Дело № 2-20/2019 года
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации
( мотивированная часть)
15 января 2019 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шороховой Н.В.,
при секретаре Матвеевой И.А.,
с участием истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткина А.Н.,
представителя ответчика учреждения - Администрации г. Райчихинска Амурской области на основании доверенности Парфенюк Л.В. Щуковской Т.В
представителя 3-его лица на стороне ответчика Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области Чертова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Райчихинска Амурской области, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области, к органу местного самоуправления в лице учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности по оборудованию муниципальных котельных приборами учета тепловой энергии,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор г. Райчихинска Амурской области, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области, обратился в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к органу местного самоуправления в лице учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности по оборудованию муниципальных котельных приборами учета тепловой энергии, указав в его обоснование, что прокуратурой г. Райчихинска Амурской области проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере ЖКХ на территории г. Райчихинска Амурской области, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления - администрацией г. Райчихинска Амурской области допущено нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации теплоснабжения населения, ненадлежащим образом организовано решение вопросов местного значения в сфере организации теплоснабжения в границах городского округа города Райчихинска Амурской области: муниципальные котельные г. Райчихинска Амурской области не оснащены приборами учета тепловой энергии в целях расчета и обеспечения энергоэффективности и энергосбережения. Приборами учета тепловой энергии не оборудованы одиннадцать муниципальных котельных, теплоснабжающих население и организации г. Райчихинска Амурской области.
По информации Администрации г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ за №, сведения о том, что на указанных 11-ти муниципальных котельных необходимо уставить приборы учета тепловой энергии ежегодно направляются в Министерство ЖКХ Амурской области. Последний раз информация направлялась в Министерство ДД.ММ.ГГГГ за №, на основании протокола видеосовещания Министерства ЖКХ Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой установлено, что до настоящего времени вопрос по установке в муниципальных котельных приборов учета положительно не решен, муниципальные программы по оборудованию котельных приборами учета не принимались, муниципальные контракты органом местного самоуправления на оказание этих услуг и выполнение работ не заключались.
Неисполнение Администрацией г. Райчихинска Амурской области обязательств по оборудованию муниципальных котельных г. Райчихинска Амурской области приборами учета тепловой энергии влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на надлежащее решение вопросов местного значения в сфере организации теплоснабжения, а также на обеспечение энергоэффективности и энергосбережения при получении услуг по теплоснабжению. Из-за отсутствия приборов учета тепловой энергии на котельных невозможна надлежащая и точная организация учета тепловой энергии от муниципальных котельных и обеспечение энергоэффективности и энергосбережения тепловой энергии на территории муниципального образования и снижение затрат на производство тепловой энергии, получение полезного эффекта и снижения расходов на оплату за теплоснабжение. Отсутствие приборов учета теплоснабжения в котельных может повлечь невозможность получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному сезону по Приказу Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, просил суд обязать ответчика учреждение - Администрацию г. Райчихинска Амурской области оборудовать приборами учета тепловой энергии муниципальные котельные г. Райчихинска Амурской области: 1) котельную <адрес>; 2) котельную <адрес>; 3) котельную <адрес>; 4) котельную <адрес> Б; 5) котельную <адрес>, без номера; 6) котельную <адрес>; 7) котельную <адрес>, без номера; 8) котельную <адрес>, без номера; 9) котельную <адрес>, без номера; 10) котельную <адрес>; 11) котельную <адрес>, без номера, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец помощник прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткин А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика учреждения - Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Парфенюк Л.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что обязанность установки приборов учёта тепловой энергии возложена на: владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей; застройщика во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах; потребителей, не имеющих приборов учета. Орган местного самоуправления самостоятельно не обеспечивает энергосбережение и повышение энергетической эффективности теплоснабжения и потребление тепловой энергией. Муниципальные котельные, как источники тепловой энергии, введены в эксплуатацию в период с 1951 года по 2000 год, на момент принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уже эксплуатировались и были переданы ресурсоснабжающей организации на правах владения и пользования по договору аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по теплоснабжению. На данный момент времени, согласно заключенного ДД.ММ.ГГГГ концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства муниципального образования городской округ город Райчихинск, ресурсоснабжающей организацией определено ООО «Тепловодоканал».Считает, что иск прокурора г. Райчихинска Амурской области является незаконным и удовлетворению не подлежит, в связи с тем, что надлежащим ответчиком является ООО «Тепловодоканал», ресурсоснабжающая организация, эксплуатирующая источники тепловой энергии на правах владения.
Представитель ответчика учреждения - Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Щуковская Т.В. исковые требования не признала, в обоснование привела доводы аналогичные доводам представителя Парфенюк Л.В.
Представитель 3-его лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области, Чертов Д.Н. полагал необходимыми в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать. В обоснован6ие привел доводы изложенные представителем ответчика Парфенюк Л.В., полагает, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «Тепловодоканал»,
Представители 3-их лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Амурская угольная компания», Министерства ЖКХ Амурской области, ООО «Тепловодоканал» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще, письменных отзывов на иск не представили, не просили о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного разбирательства по уважительной причине.
Судом, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определено рассмотреть дело в отсутствии представителей третьих лиц.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По мнению суда, обращение прокурора в интересах неопределенного круга лиц по данному делу соответствует требованиям закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов является принципом организации отношений в сфере теплоснабжения.
Пунктом 13 ст. 2 указанного нормативно-правового акта определено: коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
В силу ч. 5 вышеназванной статьи проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 261-ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
До ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 4 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федераций.
Как следует из материалов дела, ответчик учреждение – Администрация городского округа города Райчихинска Амурской области является органом местного самоуправления, в ведении которой находятся вопросы местного значения, в том числе владение, распоряжение, пользование имуществом в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, что следует из Устава городского округа города Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений).
Здания котельных г. Райчихинска Амурской области по следующим адресам : <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, без номера; <адрес>; <адрес>, без номера; <адрес>, без номера; <адрес>, без номера; <адрес>; <адрес>, без номера, наряду с иным имуществом, являются собственностью муниципального образования – городского округа города Райчихинска Амурской области, что подтверждается реестром недвижимого имущества муниципальной собственности г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из ЕГРН Управления Росреестра по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что вышеуказанные муниципальные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии, технически не исключают возможность их установки, что подтверждается материалами прокурорской проверки: письмом-поручением Прокуратуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № о контроле за решением вопроса установки в котельных приборов учета, требованием Прокуратуры г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № о направлении сведений о котельных, оборудованных приборами учета тепловой энергии, письмом управления ЖКХ, градостроительства и дорожной деятельности Администрации г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № о направлении в Министерство ЖКХ Амурской области сведений о котельных для решения вопроса об установке приборов учета, аналогичным письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, информацией о котельных, не имеющих приборов учета тепловой энергии, паспортами готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ, техническими паспортами котельных с указанием их технических характеристик.
Из пояснений истца помощника прокурора г. Райчихинска Амурской области Порваткина А.Н. следует, что непринятием собственником муниципального имущества мер по оснащению муниципальных котельных приборами учета тепловой энергии в целях обеспечения снижения энергозатратности объектов теплоснабжения, непосредственного учета тепловой энергии влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области на качественное получение услуг теплоснабжения в ходе установленного ответчиком отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается распоряжением Администрации г. Райчихинска Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому начало отопительного сезона установлено с ДД.ММ.ГГГГ, материалами прокурорской проверки.
В судебном заседании установлено, что объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе котельные по указанным адресам, а также иные, передавались в эксплуатацию по актам приема-передачи муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ в пользование Обществу с ограниченной ответственностью «Амурская угольная компания», в связи с заключением договора аренды №, который неоднократно продлялся дополнительными соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области, распорядителем муниципального имущества, с ООО «Тепловодоканал» заключено концессионное соглашение №, по которому данная организация-концессионер обязалась обеспечить реконструкцию недвижимого имущества, осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, объектом соглашения является комплекс объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе муниципальные котельные. Концедент обязался предоставить Концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 3-х лет. Концессионное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Амурской области ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальное имущество – объект концессионного соглашения, передано ООО «Тепловодоканал» по акту приема-передачи№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на основании данного концессионного соглашения система коммунальной инфраструктуры городского округа города Райчихинска Амурской области переданы ООО «Тепловодоканал», что не оспаривалось сторонами, подтверждено материалами дела.
В соответствии с п. 4.1, 4.2 концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, концессионер обязан реконструировать объект соглашения в объемах, на условиях и в сроки, предусмотренные соглашением, за счет средств на реконструкцию и (или) модернизацию объекта соглашения.
Вместе с тем, в концессионном соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ, приложениях к нему отсутствуют соглашения (обязательства) ООО «Тепловодоканал» произвести мероприятия, направленные на оборудование муниципальных котельных городского округа города Райчихинска Амурской области приборами учета тепловой энергии. Материалы гражданского дела обратных доказательств не содержат, ответчиком указанные доказательства, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлены.
При указанных обстоятельствах, судом установлено, что ответчиком, как собственником муниципального имущества, не приняты меры по оборудованию муниципальных котельных приборами учета тепловой энергии, в связи с чем исковые требования прокурора г. Райчихинска Амурской области подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, доводы представителя ответчика учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области по доверенности Парфенюк Л.В. о том, что приборы учета не устанавливают в отопительный сезон, так как для этого необходимо отключить подачу тепловой энергии, что приведет к созданию чрезвычайной ситуации для неопределенного круга лиц - жителей города Райчихинска и городского округа города Райчихинска, так придется отключить от источника теплоснабжения все социально значимые объекты города, заслуживают внимания, в связи с чем, по мнению суда, обязанность по оборудованию муниципальных котельных приборами учета тепловой энергии должна быть исполнена ответчиком по окончании отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ.
Иные доводы ответчика суд считает необоснованными, направленными на переоценку установленных в судебном заседании обстоятельств и добытых доказательств.
С учетом изложенного, требований действующего законодательства Российской Федерации, заявленные прокурором г. Райчихинска Амурской области, действующим в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области, исковые требования к органу местного самоуправления в лице учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности по оборудованию муниципальных котельных приборами учета тепловой энергии следует удовлетворить полностью.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
удовлетворить заявленные прокурором г. Райчихинска Амурской области, действующим в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц – жителей г. Райчихинска Амурской области, исковые требования к органу местного самоуправления в лице учреждения – Администрации г. Райчихинска Амурской области о возложении обязанности по оборудованию муниципальных котельных приборами учета тепловой энергии.
Обязать учреждение - Администрацию <адрес> оборудовать приборами учета тепловой энергии муниципальные котельные г. Райчихинска Амурской области: 1) котельную «<адрес>; 2) котельную <адрес>; 3) котельную <адрес>; 4) котельную <адрес> Б; 5) котельную <адрес>, без номера; 6) котельную <адрес>; 7) котельную <адрес>, без номера; 8) котельную «<адрес>, без номера; 9) котельную <адрес>, без номера; 10) котельную <адрес>; 11) котельную <адрес>, без номера, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения, т-.е. начиная с 16 января 2019 года.
Судья Райчихинского
городского суда Н.В. Шорохова