63RS0039-01-2021-003329-33
2а-2607/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 июля 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2607/2021 по административному исковому заявлению Денисова Вячеслава Петровича, Валиахметовой Светланы Викторовны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
Денисов В.П., Валиахметова С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административным истцам на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №:733 площадью 353 кв.м с видом разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>. К данному земельному участку прилегает используемый ими земельный участок площадью 91 кв.м. Административные истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением, в котором просили заключить с ними соглашение о перераспределении земельного участка площадью 91 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка площадью 353 кв.м с кадастровым номером №:733, находящегося в общей совместной собственности, образовав земельный участок площадью 444 кв.м. К заявлению истцами приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная 22.01.2021 ООО «Волжские зори», и постановление Администрации г.о. Самара от 24.12.2019 № 1021 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в городском округе Самара». Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 02.03.2021 № РД-272 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано по причине того, что образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-3 и использование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не соответствует разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
С указанным распоряжением заявители не согласны, полагают его незаконным и нарушающим их права и законные интересы, поскольку административными истцами получено разрешение на условно разрешенный вид использования основного и испрашиваемого земельных участков, сведения об условно разрешенном виде использования земельного участка «под индивидуальное жилищное строительство» внесены в ЕГРН, следовательно, использование образуемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства соответствует Правилам застройки и землепользования в г. Самаре.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просят признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 02.03.2021 № РД-272 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав административных истцов, приняв решение по их заявлению о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в общей совместной собственности.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Мартынова Е.В. требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Беришвили В.Р. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо Администрация г.о. Самара представителя в судебное заседание не направила, о слушании дела надлежаще извещена.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что административным истцам на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №:733 площадью 353 кв.м с видом разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 24.12.2019 № 1021 Денисову В.П. предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка площадью 444 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство.
Административные истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении принадлежащего им земельного участка площадью 353 кв.м с кадастровым номером 63:01:0912001:733 и смежного земельного участка площадью 91 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленной 22.01.2021 ООО «Волжские зори».
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 02.03.2021 № РД-272 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подп. 11 п. 9 ст.39.29, подп.3 п.16 ст.11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ по причине того, что образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-3 и использование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не соответствует разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне.
Подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ.
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Согласно статьям 7 и 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В силу статей 1, 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки и определяют виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства в соответствующей территориальной зоне.
В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, образуемый земельный участок площадью 444 кв.м расположен в территориальной зоне Ц-3 – общественно-деловая зона районного значения по Карте правового зонирования Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (в редакции Решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 N 45).
Индивидуальное жилищное строительство не относится к основным, вспомогательным и условно разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне (ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара).
Учитывая данные обстоятельства, Департаментом правомерно отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, так как образование испрашиваемого земельного участка с видом разрешенного использования, не соответствующим градостроительному регламенту, является нарушением основополагающего принципа земельного законодательства.
То обстоятельство, что истцам ранее было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, не является основанием для признания распоряжения незаконным, так как после предоставления указанного разрешения территориальное зонирование изменилось и при формировании земельного участка административный ответчик обязан руководствоваться действующими документами градостроительного зонирования.
В установленном порядке Правила землепользования и застройки городского округа Самара в части территориальной зоны испрашиваемого земельного участка недействительными не признаны.
Административные истцы не лишены права оспаривать в установленном порядке градостроительную документацию, а также в соответствии с п.2 ч.2, п.5 ч.3 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ имеют возможность инициировать процедуру внесения изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Самара.
Поскольку оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным не имеется, требование о возложении на ответчика обязанности принять решение по заявлению о перераспределении земельных участков удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Денисова Вячеслава Петровича, Валиахметовой Светланы Викторовны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2021.