Дело № 5-93/2016
Сортавальский городской суд РК
г. Сортавала, ул. Лесная, 2
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
14 ноября 2016 года г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Серебряков Г.Г.,
при секретаре Балуевой О.И., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Ц., юридический адрес: <Адрес обезличен>, <Данные изъяты>, по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении Ц. ведущим специалистом отдела лицензирования Министерства образования Республики Карелия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, согласно которого Ц. грубо нарушил лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности.
В судебном заседании представитель Министерства образования Республики Карелия не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменное ходатайство, где просил дело рассматривать в его отсутствие, выразил согласие на назначение наказания в минимальном размере и применение ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Представитель Ц. Д. в судебном заседании пояснила, что недостатки, которые были выявлены в ходе проверки и указанные в акте имели место. В настоящее время юридическим лицом принимаются меры по их устранению. На сегодняшний день переоформлена лицензия, в приложении к которой указаны все помещения, где проводится образовательная деятельность; на все помещения получены акты-приемки нежилых помещений с указанием материального обеспечения; заключен договор на медицинское обслуживание с ГБУЗ «Сортавальская ЦРБ»; представлены справки об отсутствии судимостей на педагогов <Данные изъяты>; представлены документы об образовании педагога К.; назначена дата проведения аттестации педагога Ш. на соответствие ее занимаемой должности; заключен договор с МКОУ ДО «ИМЦ» на участие педагогов Ц. в ноябре 2016 года в курсах повышения квалификации по программе «Профессиональные компетентности педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС»; получено заключение о соответствии всех помещений требованиям пожарной безопасности; заключен договор с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» на проведение проверки помещений на соответствие санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам. Просила не назначать наказание в виде приостановлении деятельности. При назначении наказания в виде штрафа просила учесть тяжелое материальное положение юридического лица.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 Положения;
б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.
В соответствии с ч. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
ж) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
з) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
В силу статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. В силу п. 7 ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
В соответствии со ст. 331 Трудового Кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию.
Суд, заслушав представителя юридического лица, изучив материалы дела об административном правонарушении приходит к выводу о том, что юридическим лицом Ц. были нарушены установленные лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, установленные п.п. «а», «в», «д», «ж», «з» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (далее Положение). При проведении плановой выездной проверки было установлено, что в Ц. отсутствуют документы, указывающие на принадлежность на праве собственности или ином законном основании помещений, находящихся по адресам: <Адрес обезличен>; не подтверждено наличие материально-технического оснащения образовательной деятельности по всем адресам мест осуществления образовательной деятельности, кроме адреса: <Адрес обезличен>; не подтверждено создание условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ 29декабря2012года; к педагогической деятельности допущена Ш., уровень образования и квалификации которой не отвечают квалификационным требованиям по должности «Педагог дополнительного образования»; к педагогической деятельности допущены <Данные изъяты> без подтверждения сведений об имевшейся (имеющейся) судимости; педагогам дополнительного образования <Данные изъяты> не обеспечено получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; документально не подтверждено наличие образования у педагога дополнительного образования К.; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии зданий, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности по адресам мест осуществления образовательной деятельности: <Адрес обезличен>, отсутствует заключение о соответствии объектов защиты обязательным требованиям пожарной безопасности по адресам мест осуществления образовательной деятельности: <Адрес обезличен>
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении; копией лицензии <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, копией приказа о проведении плановой выездной проверки Ц. <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, актом проверки юридического лица специалистом Министерства образования Республики Карелия <Номер обезличен>-ЛК, справкой о кадровом обеспечении реализации образовательных программ и справкой о местах осуществления образовательной деятельности Ц. копиями договоров о безвозмездном пользовании нежилыми помещениями.
Действия Ц. суд квалифицирует по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Учитывая, что юридическим лицом допущено несколько грубых нарушений лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, в том числе связанных с обеспечением безопасности обучающихся, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.
Обстоятельств смягчающих либо отягчающих административную ответственность юридического лица не установлено.
Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в качестве наказания для юридических лиц предусматривает штраф или административное приостановление деятельности.
Учитывая, что по смыслу закона наказание в виде административного приостановления деятельности может быть назначено, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания суд считает, что достижение целей наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, а именно предупреждение совершения новых правонарушений возможно при назначении наказания в виде штрафа. При назначении наказания суд учитывает также характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица.
Ч. 3 ст. 19.20 КоАП предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая финансовое положение Ц., а также мнение представителя Министерства образования Республики Карелия, выраженное в письменном ходатайстве, обращенном в суд, судья считает возможным при назначении наказания применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ. При назначении наказания суд учитывает также положения ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ о том, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 ст. 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Издержки по делу отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо – Ц. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения копии настоящего постановления.
Судья Г.Г. Серебряков
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>
<Данные изъяты>