РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2014 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Худяковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2472/14 по заявлению Л. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Л. обратилась в суд с заявлением о кадастровом учете изменений объектов недвижимого имущества, указав, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный на земельном участке площадью *** кв.м. по адресу: адрес. Указанный земельный участок состоит из 3 земельных участков площадью *** кв.м.; *** кв.м.; *** кв.м., которые были сформированы на основании Постановления Главы г.о.Самары №... от дата и поставлены на кадастровый учет. Заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность и об объединении указанных участков. До настоящего времени заявление об объединении земельных участков не рассмотрено, ответ заявителю не направлен. Просит принять решение об учете изменений объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, путем объединения земельных участков: кадастровый номер №... площадью *** кв.м., кадастровый номер №... площадью *** кв.м., кадастровый номер №... площадью *** кв.м. и образовании земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес
В ходе рассмотрения требований представитель заявителя, действующий на основании доверенности О. уточнил заявленные требования, просил признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области в рассмотрении заявления от дата о подготовке приказа для внесения изменений в сведения ГКН об образовании земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес – незаконным и обязать Министерство провести работу по заявлению и принять решение.
В судебном заседании представитель заявителя О. поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Х., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, поскольку считает, что рассмотрение заявления об объединении земельных участков возможно только совместно с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКР Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, о дате извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, полагает, что требования Л. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Таким образом, несмотря на то, что заявителем подано в суд исковое заявление, по существу в нем заявлены требования, вытекающие из обжалования действий (бездействия) Министерства, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.
В судебном заседании установлено, что Лёвиной Л. принадлежит на праве собственности жилой дом площадью *** кв.м. по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Постановлением Главы города Самары №... от дата «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в собственность и в аренду Л. земельного участка, занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком в адрес» утвержден проект границ земельного участка и предоставлен Л. в собственность и в аренду сроком на *** года земельный участок общей площадью *** кв.м., в том числе: в собственность за выкуп площадью *** кв.м.; в аренду без права выкупа в собственность площадью *** кв.м.; в аренду с правом выкупа в собственность площадь *** кв.м.
Указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров, изготовлены кадастровые паспорта от дата
дата представитель Л. обратился в Министерство с заявлением, в котором просил подготовить и выдать приказ для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: адрес, в части объединения земельных участков с образованием земельного участка площадью *** кв.м.
дата представитель Л. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: адрес
В этот же день, дата Л. обратилась с заявлением в адрес Министра имущественных отношений Самарской области с заявлением, в котором указала, что заявление об объединении земельных участков не рассмотрено, приказ не подготовлен.
дата Министерство направило Лёвиной М.Н. письмо «О возврате документов», указав, что не представлен кадастровый паспорт земельного участка и копии представленных документов не заверены, разъяснив возможность повторного обращения в Министерство с аналогичным заявлением.
На заявление от дата до настоящего времени ответ не дан.
В соответствии со ст.214 ГК РФ земельные участки, не предоставленные в частную собственность, являются государственной собственностью.
Статьей 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007г. №221-ФЗ определен круг лиц, которые могут обратиться с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Статье 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007г. №221-ФЗ установлено, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Таким образом, внести изменения в кадастровый учет для объединения земельных участков возможно на основании заявления Министерства.
Заявитель обратилась в Министерство с соответствующим заявлением, однако на протяжении 15 месяцев ответ на заявление не получила.
Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии со ст.2 закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статьй 5 закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.9 указанного закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ст.10 закона государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;
запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц,
дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В соответствии со ст.12 закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Довод представителя Министерства о том, что заявление может быть рассмотрено только совместно с заявлением о предоставлении земельного участка не может служить основанием для освобождения Министерства от возложенной на него законом обязанности по своевременному рассмотрению заявлений, тем более, что в период с дата по дата на рассмотрении в Министерстве находилось заявление Л. о предоставлении земельного участка.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения заявления суду не было представлено доказательств, подтверждающих, что заявление было рассмотрено.
Требование заявителя о принятии решения об учете изменений объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, путем объединения земельных участков: кадастровый номер №... площадью *** кв.м., кадастровый номер №... площадью *** кв.м., кадастровый номер №... площадью *** кв.м. и образовании земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес удовлетворению не подлежит, поскольку суд при рассмотрении заявления о признании незаконным бездействия Министерства не может упреждать существо принятого им решения.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с изложенным, суд считает, что следует признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не рассмотрении в предусмотренные сроки заявления Лёвиной М.Н. об объединении земельных участков и обязать Министерство рассмотреть заявление по существу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Лёвиной Л. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании бездействия незаконным удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по вопросу рассмотрения заявления Лёвиной Л. от дата о подготовке и выдаче приказа для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: адрес.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть по существу заявление Лёвиной Л. от дата о подготовке и выдаче приказа для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: адрес.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято 09.06.2014г.
Судья /подпись/ Т.А. Орлова
Копия верна
Судья
Секретарь