№2-1461/2021
УИД №10RS0011-01-2021-000130-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2021 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к ООО «Ладога-Лес» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Истец в лице ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки соблюдения лесного законодательства должностными лицами ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» установлена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора на участке, находящемся в аренде у ООО «Ладога-Лес», в адрес ответчика направлена претензия ДД.ММ.ГГГГ о добровольном устранении в 10-дневный срок указанной несанкционированной свалки, в настоящее время свалка не ликвидирована, сроки исполнения истекли. Исходя из норм лесного, гражданского и земельного законодательства, положений договора аренды, по мнению истца обязанность по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, расположенной на арендованном лесном участке, должна быть возложена на арендатора. Истец просит обязать ООО «Ладога - Лес» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых ходов и мусора, расположенную на землях лесного фонда в квартале 106 выделе 71 Тулокского участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» на площади 0,0012 га (12 кв.м), со средней толщиной слоя мусора 0,4 м., объемом мусора – 4, 8 куб.м, установить срок исполнения один месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Кекшоев А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования поддержал, не возражал, с учетом погодных условий, против ликвидации свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Представитель ответчика ООО «Ладога-Лес» Сабурова Э.Е., действующая по доверенности, в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что согласно разъяснениям Департамента лесного хозяйства по СЗФО исполнение полномочий по ликвидации ТБО осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. В случае удовлетворении иска просила с учетом зимнего времени и невозможности проведения работ предоставить срок исполнения до мая 2021 года.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией РФ в ст.ст.41, 42 и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу п.1 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Согласно ч.ч.2, 3 ст.60.3 Лесного кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах по проведению лесопатологических обследований, предупреждению распространения вредных организмов, иные меры санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607, при использовании лесов, в частности, не допускается: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными идругими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что имеет место захламление бытовыми отходами и мусором участка лесного фонда, арендуемого ООО «Ладога-Лес», неустановленными лицами, в квартале 106 выделе 71 Тулокского участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» на площади 0,0012 га (12 кв.м), со средней толщиной слоя мусора 0,4 м., объемом мусора – 4, 8 куб.м. Должностными лицами ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество», в адрес ответчика направлена претензия от 19.11.2020 о добровольном устранении в 10-дневный срок указанной несанкционированной свалки, в настоящее время свалка не ликвидирована.
Данный участок относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ является федеральной собственностью.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ к обязанностям собственника земельного участка и лица, не являющегося собственником отнесены его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иное негативное воздействие на них.
Положениями ч.ч.2, 3 ст.60.12 Лесного кодекса РФ предусматривается, что установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, меры по охране лесов от загрязнения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию лесоразведения, должны выполняться при использовании лесов, их защите и воспроизводстве. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом «Об охране окружающей среды». При этом невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков (ч.5 ст.60.12 Лесного кодекса РФ).
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.2 ст.24, ч.4 ст.71 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст.616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В силу п.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно п.7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Из системного анализа вышеуказанных норм права следует, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в области лесных отношений при заключении договоров аренды лесного участка вправе возложить мероприятия по защите лесов, в том числе, по очистке лесов от загрязнения и захламления на арендаторов лесных участков, которые, свою очередь, несут ответственность за состояние указанных территорий, в том числе, и за отходы, которые на этих территориях находятся.
Условиями договора аренды лесного участка от 18.12.2007 (в редакции дополнительных соглашений, заключенного с ООО «Ладога-Лес» (арендатор) и распространяющего свое действие на лесной участок, на котором обнаружена свалка, предусмотрено, что арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм, правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора (п.3.4.13 доп.соглашения от 06.06.2012).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, выступая на стороне арендодателя лесного участка, возложило обязанности по проведению мероприятий по защите лесов от загрязнения и захламления, по договору аренды на арендатора лесного участка, таким образом, лицом, ответственным за ликвидацию несанкционированной свалки, в результате действий неустановленных лиц, является ООО «Ладога-Лес».
Ссылка ответчика на разъяснения Департамента лесного хозяйства по СЗФО в силу обозначенных правовых положений не может явиться основанием для возложения установленной обязанности на иное лицо. При этом принимается во внимание, что в силу ч.4 ст.71 Лесного кодекса РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом, так и иными правовыми актами (Постановление Правительства РФ от 20.05.2017 №607 «О Правилах санитарной безопасности в лесах»).
При этом содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Также не имеет правового значения наличие вины ответчика в организации несанкционированных свалок бытовых отходов.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению. Между тем, принимая во внимание размеры свалки, отсутствие в настоящее время угрозы окружающей среде, а также то, что свалка была обнаружена в ДД.ММ.ГГГГ года, в настоящее время ее ликвидация затруднительна из-за времени года и погодных условий (снег) суд полагает необходимым, с учетом заявленного ходатайства и позиции стороны истца, установить срок ликвидации несанкционированной свалки – по ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика ООО «Ладога-Лес» следует взыскать в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 6000 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Обязать ООО «Ладога-Лес» ликвидировать несанкционированную свалку отходов в квартале 106 выделе 71 Тулокского участкового лесничества ГКУ РК «Олонецкое центральное лесничество» на площади 0,0012 га (12 кв.м), со средней толщиной слоя мусора 0,4 м., объемом мусора – 4, 8 куб.м; установить срок исполнения – по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «Ладога-Лес» государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 6000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Н.Л. ЧернобайРешение в окончательной форме принято 26.02.2021.