Дело № 2-10532/3-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Репиной В. И. к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к заключению договора аренды земельного участка,
установил:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что 16.04.2013 г. истица в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратилась с заявлением к ответчику о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании указанного заявления Администрацией Петрозаводского городского округа издано постановление от 10.04.2013 г. №1393 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>». В соответствии с постановлением №1393 истица за свой счет выполнила работы по межеванию вышеуказанного земельного участка и его постановке на кадастровый учет, после чего обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора аренды земельного участка. Истице было отказано в заключении договора аренды земельного участка по тем основаниям, что она не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Полагая отказ Администрации Петрозаводского городского округа незаконным, истица просит обязать ответчика заключить с ней договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в кадастровом квартале №, в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В судебное заседание истица не явилась, заявлением от 16.12.2014 г. просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представители истицы – Ильина Е.П., Соловьева С.Ю., действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Также представители пояснили, что исковые требования заявлены в отношении уже сформированного истицей земельного участка с кадастровым номером №.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о рассмотрении дела надлежащим образом, представил письменный отзыв в котором не согласился с заявленными требованиями.
Заслушав пояснения представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Репина В. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой Октябрьского бюро МСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ года, инвалидность установлена бессрочно.
Истец 16.04.2013 года на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается копией указанного заявления.
Администрацией Петрозаводского городского округа издано постановление от 10.04.2013 г. №1393 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес>», в соответствии с которым истицей были выполнены кадастровые работы, и участок поставлен на кадастровый учет, в результате чего ему присвоен кадастровый номер №
Между тем, письмами №5.1-11-722 от 29.05.2014 г. и № 1.1.1-46-3668-Р от 08.08.2014 года Администрация отказала истице в предоставлении указанного участка в аренду, указав на отсутствие нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
Истец, полагая отказ незаконным обратился в суд с требованием о понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к заключению договора аренды.
В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся урегулирован ст.ст. 51-52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, Репина В. И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанная квартира, общей площадью – <данные изъяты> кв.м. зарегистрирована на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от 19.11.1992 года за истицей, Репиным Р.Б., Репиным Б.М., что подтверждается сведениями ГУП РК РГЦ «Недвижимость» от 05.12.2014 года №8273. Помимо истицы по указанному адресу зарегистрирован ее сын – Репин Р.Б. Согласно сведениям Администрации Петрозаводского городского округа истица не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем земельный участок для индивидуального жилищного строительства не может быть предоставлен истице в первоочередном порядке, то есть без проведения аукциона в соответствии с положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Так, согласно решению Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 № 27/03-57 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах» предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов. Указанное первоочередное право (право предоставления земельного участка без торгов) в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеют граждане – инвалиды, состоящие на жилищном учете или имеющие основания для постановки на жилищный учет. Однако истец к таким гражданам не относится.
Предоставление же участка на общих основаниях возможно только по результатам торгов, что прямо указано в приведенном выше нормативном акте, а также ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом размер арендной платы определяется также по результатам аукциона. Однако требований о предоставления испрашиваемого участка по результатам аукциона истцом не заявлено, свои требования истец основывает на положениях ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований о понуждении Администрации к заключению договора аренды земельного участка отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б.Малова
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2014 года.