Петрозаводский городской суд РК
185910, г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
№12-178/15-24
Р Е Ш Е Н И Е
10 марта 2015 года
город Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых Маргарита Николаевна при секретаре МарковойА.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ленобщепит» на постановление заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД г.Петрозаводска УНД ГУ МЧС России по РК У. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Ленобщепит» (ООО «Ленобщепит», ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД г.Петрозаводска УНД ГУ МЧС России по РК У. № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ленобщепит» признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ч.4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить, прекратить производство по делу, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ОНД г. Петрозаводска в отношении ООО «Ленобщепит» была проведена внеплановая выездная проверка и выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время данный срок продлен до ДД.ММ.ГГГГ. При проведении проверки в ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ленобщепит» к административной ответственности за данные нарушения не привлекалось. Кроме того, часть нарушений требований пожарной безопасности могли образоваться в ходе повседневной деятельности кафе, а также при изменении объемно-планировочных решений в ходе перепланировки помещений кафе. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности возложена на директора ООО «Ленобщепит» Софронову Е.М. При проведении внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Ленобщепит» сотрудники управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Карелия не ознакомили уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц; не ознакомили с жалобой, на основании которой было принято решение о проведении внеплановой проверки, что является прямым нарушением ФЗ «О защите прав и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В судебном заседании представитель ООО «Ленобщепит» Григорян Н.В. доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель ГУ МЧС России по Республике Карелия Пушкаревич Н.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы не признал, пояснив, что в действиях ООО «Ленобщепит» усматриваются признаки состава административного правонарушения по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Заслушав участников процесса, исследовав доводы жалобы, проверив дело, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывается, что жалоба подана в соответствии с требованиями ст.30.3 КоАП РФ, срок обжалования не пропущен.
Частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно Своду правил СП 5.13130.2009 в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ" (п.13.3.2); точечные дымовые и тепловые пожарные извещатели следует устанавливать в каждом отсеке потолка шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами плит и т.п.), выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м. (п.13.3.8);
Пунктом 5.3 Свода правил СП 3.13130.2009 регламентированы требования к установке световых оповещателей "Выход".
В силу Свода правил СП 1.13130.2009 Спасение представляет собой вынужденное перемещение людей наружу при воздействии на них опасных факторов пожара или при возникновении непосредственной угрозы этого воздействия. Спасение осуществляется самостоятельно, с помощью пожарных подразделений или специально обученного персонала, в том числе с использованием спасательных средств, через эвакуационные и аварийные выходы (п.4.1.2); не менее двух эвакуационных выходов должны иметь: помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75 х 1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6 х 0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк - лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется; помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел. (п.4.2.1); ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел. (п.7.1.13); ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов в свету должна быть не менее 1,2 м для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 50 чел. (п.7.1.14).
В коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по [2], но не должна превышать 60 м. При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей; это требование не распространяется на поэтажные коридоры (холлы), устраиваемые в секциях зданий класса Ф1.3 между выходом из квартиры и выходом в лестничную клетку. (п.4.3.3).
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации определено, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов (подп.б п.36).
Основанием привлечения ООО «Ленобщепит» к административной ответственности явилось то, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении прокуратурой Республики Карелия с привлечением сотрудников ОНД г.Петрозаводска ГУ МЧС России по РК проверки в <данные изъяты> ООО «Ленобщепит» по <адрес> установлено, что ООО «Ленобщепит» нарушены обязательные требования пожарной безопасности, а именно:
–каждый отсек потолка коридора № 24 на первом этаже (в соответствии техническим паспортом на здание), ограниченный строительными конструкциями (перегородками), выступающими от потолка на расстояние 1,74 м оборудован одним пожарным извещателем;
–помещение раздевалки грузчиков, смонтированное в коридоре № 7 подвального этажа (в соответствии с техническим паспортом на здание), оборудовано одним пожарным извещателем;
–на первом этаже не над всеми эвакуационными выходами с этажа здания, а также не над всеми эвакуационными выходами, ведущими в безопасную зону, установлены световые оповещатели «Выход»;
–из подвального этажа отсутствуем эвакуационный выход;
–ширина эвакуационного выхода, ведущего из помещения № 6, 10 первого этаж; (в соответствии с техническим паспортом на здание) в коридор № 9, далее из коридора М 9 в коридор № 7, далее из коридора № 23 в коридор № 20 при числе эвакуирующихся более 50 человек менее 1,2 м (составляет соответственно 0,88 м, 0,95 м, 0,83 м.);
–ширина горизонтального участка пути эвакуации по коридору № 23 первого этажа (в соответствии с техническим паспортом на здание) менее 1,2 м при одностороннем расположении дверей, открывающихся из помещений в коридор № 23 (ширина коридора 1,57 м, ширина дверей 0,98 м.);
–путь эвакуации - коридор, состоящий из помещений № 7, 15, 23, 24 первого этажа, загроможден различными материалами, оборудованием, товаром.
Выявленные факты нарушений явились основанием для вынесения заместителем прокурора Республики Карелия Ш. постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Ленобщепит».
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Ленобщепит» заместителем главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителем начальника ОНД г.Петрозаводска УНД ГУ МЧС России по РК У. было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей за административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ООО «Ленобщепит» в совершении административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; письмом № от ДД.ММ.ГГГГ о результатах проверок соблюдения требований пожарной безопасности; сведениями о юридическом лице ООО «Ленобщепит»; копией устава ООО «Ленобщепит», и другими материалами дела об административном правонарушении.
Представленные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ООО «Ленобщепит» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены. Обоснованность привлечения Общества к административной ответственности сомнений не вызывает.
Таким образом, совершенное ООО «Ленобщепит» деяние правильно квалифицировано по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих за собой отмену постановления и прекращение производства по делу, не допущено.
Совершенное ООО «Ленобщепит» правонарушение посягает на общественные отношения в области пожарной безопасности, создает угрозу жизни и здоровью граждан, имеет место несколько подтвержденных материалами дела нарушений правил пожарной безопасности, в связи с чем основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности отсутствуют.
Доводы жалобы судьей не принимаются, так как противоречат действующему законодательству, опровергаются собранными по делу доказательствами, и не ставят под сомнение вину ООО «Ленобщепит» в совершении административных правонарушений.
Доводы заявителя о нарушении норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проведения прокурорской проверки суд признает необоснованными. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 указанного закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора). Поскольку в отношении ООО «Ленобщепит» была проведена именно прокурорская проверка, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе относительно предварительного уведомления проверяемого лица о проведении проверки, в данном случае применению не подлежат.
В отношении довода о том, что ответственность за выполнение требований пожарной безопасности возложена на директора ООО «Ленобщепит» С. следует отметить, что согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом административного органа в пределах его полномочий, правильно и с учетом имеющихся материалов и доказательств, назначенное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения и санкции статьи, является минимальным, в связи с чем правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г.Петрозаводска по пожарному надзору, заместителя начальника ОНД г.Петрозаводска УНД ГУ МЧС России по РК У. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по ч.4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Ленобщепит» оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Судья М.Н. Картавых