Дело №2-790/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2019 года г. Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе судьи Ефременковой В.В., с участием помощника судьи Глушцовой К.В., при секретаре Скок К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Громова ФИО6 к АО «Янтарьэнерго» о понуждении к осуществлению действий, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Громов Е.Г. обратился в суд с иском к АО «Янтарьэнерго» о возложении обязанности произвести мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям принадлежащего ему жилого дома. Просит обязать ответчика исполнить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от 11 января 2019 года, в редакции дополнительного соглашения № от 01 марта 2019 года, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Янтарьэнерго» энергопринимающих устройств ЩВУ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в точках присоединения указанных в технических условиях. Взыскать с АО «Янтарьэнерго» в его пользу моральный вред в размере 10 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что 11 января 2019 года между ним и ответчиком был заключен Договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям принадлежащего ему жилого дома. 01 марта 2019 г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение № к указанному договору. Пунктом 3 дополнительного соглашения установлен срок исполнения договора – шесть месяцев со дня его заключения, т.е. до 01 сентября 2019 года.
Взятые на себя обязательства АО «Янтарьэнерго» до настоящего времени не выполнило. Неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред.
Истец Громов Е.Г. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Марусов И.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Пояснил, что не исполнением условий договора истцу причинены моральные страдания. Он не может проживать в доме, в связи с отсутствием электричества. Не может пользоваться принадлежащим ему имуществом.
Представитель ответчика АО «Янтарьэнерго» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заседание суда не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, суд считает возможным с учетом положений ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в его отсутствие.
Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что в целях исполнения обязательств по договору разработаны и утверждены технические задания. После разработки рабочей документации будет сформирован пакет документов для проведения конкурентных процедур по выбору организации на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ с поставкой оборудования. Также указано, что истцом не приведено доказательств причинения морального вреда.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются с целью последующей передачи электрической энергии потребителю.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее Правила), объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенностей технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (п. 1 Правил).
Согласно п. 2 указанных Правил, Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
Пунктом 3 ст. 328 ГК РФ предусмотрено, что ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", если иное не установлено законом, в случае, когда должник не может исполнить своего обязательства до того, как кредитор совершит действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающие из обычаев или существа обязательства, правила ст.328 Гражданского кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
Поскольку встречным признается исполнение обязательства одной из сторон (последующего предоставления), которое в соответствии с договором обусловлено надлежащим исполнением своих обязательств другой стороной (первоначального исполнения), юридически значимыми являются обстоятельства того, какой из сторон должно быть осуществлено первоначальное, а какой последующее исполнение, а также обстоятельства установления невозможности исполнения одного требования в отсутствие исполнения другого.
Согласно п. 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пункте 14 этих Правил (физического лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику), распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Согласно пп. «г» п. 25(1) Правил, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Согласно исследованным материалам истец Громов Е.Г. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, находящегося в <адрес>, на землях населенных пунктов, представленных для садоводства, а также жилого дома площадью <данные изъяты> кв. метра, кадастровый №, расположенного по указанному выше адресу.
11 января 2019 года между АО «Янтарьэнерго» и Громовым Е.Г. заключен договор № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого АО «Янтарьэнерго» обязалось осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя ЭУ от ЩУ новый, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 14,50 кВт, категория надежности – третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ.
По условиям договора Громов Е.Г. обязался оплатить расходы по технологическому присоединению в соответствии с условиями договора.
Согласно п. 2 договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (кадастровый №).
В соответствии с п.3, п.4 договора точка присоединения энергопринимающих устройств заявителя указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям. Технические условия являются неотъемлемой частью договора.
Техническими условиями № В-1056/19, установлено, что сетевая организация осуществляет строительство ВЛИ 0,4 кВ от ближайшей опоры ВЛИ 0,4 кВ Л-1 ТП 75-22 до границы участка заявителя с применением СИП-4 протяженностью – 0,35 км (ориентировочно). Сечение провода, трассу проектируемой ВЛИ 0,4 кВ определить проектом ( п.10).
Заявитель производит монтаж эл.сети от точки присоединения (через ЩУ) до ВРУ-0,4 кВ объекта ЛЭП-1 кВ расчетного сечения. Установить прибор учета для расчетов за электроэнергию с классом точности 2,0 и выше (п.11).
Пунктом 3 Дополнительного соглашения № от 01.03.2019 к договору № от 11.01.2019, определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев со дня заключения дополнительного соглашения.
Истец оплатил 11.01.2019 расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договора в размере 550,00 руб.
Заключение договора от 11.01.2019 и дополнительного соглашения к договору от 01.03.2019 г. в соответствии со статьей 307 ГК РФ породило обязательственные отношения между истцом и ответчиком, что дает им право требовать друг от друга исполнения обязательств, а также защищать это право в порядке, способами и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что АО «Янтарьэнерго» обязательства по договору перед истцом не выполнило.
Из ответа на обращение Громова Е.Г. в АО «Янтарьэнерго» по вопросу исполнения договора следует, что в рамках выполнения обязательств по договору со стороны АО «Янтарьэнерго» разработано и утверждено техническое задание, формируется пакет документов для проведения конкурентных процедур по выбору подрядной организации на право заключения договора подряда на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ на объекте. Планируемый срок завершения мероприятий по договору – 1 квартал 2020 года.
Таким образом, ответчик, приняв на себя обязательства по договору, фактически в одностороннем порядке продлил действие договора.
Доказательств, которые свидетельствовали бы о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших ответчику своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора, суду ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При этом согласно п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 года № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку права потребителя были нарушены действиями ответчика, связанными с ненадлежащим исполнением условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд в соответствии с требованиями разумности и справедливости согласно ст.1101 ГК РФ, приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации 10000 рублей является завышенным.
Размер компенсации морального вреда в сумме 2000 рублей, по мнению суда, соответствует характеру причиненных истцу физических и нравственных страданий, и с учетом положений ст. 151 и 1101 ГК РФ представляется разумным и справедливым с учетом фактических обстоятельств дела.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная истцом.
Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Громова ФИО7 к АО «Янтарьэнерго» о понуждении к осуществлению действий удовлетворить частично.
Обязать АО «Янтарьэнерго» исполнить обязательства по договору № от 11 января 2019 года об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в редакции дополнительного соглашения № от 01 марта 2019 г., жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка №), с заявленной мощностью 14,50 кВт, третьей категории надежности, в точках присоединения указанных в технических условиях, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с АО «Янтарьэнерго» в пользу Громова ФИО8 компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, штраф за отказ добровольно исполнить законные требования потребителя в размере 1000 рублей, 300 рублей, оплаченную государственную пошлину.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Черняховского городского суда В.В. Ефременкова
Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2019 года.
Судья Черняховского городского суда В.В. Ефременкова