Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2015 года
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: судьи Емельяненко Л.А., при секретаре Юдиной Ю.В., с участием представителя заявителя Махровой Н.В. (по доверенности), представителя заинтересованного лица мэрии г.о. Тольятти – Двоеглазова С.В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1476/2015 г. по заявлению Шокорева Н.И. об оспаривании отказа в постановке на государственный кадастровый учет,
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель Шокорев Н.И. обратился в суд с заявлением о признании решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области № ... от 13.03.2015 г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным; Обязании Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области осуществить постановку на государственный учет объекта недвижимости - земельный участок, площадью 387 кв.м. с местоположением: ...., с разрешенным использованием: садовые земельные участки», в соответствии с территориальной зоной СХ-1, с фактическим использованием под садоводство.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала, и пояснила суду, что в соответствии с Постановлением Мэрии г.о. Тольятти № ... от 20.08.2014 г. Шокореву Н.И. был предоставлен бесплатно на праве собственности земельный участок с местоположением: .... Земельный участок, входящий в состав земель населенных пунктов, площадью 387 кв.м. с местоположением: ...., с разрешенным использованием: «Садовые земельные участки» в соответствии с территориальной зоной СХ-1, с фактическим использованием «под садоводство». В соответствии с вышеуказанным постановлением заявитель был уполномочен обратиться с заявлением о проведении государственного кадастрового учета земельного участка в орган уполномоченный на осуществление таких действий, после постановки земельного участка зарегистрировать последний в Управлении Росреестра по Самарской области. С целью регистрации прав на земельные участки, принадлежащие заявителю и другим членам СНТ «Озерное» в Филиал ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с приложением необходимых документов обратилась в качестве их представителя председатель СНТ «Озерное» ...
Однако, Решением № ... от 13.03.2015 г. в осуществлении кадастрового учета участка заявителя, а также и других участков отказано со ссылкой на п.2 части 3 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с тем, что размер образуемых земельных участков не соответствует установленным в соответствии с Федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12. 2008 г. № 1059 установлено, что минимальный размер земельного участка с категорией земель населенных пунктов и разрешенным использованием для дальнейшей эксплуатации садоводство и огородничество составляет 450 кв.м. Площадь предоставленного заявителю участка составляет 387 кв.м. Считают, что вышеуказанное решение является незаконным, нарушающим права заявителя на собственность, а также препятствует регистрации данного права в установленном законом порядке. Вышеуказанный земельный участок был предоставлен заявителю бесплатно в собственность мэрией городского округа Тольятти в установленном законом порядке на основании ст.ст. 28,29 Земельного кодекса РФ, ч. 4 ст. 28 ФЗ от 15.04.98 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, ст. 3 закона Самарской области от 04.03.2011 г. № 16-ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» в соответствии с уставом городского округа Тольятти.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещался заблаговременно и надлежащим образом, представил суду телефонограмму, в которой просил суд рассмотреть дело без его участия. Также представил суду отзыв на заявление в котором указал, что 27.02.2015 г. ... обратилась в орган кадастрового учета с заявлением № ... о постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков и представила следующие документы: межевой план от 26.01.2015, подготовленный кадастровым инженером ... в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием четырех земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ...
- Постановление Мэрии г.о. Тольятти от 06.08.2014 № 2811-П/1 «О предоставлении Н.И. Симонову бесплатно на праве собственности земельного участка с местоположением: ....»;
- Постановление от 11.02.2014 № 416-П/1 «О внесении изменений в постановление Мэрии г.о. Тольятти от 19.07.2013 № 2336-п/1 «О предоставлении ... бесплатно на праве собственности земельного участка с местоположением: ....
- Постановление Мэрии г.о. Тольятти от 20.08.2014 № 3107-П/1 «О предоставлении ... бесплатно на праве собственности земельного участка с местоположением: ....»;
- Постановление от 21.10.2014 № 3952-П/1 «О предоставлении ... бесплатно на праве собственности земельного участка с местоположением: ....
- Протокол общего собрания граждан-учредителей садоводческого некоммерческого товарищества «...» от 03.06.2012 № 2;
Свидетельство о праве собственности на землю от 11.06.1992 № 1477, выданное на имя Садоводческого товарищества «...».
По заявлению № ... органом кадастрового учета принято решение от 13.03.2015 № ... на основании п. 2 ч. 3 ст. 27 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с тем, что размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Статьей 68 Правил землепользованиями и застройки г.о. Тольятти Самарской области, утвержденных Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 24.12.2008 № ... установлено, что минимальный размер садовых и огородных земельных участков, расположенных в территориальной зоне СХ-1 составляет 450 кв.м.
Постановлением Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 02.12.2014г. № ..., содержащимся в межевом плане, утверждена схема расположения земельного участка, площадью 426 кв.м., находящегося в территориальной зоне сх-1, с видом разрешенного использования «садовые земельные участки». Между тем, площадь образуемых земельных участков согласно сведениям межевого плана составляет 393 кв.м., 312 кв.м., 336 кв.м., 387 кв.м., что не соответствует вышеуказанному установленному предельному минимальному размеру земельного участка.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 22 Закона о кадастре с заявлением необходимо представление документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя). С заявлением обращается представитель СНТ «...», однако согласно представленному Протоколу №2 общего собрания граждан-учредителей СНТ «...», срок избрания гр. ... как председателя СНТ «...» истек. В связи с чем, заявителю было рекомендовано предоставить межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ.
Представитель заинтересованного лица мэрии г.о Тольятти в судебном заседании заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица СНТ «...» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещался заблаговременно и надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что в силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся государственные бюджетные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (ст. З Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
По смыслу п. 5 ст. 4, п. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в данный орган документов, в том числе и правоустанавливающих документов на объект недвижимости.
Судом установлено, что на основании Постановления мэрии г.о. Тольятти № ... от 20.08.2014 г. Шокореву Н.И. был предоставлен бесплатно на праве собственности земельный участок с местоположением: ..... Земельный участок площадью 387 кв.м. с местоположением: ...., с разрешенным использованием: «Садовые земельные участки» в соответствии с территориальной зоной СХ-1.
Заявитель обратился с заявлением в Управлении Росреестра по Самарской области о постановке на государственный кадастровый учет объект недвижимости указанного земельного участка.
Однако, Решением № ... от 13.03.2015 г. в осуществлении кадастрового учета участка заявителя отказано со ссылкой на п.2 части 3 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с тем, что размер образуемых земельных участков не соответствует установленным в соответствии с Федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12. 2008 г. № 1059 установлено, что минимальный размер земельного участка с категорией земель населенных пунктов и разрешенным использованием для дальнейшей эксплуатации садоводство и огородничество составляет 450 кв.м. Площадь предоставленного заявителю участка составляет 387 кв.м.
Подпунктом 2 п.З ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на земли федеральной собственности, земли субъектов РФ и земли поселений, городских округов, муниципальных районов установлены критерии отнесения земельных участков к собственности конкретного субъекта.
Так, согласно п.З названного Федерального закона к землям муниципальной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и законами субъектов РФ.
Таким образом, земельный участок заявителя является участком, государственная собственность на который не разграничена. В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области при рассмотрении заявления № ... от 27.02.2015г., поданного Шокоревым Н.И., доложен был руководствоваться минимальным размером земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения садоводства установленного законом субъекта РФ.
В соответствии с п.1 ст. 13 Закона Самарской области «О земле» минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для садоводства составляла 0,03 гектара.
При указанных обстоятельствах заявление Шокорева Н.И. подлежит удовлетворению.
Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Шокорева Н.И. – удовлетворить.
Признать решение Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области № ... от 13.03.2015 г. об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета незаконным;
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области осуществить постановку на государственный учет объекта недвижимости - земельный участок, площадью 387 кв.м. с местоположением: ...., с разрешенным использованием: садовые земельные участки», в соответствии с территориальной зоной СХ-1, с фактическим использованием под садоводство.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.А.Емельяненко
Мотивированное решение изготовлено 18.06.2015г.
Судья Л.А. Емельяненко