыль определяется по правилам, предусмотренным пунктами 47(1), 47(2) Основ ценообразования.
Орган регулирования обоснованно не включил в состав необходимой валовой выручки расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации, поскольку ООО «Водоканал-2» с предложениями об установлении тарифа не обращалось, обоснование величины расчетной предпринимательской прибыли и соответствующий расчет не представило.
Вместе с тем учет данного показателя наряду с другими планируемыми расходами обусловлен заявительным характером подачи предложения об установлении тарифов, что следует из совокупного анализа действующего законодательства в сфере тарифного регулирования, в том числе Правил регулирования тарифов.
Обращаясь в суд с административным иском об оспаривании приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 11 декабря 2019 года №5-782/9 (610) «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов организации общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) в сфере водоотведения», ООО «Водоканал-2» не указало, каким нормам права противоречит содержание производственной программы (приложение №1 к приказу). Основанием для признания недействующим оспариваемого приказа в данной части, по мнению административного истца, являлся тот факт, что не подлежал утверждению спорный тариф на водоотведение, а, соответственно, и производственная программа.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд пришел к выводу о правомерности утверждения спорного тарифа. Следовательно, утверждению подлежала и производственная программа.
Как следует из статьи 41 Закона о водоснабжении и водоотведении (части 1, 4 и 5) производственная программа разрабатывается регулируемой организацией и утверждается регулирующим органом в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №641 (далее - Правила разработки производственных программ).
В соответствии с пунктом 3 Правил разработки производственных программ производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации.
При разработке проекта производственной программы учитываются, в том числе результаты технического обследования централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт "а" пункта 7 Правил разработки производственных программ).
Производственная программа включает, в частности, перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке, отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил разработки производственных программ).
Регулируемая организация прилагает к заявлению об установлении тарифов копию утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности (подпункт "д" пункта 17 Правил регулирования тарифов).
Регулирующие органы проверяют проект производственной программы на соответствие требованиям Правил разработки производственных программ, в том числе вправе провести анализ обоснованности такой программы, и осуществляют оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы (пункты 9 и 10 Правил разработки производственных программ). Результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования учитываются при установлении тарифов на очередной период регулирования (часть 6 статьи 32 Закона о водоснабжении).
ООО «Водоканал-2» не обращалось в регулирующий орган с заявлением об установлении тарифа на водоотведение с использованием сливного коллектора, не представляла проект производственной программы по данному виду деятельности.
Утверждая производственную программу, Департамент тарифного регулирования Томской области указал в ней планируемый объем водоотведения – объем реализации 146,31 тыс. куб.м, а также объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы – необходимую валовую выручку в размере 668,00 тыс. руб.
Объем реализации установлен на уровне фактического объема сточных вод, переданных ООО «Водоканал-2» организациями, оказывающими услуги по вывозу ЖБО, за 2018 год, необходимая валовая выручка установлена заключением эксперта.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 11 декабря 2019 года №5-782/9 (610) «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов организации общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-2» (ИНН 7007010120) в сфере водоотведения» отказать.
Возложить на Департамент тарифного регулирования Томской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2020 года