РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«09» января 2018 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Мельниковой О.А.,
при секретаре Арсеньевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-46/17 по иску С.С. к Администрации городского округа Самара об изменении вида разрешенного использования.
УСТАНОВИЛ:
Истец С.С. обратился в суд к Администрации городского округа Самара с иском об изменении вида разрешенного использования земельных участков, указав в обоснование заявленных требований на то, что является собственником земельных участков расположенных в <адрес> площадью 1341 кв.м, с кадастровым номером № и <адрес> площадью 906 кв.м, с кадастровым номером №, с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (далее земельные участки). В соответствии с картой правового зонирования на территории <адрес>, земельные участки были отнесены к зоне Ж-1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами и в соответствии с Заключением кадастрового инженера земельные участки полностью расположены в зоне Ж-1. Согласно Постановления Самарской Городской Думы от <дата> N 61 (ред. от <дата>) "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре" на территории <адрес> применительно к установленным территориальным зонам установлены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: а) основные виды разрешенного использования (ОВ), б) условно-разрешенные виды использования (УВ), в) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ВВ). Земельные участки с кадастровыми номерами № имеют разрешенный вид использования «для ведения личного подсобного хозяйства» и как следует из вышеуказанных Правил застройки и землепользования по установленному типу (зоны Ж-1)могут быть отнесены только к (ВВ) вспомогательным видам разрешенного использования, допустимых только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. На заявленных земельных участках размещены объекты придорожного сервиса, коммунального обслуживания: линии электропередач и уличного освещения, опоры ЛЭП, части трансформаторной подстанции, водопроводы и отводы канализационных стоков, объекты по оказанию услуг очистки и уборки объектов недвижимости, стоянки, гаражи, мастерские для обслуживания автомобилей и аварийной техники, размещены объекты капитального строительства - здания хозяйственных построек. Как следует из разъяснений, (письмо от <дата>. №-<адрес>) Минэкономразвития России, размещение и эксплуатация линейных объектов (кроме железнодорожных и автомобильных дорог федерального и регионального значения) следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования установленных классификатором, если нет прямого запрета федеральным законом. Размещение ЛЭП, подстанций и пр. возможно без отдельного указания вида разрешенного использования земельного участка, на котором размещены данные коммунальные объекты (не требует установления вида разрешенного использования с <адрес>Энергетика» и других). Истец обратился в Управление Росреестра по Самарской <адрес> с соответствующими заявлениями от <дата>. № № об изменении вида разрешенного использования земельных участков с вспомогательного вида использования (ВВ) для данной зоны (Ж-1) «для ведения личного подсобного хозяйства» на основной вид использования (ОВ) для зоны Ж-1 «Коммунальное обслуживание». По заявлению был получен ответ, что по сведениям, представленным в Росреестр от Департамента градостроительства г.о. Самара на часть земельных участков градостроительный регламент не распространяется, так как на них расположены линейные объекты коммунального обслуживания, изменение вида разрешенного использования возможно только в соответствии с федеральными законами. Ссылаясь на изложенное, просил суд принять решение по изменению вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в <адрес> площадью 1341 кв.м, с кадастровым номером № и <адрес> площадью 906 кв.м, с кадастровым номером № с размещенными на них объектами придорожного сервиса на «Коммунальное обслуживание».
В судебном заседании представитель истца по доверенности К.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным выше доводам.
Представитель ответчика – Администрации г.о. Самара, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Представлен отзыв на иск, согласно которому просят в иске отказать. Поясняют, что на часть земельных участков истца действие градостроительного регламента не распространяется. В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Градостроительное законодательство предусматривает для обоснования предложений по пространственному развитию части муниципального образования такой механизм, как разработка и утверждение в установленном порядке документации по планировке территории, которая может служить обоснованием для внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования. В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств. Однако от заявителя в органы местного самоуправления не поступала соответствующая заявка на разрешение разработки документации по планировки территории, частью которой является спорные земельные участки. Как определено в части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ). Нормами Градостроительного кодекса РФ допускается возможность внесения изменений в генеральный план, а также правила землепользования и застройки поселений в случаях поступления в органы местного управления соответствующих обращений. Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (подпункт 2 пункта 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ). Таким образом, истец вправе обратиться в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе городского округа Самара с заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от <дата> №, в целях установления вида разрешенного использования указанных земельных участков. Между тем, ни указанной нормой гражданского законодательства, ни иными нормативно-правовыми актами возможность присвоения земельному участку, на который действия градостроительного регламента не распространяются, вида разрешенного использования в судебном порядке не предусмотрена. Просили в иске отказать.
Представители третьих лиц – Администрации Куйбышевского внутригородского района <адрес>, Управления Росреестра по Самарской <адрес> в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 7 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 2,3 статьи 37 Градостроительного кодекса применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение вида разрешенного использования на не предусмотренный градостроительным регламентом, возможно только посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки в порядке, установленном ст.ст. 31,32 Градостроительного кодекса РФ.
Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки в соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ являются, в том числе, предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, поданные физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Кроме того, согласно ст. 4 Федерального закона от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Согласно пункту 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельных участков, расположенных в <адрес> площадью 1341 кв.м, с кадастровым номером № и <адрес> площадью 906 кв.м, с кадастровым номером № с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства» (далее земельные участки).
В соответствии с картой правового зонирования на территории <адрес>, земельные участки были отнесены к зоне Ж-1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами и в соответствии с Заключением кадастрового инженера земельные участки полностью расположены в зоне Ж-1.
Статьей 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
С целью изменения вида разрешенного использования указанных земельных участков истец обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанных земельных участков с «для ведения личного подсобного хозяйства» на «коммунальное обслуживание».
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской <адрес> было принято решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений, в связи с тем, что на часть земельных участков действие градостроительного регламента не распространяется.
Указанные земельные участки, согласно Карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Городской Думы от <дата> № (далее - Правила), частично находятся в зоне Ж-1- зона малоэтажной жилой застройки. Часть земельных участков принадлежат территории общего пользования (красные линии <адрес> флота).
На земельные участки в границах территорий общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется (пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках природных объектов в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования. В частности, к таким территориям относятся площади, улицы, автомобильные дороги и проезды.
На основании статьи 4 Закона о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний.
Как определено в части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
Нормами Градостроительного кодекса РФ допускается возможность внесения изменений в генеральный план, а также правила землепользования и застройки поселений в случаях поступления в органы местного управления соответствующих обращений.
Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (подпункт 2 пункта 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с вышеизложенными нормами права, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку итоговое решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается главой местной администрации, судебный орган не вправе предрешать существо данного решения, которое должно быть принято на основании соответствующих рекомендаций комиссии, составленной по результатам заключения о результатах публичных слушаний, а также обязывать органы государственной власти и местного самоуправления, совершать какие-либо действия, направленные на установление либо изменение вида разрешенного использования земельного участка. Изменение разрешенного использования земельного участка в судебном порядке недопустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований С.С. к Администрации городского округа Самара об изменении вида разрешенного использования, отказать.
Решение может быть обжаловано Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.А.Мельникова
Мотивированное решение изготовлено 15.01.2018
Судья: О.А.Мельникова