Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-13981/2017 от 25.04.2017

Судья Павлова И.М.     Дело № 33-13981/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего: Гарновой Л.П.,

судей: Беленкова В.И., Гордиенко Е.С.,

при секретаре: Кротовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 мая 2017 года апелляционную жалобу Алесенко С. А. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 22 февраля 2017 года по делу по иску Алесенко С. А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в аренду без проведения торгов и обязании подготовить постановление и заключить договор аренды,

заслушав доклад судьи Гарновой Л.П., объяснения явившихся лиц,

установила:

    Алесенко С.А. обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в аренду без проведения торгов и обязании подготовить постановление и заключить договор аренды, ссылаясь на то, что в 2012 году в Администрацию Одинцовского муниципального района им было подано заявление с просьбой предоставить в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2013 году, о чем свидетельствует кадастровый паспорт на земельный участок № <данные изъяты> от 10.04.2013 г.

    28.04.2012 г. в официальном издании органа местного самоуправления Одинцовского муниципального района «Вестник Одинцовского муниципального района Московской области» опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка Алесенко С.А.

    В период с 29.04.2012 г. по 28.05.2012 г., заявления третьих лиц о предоставлении испрашиваемого им земельного участка, в Администрацию Одинцовского муниципального района не поступали.

    С учетом не поступления в Администрацию Одинцовского муниципального района заявлений третьих лиц о предоставлении в аренду испрашиваемого им земельного участка, по истечении месяца с момента публикации сообщения о приеме заявлений, необходимость в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка отсутствует.

    Земельный участок площадью 1500+/-27 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства, расположенный в границах <данные изъяты>, подлежит предоставлению ему в аренду сроком на 25 лет.

    06.10.2016 г. он на свое повторное письмо от 23.09.2016 г. получил отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о передаче в аренду без проведения торгов спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, сроком на 25 лет.

    Полагает, что спорные правоотношения сложились до ведения в действие поправок в ст. 39 Земельного кодекса РФ, поэтому его требования подлежат удовлетворению.

    Представитель ответчиков в письменном отзыве просила в иске отказать.

    Решением Одинцовского городского суда от 22 февраля 2017 года в удовлетворении иска отказано.

    В апелляционной жалобе Алесенко С.А. просит решение суда отменить, удовлетворив требования в полном объеме.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

    Судом установлено, что 23.09.2016 года Алесенко С.А. обратился в Администрацию Одинцовского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в аренду без проведения торгов.

    Письмом от 06.10.2016 г. заявителю отказано в предоставлении в аренду без проведения торгов спорного земельного участка, со ссылкой на статьи 39.6 и 39.16 Земельного кодекса РФ.

    По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

    Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

    Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

    Пункт 2 статьи 39.18 Кодекса устанавливает требования к извещению. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4). Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5).

    В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7).

    Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

    Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

    Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции со ссылкой на ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, установив, что на испрашиваемый истцом земельный участок имеются иные претенденты, пришел к правильному выводу о том, что администрацией правомерно принято решение о проведение торгов на право заключения договора аренды земельного участка.

Законом Московской области от 24 июля 2014 года № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», установлено, что реализация органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области. Таким уполномоченным органом в данной сфере является Министерство имущественных отношений Московской области.

    Исходя из системной взаимосвязи приведенных выше положений, с 01.01.2015 г. предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений Московской области.

    Таким образом, Администрация Одинцовского муниципального района, не получив согласия уполномоченного органа - Министерства имущественных отношений Московской области, не вправе распоряжаться данным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

    Кроме того, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что договор аренды должен быть заключен без проведения торгов на основании протокола № 104 от 06.06.2013 г., поскольку истец не представил суду доказательств, бесспорно свидетельствующих о невозможности заключения договора аренды без проведения торгов в срок до 01.01.2015 г. на основании протокола № 104 от 06.06.2013 г. исключительно по вине ответчика.

    

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов, изложенных судом в мотивировочной части решения, и не содержат правовых оснований для его отмены.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 22 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алесенко С. А. - без удовлетворения.

33-13981/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Алесенко С.А.
Ответчики
КУМИ Администрации Одинцовского района Московской области
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
10.05.2017[Гр.] Судебное заседание
06.06.2017[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.06.2017[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее