Гр.дело №2-1152/14г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2014 года г.Можайск
Судья Можайского городского суда Московской области Хлюстов В.В.,
с участием представителя заинтересованного лица, ФИО4,
при секретаре Синицыне И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления (заинтересованные лица – Администрация <адрес> муниципального района, Администрация сельского поселения <адрес>), -
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным заявлением, обосновывая свои требования тем, что в 2010 году она обратилась в администрацию <адрес> муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в <адрес> для строительства гаража и получила положительное решение, а в 2012 году обратилась в тот же орган местного самоуправления с заявлением об оформлении прав на участок, по которому ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о возможности предоставления участка с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, после проведения которого (согласования) заявительница подала заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, для разрешения которого ей было предложено согласовать акт выбора земельного участка с администрацией <адрес> сельского округа по месту расположения участка. Однако, сообщением администрации с/п <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании акта выбора земельного участка ей было отказано, тогда как решения администрации <адрес> муниципального района о предоставлении ей земельного участка до сих пор не принято, в связи с чем, ФИО1 просит суд признать бездействие администрации <адрес> муниципального района по вопросу предоставления ей земельного участка площадью 47,36 кв.м категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для строительства гаража, расположенного по адресу: <адрес>, и отказ Администрации сельского поселения <адрес> в согласовании акта выбора указанного земельного участка – незаконными, и обязать Администрацию <адрес> муниципального района и Администрацию сельского поселения <адрес> обязанностей устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав на предоставление указанного земельного участка в аренду на 49 лет.
Заявитель, ФИО1, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица – Администрации <адрес> муниципального района, ФИО4, в судебном заседании требования ФИО1 не признала, полагая их необоснованными, просила суд применить к ним последствия пропуска срока на обращение в суд.
Заинтересованное лицо – Администрация с/<адрес>, в адресованном суду заявлении просило о рассмотрении данного дела в отсутствие своего представителя.
Суд считает, заявление не подлежит удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства из пояснений лиц, участвующих в деле, и материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала в администрацию Можайского муниципального района заявление о предоставлении ей в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 47,36 кв.м. для строительства гаража в <адрес>, по которому комиссией администрации <адрес> муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории <адрес> муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <адрес> муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена, а также по решению иных вопросов в сфере земельных отношений ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о возможности предоставления испрашиваемого участка в аренду с условием предварительного согласования места размещения объекта с целью обеспечения выбора земельного участка для строительства (л.д.5). Во исполнение данного решения земельной комиссии ФИО1 было выполнено согласование акта выбора земельного участка с начальником <адрес> РЭС ЗЭС филиала ОАО «ФИО7», начальником ЛТУ № <адрес>, директором филиала ГУП МО «ФИО8» «ФИО9» и уполномоченным представителем Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО (л.д.6-11, 13-14).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.15, 12), для разрешения которого ФИО1 администрацией <адрес> муниципального района было указано на необходимость осуществления выезда для непосредственного обследования земельного участка с согласованием времени и даты такого выезда, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№, направленным в тот же день в адрес ФИО1
Как пояснил в судебном заседании представитель администрации <адрес> муниципального района ФИО4, заявительница, ФИО1, согласовывать дату и время выезда представителей администрации для натурного обследования испрашиваемого земельного участка не представилось возможным, ввиду невозможности связи с ФИО1 и определения точного местоположения участка на местности.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с заявлением в администрацию с/п <адрес> о согласовании акта выбора испрашиваемого земельного участка для строительства гаража (л.д.16).
Сообщением главы с/п <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 в согласовании акта выбора земельного участка отказано, со ссылкой на то, что документы территориального планирования по <адрес> которыми определялись бы зоны возможного гаражного строительства, не утверждены, а в непосредственной близости от испрашиваемого участка проходит трасса проектируемого газопровода и проложен высоковольтный электрический кабель (л.д.17).
В силу положений п.п.1, 4, 7, 9 и 11 ст.30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется исключительно после: проведения работ по формированию земельного участка, включающих в себя выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка; определения разрешенного использования земельного участка; определения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Решение органа местного самоуправления, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для, в частности, заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п.п.1-3, 5-9 ст.31 ЗК РФ, гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю органом местного самоуправления. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Согласно положениям п.3.1 Порядка подготовки акта о выборе земельных участков для строительства, находящихся в муниципального собственности <адрес> муниципального района или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением главы <адрес> муниципального района от.02.02.2011г. №70-П, согласование акта о выборе земельного участка для строительства проводится с главой городского (сельского) поселения, который вправе направить свои предложения относительно выбора земельного участка в адрес администрации <адрес> муниципального района.
Представитель заинтересованного лица – администрации с/п <адрес>, ФИО5, участвуя в предыдущем судебном заседании пояснил, что карта функциональных зон сельского поселения Порецкое в настоящее время не утверждена, но в месте расположения испрашиваемого заявительницей земельного участка гаражное строительство не планируется, что и послужило основанием для отказа главой с/п <адрес> в согласовании акта выбора земельного участка.
Учитывая изложенное, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, суд не усматривает существенных нарушений действующего законодательства при рассмотрении заявлений ФИО1 и согласовании акта выбора испрашиваемого ею земельного участка.
Рассматривая же требования истца о признании за ним права нм заключение договора аренды спорного земельного участка и возложении на ответчика обязанности по предоставлению участка и заключению договора аренды, суд полагает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, т.к. требований о признании незаконными отказа в размещении объекта или отказа в предоставлении земельного участка для строительства ФИО6 не заявлено, тогда как для предоставления земельного участка в аренду необходимо соблюдение предусмотренного земельным законодательством порядка, в частности, проведения работ по формированию земельного участка и проведения торгов.
В соответствии с п.п.1 и 3 ст.38 ЗК РФ, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Учитывая изложенное, суд считает требования истца о признании за ним права на приобретение в аренду спорного земельного участка с возложением на ответчика обязанности предоставить ему данный участок в аренду без проведения торгов – необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В силу положений ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В пункте 24 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что исходя из положений статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями на действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (определения от 21.04.2005г. №191-О, от 25.12.2008г. №990-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №215-О-О).
В судебном заседании заявительница, ФИО1, пояснила, что об оспариваемом ею отказе администрации с/п Порецкое в согласовании местоположения испрашиваемого земельного участка ей стало известно в январе 2014 года.
Из исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что администрацией <адрес> муниципального района в сентябре 2013 года заявительнице предлагалось согласовать дату и время комиссионного обследования испрашиваемого земельного участка в натуре, с указанием на возвращение администрации к рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка после такого согласования.
Таким образом, заявителю ФИО1 стало известно о начале бездействия администрации <адрес> муниципального района по рассмотрению ее заявления о предоставлении земельного участка в аренду в сентябре 2013 года, а об оспариваемом ею отказе администрации с/п <адрес> в согласовании акта выбора земельного участка – в январе 2014 года.
Учитывая изложенное, принимая во внимание непредставление заявительницей доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствовавших ее обращению в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации <адрес> муниципального района, а также об оспаривании решения администрации с/п <адрес> в установленный процессуальным законом 3-месячный срок, истекший, соответственно, в октябре 2013 года и в апреле 2014 года, суд считает срок обращения в суд, установленный ст.256 ГПК РФ, пропущенным ФИО1 без уважительных причин.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, 258 ГПК РФ, с у д ь я
р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> муниципального района по вопросу предоставления ей земельного участка площадью 47,36 кв.м категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – для строительства гаража, расположенного по адресу: <адрес>, признании незаконным отказа Администрации сельского поселения <адрес> в согласовании акта выбора указанного земельного участка, а также в возложении на Администрацию <адрес> муниципального района и Администрацию сельского поселения <адрес> обязанностей устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав на предоставление указанного земельного участка в аренду на 49 лет – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья В.В.Хлюстов