Судья Торбик А.В. Дело № 33а-4978/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И. И.,
судей Вердияна Г.В., Цыцаркиной С. И.,
при ведении протокола помощником судьи Саяновым А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2021 года апелляционную жалобу администрации городского округа Щелково Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 13 июля 2020 года по административному делу по административному иску А.дровой А. В. к администрации городского округа Щелково Московской области о признании незаконным решения,
заслушав доклад судьи Вердияна Г. В., объяснения представителя администрации Щелковского городского округа Московской области Мясовой С. А.,
у с т а н о в и л а:
А.дрова А. В. (далее также административный истец) обратилась в суд с административным иском к администрации городского округа Щелково Московской области (далее также административный ответчик или Администрация) и просила:
- признать недействительным решение Администрации от 25 февраля 2020 года об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов»;
- обязать Администрацию предоставить ей земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с п.п.1 п.5 ст.39.18 ЗК РФ;
- взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 13 июля 2020 года административный иск А.дровой А. В. удовлетворен.
Признано незаконным решение администрации городского округа Щелково от 25 февраля 2020 года № <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов».
На администрацию городского округа Щелково Московской области возложена обязать предоставить А.дровой А. В. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: Российская Федерация, <данные изъяты>, в соответствии с п.п.1 п.5 ст.39.18 Земельного кодекса РФ.
С администрации городского округа Щелково Московской области в пользу А.дровой А. В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
На решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, где указывается на неправильность применения судом норм материального права к возникшим правоотношениям, что повлекло к принятию неправосудного решения, которое просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного административного иска.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 7 июня 2019 года А.дрова А. В. обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена в аренду без проведения торгов» по вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2825 кв. м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <данные изъяты>, <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено право граждан, организаций, иных лица на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьёй 2 Закона Московской области от 5 ноября 2019 года №222/2019-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений» (далее – Закон Московской области от 5 ноября 2019 года № 222/2019-03) органы местного самоуправления городских округов Московской области наделены государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Московской области от 5 ноября 2019 года № 222/2019-03 органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
Частью 2 статьи 3 Закона Московской области от 5 ноября 2019 года № 222/2019-03 установлено, что органы местного самоуправления обязаны при реализации полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее по тексту - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Положениями пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ определено, что в извещении указываются:
информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
адрес или иное описание местоположения земельного участка;
кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект;
адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Устава городского округа Щёлково Московской области извещение о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2825 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, опубликовано Администрацией в общественно-политической газете городского округа Щёлково «Время» № 26 (14622) от 6 июля 2019 (номер извещения в газете 16-2019).
Также извещение было размещено 5 июля 2019 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов по адресу: ttps://torgi.gov.ru (номер извещения 050719/0112994/01 ЛОТ №9), а июля 2019 года извещение № 16 опубликовано на официальном сайте Администрации городского округа Щёлково по адресу: http://shhyolkovo.ru/shchelkovskiy-rayon/arenda-i-prodazha/.
Таким образом, Администрация обеспечила опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18. ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могли подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Как установлено пунктом 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
Согласно пункту 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом установлено, что помимо заявления А.дровой А. В. 31 июля 2019 года в Администрацию поступило заявление от Щукина А. Ю. о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Руководствуясь подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11, пункта 7 статьи 39.18. ЗК РФ Администрация 16 августа 2019 года приняла решение от № Р001-7789589866-25060588 об отказе А.дровой А. В. в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов в связи с тем, что поступили заявления от граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.
3 декабря 2019 года в Администрацию поступило заявление от Щукина А. Ю. об отзыве своего заявления от 31 июля 2019 года и об отказе на участие в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>
16 декабря 2019 года А.дрова А. В. повторно обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена» от по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2825 кв.м. по указанному адресу для индивидуального жилищного строительства.
Документы по обращению А.дровой А. В. Администрация направила на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Межведомственной комиссии по вопросам земельноимущественных отношений в Московской области от 21 февраля 2020 года (п. 41 Протокола № 32-0) отказано в согласовании государственной услуги по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 50:14:0020315:1695 в аренду без проведения торгов А.дровой А.В. в связи с тем, что нарушена процедура предоставления земельного участка, предусмотренная статьёй 39.18. ЗК РФ.
25 февраля 2019 года Администрация городского округа Щёлково приняла решение от № Р001-7773060010-31909342 об отказе в предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов А.дровой А.В., в связи с тем, что нарушена процедура предоставления земельного участка, предусмотренная ст. 39.18. ЗК РФ, по основанию поступления заявлений от иных лиц на получение земельного участка.
Удовлетворяя заявленный административный иск и признавая незаконным указанное решение Администрации, суд исходил из того, что при принятии решения об отказе А.дровой А.В. в предоставлении государственной услуги, административным ответчиком указаны основания, наличие которых не подтверждено.
С таким выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку, исходя из собранных по делу доказательств, со всей очевидностью усматривается нарушение приведенных требований земельного законодательства относительно проведения процедуры государственной услуги по предоставлению земельного участка.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела. Выводы суда основаны на оценке совокупности собранных по делу доказательств, которые отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, к возникшим правоотношениям в приведенной части применены соответствующие нормы права. Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта, судом также не допущено. В связи с этим судебная коллегия находит, что решение суда в части признания решения Администрации от 25 февраля 2020 года подлежит оставлению без изменения.
Правильным, соответствующим положениям статьи 111 КАС РФ является решение суда в части взыскания с Администрации государственной пошлины в пользу административного истца, в связи с чем также подлежит оставлению без изменения.
Вместе с этим, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения на Администрацию обязанности предоставить Александровой А. А. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> для индивидуального жилищного строительства. Судебная коллегия считает, что в этой части решение подлежит отмене с принятием нового решения, которым возложить на администрацию городского округа Щелково Московской области обязанность повторно начать процедуру предоставления А.дровой А. В. в аренду указанного земельного участка, что более отвечает требованиям положений пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Щелковского городского суда Московской области от 13 июля 2020 года в части возложения обязанности на администрацию городского округа Щёлково Московской области предоставить А.дровой А. В. земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ отменить. В этой части принять новое решение, которым возложить на администрацию городского округа Щелково Московской области обязанность повторно начать процедуру предоставления А.дровой А. В. в аренду указанного земельного участка
В остальной части решение суда отставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Щелково Московской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи