Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2472/2014 ~ М-1921/2014 от 11.04.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июня 2014 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи     Орловой Т.А.,

при секретаре судебного заседания     Худяковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2472/14 по заявлению Л. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Л. обратилась в суд с заявлением о кадастровом учете изменений объектов недвижимого имущества, указав, что ей на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный на земельном участке площадью *** кв.м. по адресу: адрес. Указанный земельный участок состоит из 3 земельных участков площадью *** кв.м.; *** кв.м.; *** кв.м., которые были сформированы на основании Постановления Главы г.о.Самары №... от дата и поставлены на кадастровый учет. Заявитель обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность и об объединении указанных участков. До настоящего времени заявление об объединении земельных участков не рассмотрено, ответ заявителю не направлен. Просит принять решение об учете изменений объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, путем объединения земельных участков: кадастровый номер №... площадью *** кв.м., кадастровый номер №... площадью *** кв.м., кадастровый номер №... площадью *** кв.м. и образовании земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес

В ходе рассмотрения требований представитель заявителя, действующий на основании доверенности О. уточнил заявленные требования, просил признать бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области в рассмотрении заявления от дата о подготовке приказа для внесения изменений в сведения ГКН об образовании земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес – незаконным и обязать Министерство провести работу по заявлению и принять решение.

В судебном заседании представитель заявителя О. поддержал заявленные требования.

В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Х., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, поскольку считает, что рассмотрение заявления об объединении земельных участков возможно только совместно с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность.

Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКР Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, о дате извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, полагает, что требования Л. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Таким образом, несмотря на то, что заявителем подано в суд исковое заявление, по существу в нем заявлены требования, вытекающие из обжалования действий (бездействия) Министерства, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.

В соответствии с п.2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.

В судебном заседании установлено, что Лёвиной Л. принадлежит на праве собственности жилой дом площадью *** кв.м. по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Постановлением Главы города Самары №... от дата «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в собственность и в аренду Л. земельного участка, занимаемого индивидуальным жилым домом с приусадебным участком в адрес» утвержден проект границ земельного участка и предоставлен Л. в собственность и в аренду сроком на *** года земельный участок общей площадью *** кв.м., в том числе: в собственность за выкуп площадью *** кв.м.; в аренду без права выкупа в собственность площадью *** кв.м.; в аренду с правом выкупа в собственность площадь *** кв.м.

Указанные земельные участки были поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров, изготовлены кадастровые паспорта от дата

дата представитель Л. обратился в Министерство с заявлением, в котором просил подготовить и выдать приказ для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: адрес, в части объединения земельных участков с образованием земельного участка площадью *** кв.м.

дата представитель Л. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: адрес

В этот же день, дата Л. обратилась с заявлением в адрес Министра имущественных отношений Самарской области с заявлением, в котором указала, что заявление об объединении земельных участков не рассмотрено, приказ не подготовлен.

дата Министерство направило Лёвиной М.Н. письмо «О возврате документов», указав, что не представлен кадастровый паспорт земельного участка и копии представленных документов не заверены, разъяснив возможность повторного обращения в Министерство с аналогичным заявлением.

На заявление от дата до настоящего времени ответ не дан.

В соответствии со ст.214 ГК РФ земельные участки, не предоставленные в частную собственность, являются государственной собственностью.

Статьей 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007г. №221-ФЗ определен круг лиц, которые могут обратиться с заявлением о кадастровом учете изменений объекта недвижимости.

Статье 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007г. №221-ФЗ установлено, что никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Таким образом, внести изменения в кадастровый учет для объединения земельных участков возможно на основании заявления Министерства.

Заявитель обратилась в Министерство с соответствующим заявлением, однако на протяжении 15 месяцев ответ на заявление не получила.

Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В соответствии со ст.2 закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Статьй 5 закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.9 указанного закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст.10 закона государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;

запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц,

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст.12 закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Довод представителя Министерства о том, что заявление может быть рассмотрено только совместно с заявлением о предоставлении земельного участка не может служить основанием для освобождения Министерства от возложенной на него законом обязанности по своевременному рассмотрению заявлений, тем более, что в период с дата по дата на рассмотрении в Министерстве находилось заявление Л. о предоставлении земельного участка.

В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В ходе рассмотрения заявления суду не было представлено доказательств, подтверждающих, что заявление было рассмотрено.

Требование заявителя о принятии решения об учете изменений объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности, путем объединения земельных участков: кадастровый номер №... площадью *** кв.м., кадастровый номер №... площадью *** кв.м., кадастровый номер №... площадью *** кв.м. и образовании земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: адрес удовлетворению не подлежит, поскольку суд при рассмотрении заявления о признании незаконным бездействия Министерства не может упреждать существо принятого им решения.

В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с изложенным, суд считает, что следует признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не рассмотрении в предусмотренные сроки заявления Лёвиной М.Н. об объединении земельных участков и обязать Министерство рассмотреть заявление по существу.

    Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Лёвиной Л. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании бездействия незаконным удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по вопросу рассмотрения заявления Лёвиной Л. от дата о подготовке и выдаче приказа для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: адрес.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть по существу заявление Лёвиной Л. от дата о подготовке и выдаче приказа для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: адрес.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.

В окончательном виде решение суда принято 09.06.2014г.

    Судья /подпись/      Т.А. Орлова

Копия верна

Судья

Секретарь

2-2472/2014 ~ М-1921/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Левина М.Н.
Другие
ФКП Росреестра по Самарской области
Министерство имущественных отношений по Самарской облсти
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Орлова Т. А.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
11.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2014Передача материалов судье
14.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.04.2014Предварительное судебное заседание
21.04.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.04.2014Предварительное судебное заседание
28.04.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.05.2014Предварительное судебное заседание
26.05.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.06.2014Предварительное судебное заседание
05.06.2014Судебное заседание
09.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2014Дело оформлено
11.07.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее