Гражданское дело № 2-1019/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Черкесск 06 марта 2018 года
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Джанибекова Р.М.,
при секретаре судебного заседания - Хатуеве Г.А.,
с участием помощника прокурора Зеленчукского района Джабаева Д-И.Р.,
представителя ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений КЧР – Урчукова В.М., действующего на основании доверенности №46 от 31.01.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Черкесского городского суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зеленчукского района КЧР к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР в интересах Солдатова Алексея Григорьевича о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зеленчукского района КЧР обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР в интересах Солдатова Алексея Григорьевича о предоставлении жилья.
Свое обращение мотивировал тем, что Солдатов Алексей Григорьевич ДД.ММ.ГГГГ.р. уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации на основании приказа Министра образования и науки КЧР № 1109 от 23.12.2015г. принят на учет для обеспечения жилым помещением как оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Мать Солдатова А.Г.- ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. на территории <адрес>
Солдатову А.Г. отец не известен и он располагает о нем какими-либо сведениями.
В период времени с 05.02.2002г. по сентябрь 2009 года Солдатов А.Г. находился под опекой ФИО4, родной сестры его умершей матери.
В настоящее время проживает по адресу: <адрес>.
Солдатову А.Г. Министерством образования и науки КЧР, а так же Министерством имущественных и земельных отношений КЧР с 22.12.2015г. до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Солдатов А.Г. оказывает своему младшему брату ФИО1 и младшей сестре ФИО2 материальную помощь, поскольку они нигде не работают, в настоящий момент являются студентами различных учебных заведений.
В Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, Солдатов А.Г. состоит под № 140.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР Солдатов А.Г. не имеет в собственности недвижимого имущества на территории РФ.
Просит суд обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР предоставить Солдатову Алексею Григорьевичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Зеленчукского района поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Урчуков В.М. исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать. Представил суду письменные возражения, согласно которым предоставление Солдатову А.Г. жилого помещения будет нарушать права третьих лиц, что является недопустимым.
Лицо, в чьих интересах подан иск, в судебное заседание не явился.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора Зеленчукского района, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит доводы истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
В судебном заседании установлено, что Солдатов Алексей Григорьевич ДД.ММ.ГГГГ уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации на основании приказа Министра образования и науки КЧР № 1109 от 23.12.2015г. принят на учет для обеспечения жилым помещением как оставшийся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Мать Солдатова А.Г.- ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. на территории <адрес>
Солдатову А.Г. отец не известен и он располагает о нем какими-либо сведениями.
В период времени с 05.02.2002г. по сентябрь 2009 года Солдатов А.Г. находился под опекой ФИО4, родной сестры его умершей матери.
В настоящее время проживает по адресу: <адрес>.
Солдатову А.Г. Министерством образования и науки КЧР, а так же Министерством имущественных и земельных отношений КЧР с 22.12.2015г. до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Солдатов А.Г. оказывает своему младшему брату ФИО1 и младшей сестре ФИО2 материальную помощь, поскольку они нигде не работают, в настоящий момент являются студентами различных учебных заведений.
В Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, Солдатов А.Г. состоит под № 140.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР Солдатов А.Г. не имеет в собственности недвижимого имущества на территории РФ.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
В соответствии с подпунктом «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ, указывает, что провозглашенные в
Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют
обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их
социальной защищенности и обеспечении нормальных условий
существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных
причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни,
вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и
общества. К числу граждан, находящимся в тяжелой жизненной ситуации,
и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно,
федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по
договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Право на получение жилья Солдатов А.Г. не реализовал, поскольку в установленном порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен. Это нарушает его жилищные права.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в настоящем пункте обстоятельств.
Согласно статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Ст. 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013г. № 34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики» реализация прав детей-сирот, лиц из числа детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем однократного предоставления им благоустроенных жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда КЧР для детей- сирот по договорам найма специализированных жилых помещений по норме предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в квартирах- 28 кв.м.
Ст. 11 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013г. №
34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской
Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт
Карачаево-Черкесской Республики» установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением настоящего Закона, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований республиканского бюджета, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Согласно ст.7 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013г. № 34-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики» решение о предоставлении лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти КЧР.
При таких обстоятельствах суд находит иск прокурора в интересах Солдатова А.Г. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что предоставление жилья Солдатову А.Г. нарушит права третьих лиц, суд находит не состоятельными поскольку истцом вопрос о внеочередном порядке предоставления жилья не ставится. Вместе с тем, право гражданина закрепленное в нормах ЖК РФ, не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспеченности жильем других очередников, от времени постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, финансирования и тем более от даты включения в список внеочередников.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Зеленчукского района к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР в интересах Солдатов Алексея Григорьевича о предоставлении жилья – удовлетворить.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений КЧР предоставить Солдатову Алексею Григорьевичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам общей площадью не менее 28 кв.м в ст. Зеленчукской Зеленчукского района.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 12.03.2018 года.
Судья Р.М. Джанибеков