Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2014 года.
Гражданское дело № 2-3647/2014.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2014 года |
город Екатеринбург |
Октябрьский районный суд города Екатеринбург Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Дряхловой Ю.А.,
при секретаре ФИО5,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика - Государственного Учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга о восстановлении срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего. В обоснование своих требований указала, что после смерти супруга ФИО1, умершего 09.05.2008, на его индивидуальном лицевом счете остались средства пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Истец не обращалась в территориальный пенсионный орган за выплатой ей указанных средств как правопреемнику умершего, так как УПФР в Октябрьском районе города Екатеринбурга не известило ее о правах на получение выплат и о порядке их получения. С учетом изложенного просила восстановить пропущенный по уважительной причине срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений.
В судебном заседании истец ФИО2 поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее муж ФИО1, который был застрахован в органах Пенсионного Фонда Российской Федерации, за него осуществлялась уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и соответственно, сформировались пенсионные накопления. Она является правопреемником умершего лица и имеет право на получение средств пенсионных накоплений. Однако до настоящего времени она не смогла получить данные пенсионные накопления, поскольку не знала о возможности их получения, кроме того пенсионный фонд ее не уведомил о том, что она имеет право на пенсионные накопления и о порядке их оформления. ДД.ММ.ГГГГ между ее супругом ФИО1 и Некоммерческой организацией «Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» (далее – НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ») был заключен договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом. Когда муж умер, она сообщила об этом в НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ». Более никаких действий не совершала. Указанный договор хранился дома, но она его не читала. Исковые требования заявлены к УПФР в Октябрьском районе города Екатеринбурга, поскольку на сегодняшний день денежные средства пенсионных накоплений ее супруга переданы Ответчику. Пенсионные накопления в размере 16 тыс. рублей являются для нее значительной суммой, и она хотела бы ее получить. С учетом изложенного, просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Октябрьском районе г. Екатеринбурга Свердловской области ФИО6 в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что истец не обращалась с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в октябрьском районе города Екатеринбурга, решение об отказе в выплате средств пенсионных накоплений не выносилось. Доводы истца о том, что территориальный орган пенсионного фонда ее своевременно не уведомил о праве на получение пенсионных накоплений не может быть признан состоятельным, поскольку застрахованное лицо – ФИО1 – в УПФР в Октябрьском районе города Екатеринбурга не подавал заявление о распределении средств пенсионных накоплений об определении лиц, которым в случае его смерти может быть произведена выплата средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета. Соответственно Управление о наличие правопреемника в лице ФИО2 уведомлено не было. Кроме того, довод истца о том, что она не знала о возможности обращения за накоплениями, также не может быть принят как уважительная причина, поскольку нормативно-правовые акты, регулирующие указанный вопрос, находятся в открытом доступе, у Истца не имелось препятствий для изучения указанных документов. ФИО1 заключил договор обязательного пенсионного страхования с НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРНТ». На момент смерти застрахованного лица денежные средства накоплений находились в данной организации. ФИО2 в НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» не обращалась по неизвестным причинам. Хотя на руках у истца имелся договор об обязательном пенсионном страховании, в котором прописан порядок получения пенсионных накоплений в случае смерти застрахованного лица. С учетом указанных обстоятельств, у УПФР в Октябрьском районе города Екатеринбурга отсутствовали обязательства по извещению ФИО2 Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности, установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в случае смерти застрахованного лица, то есть лица, на которое распространялось обязательное пенсионное страхование и за которое уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии (мужчины и женщины 1967 года рождения, и моложе, а также мужчины, 1953 года рождения, и женщины, 1957 года рождения - за период с 2002 по 2005), правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляются выплаты средств пенсионных накоплений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти № ******, выданное отделом ЗАГСа Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Свердловской области Российской Федерации 12.05.2008), являлся застрахованным лицом, то есть лицом, на которое распространялось обязательное пенсионное страхование и за которое уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. После его смерти наследником (правопреемником) является его жена ФИО2 (свидетельство о рождении № ******, выданное ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС Октябрьского РИКА г. Свердловска).
Обстоятельством, имеющим значение для дела, является уважительность причин пропуска срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, сам размер таких накоплений, учтенных на индивидуальном лицевом счете умершего застрахованного лица, юридического значения для дела не имеет.
В судебном заседании установлено, что между ФИО1 и НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом № ******. Согласно п.2 указанного договора, Фонд в соответствии с настоящим договором обязуется осуществлять деятельность страховщика по обязательном пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату застрахованному лицу. В соответствии с п.25 договора в случае если смерть застрахованного лица наступит до назначения ему накопительной части трудовой пенсии или до перерасчета накопительной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства пенсионных накоплений следует выплатить правопреемникам застрахованного лица.
В силу абз. 1 и 2 пункта 7 раздела I Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства от 3 ноября 2007 г. N 742 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 635, распространяющейся на правоотношения, возникшие до 1 июля 2012 года), фонд, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии умершего застрахованного лица.
Извещение правопреемников по договору (заявлению) осуществляется не позднее 2 месяцев с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица, путем направления уведомления о прекращении договора об обязательном пенсионном страховании в связи со смертью застрахованного лица и о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии умершего застрахованного лица, по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Вместе с тем, строка «правопреемники» в договоре об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом № ****** не заполнена. ФИО2 в качестве правопреемника не указана. В этом же пункте содержится указание, что в случае отсутствия в настоящем договоре данных о правопреемниках выплата средств пенсионных накоплений производится родственником умершего застрахованного лица. Указанный договор находился у истицы на руках. Содержание договора читаемо. Вместе с тем, за выплатой средств пенсионных накоплений Истец ни в УПФР в Октябрьском районе города Екатеринбурга, ни в НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» не обращалась.
Таким образом о своем праве на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица ФИО2, при должной осмотрительности, должна была узнать в 2008 году, однако с соответствующим заявлением обратилась лишь в 2014 году.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность. Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит, поэтому вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
ФИО2 не представлено суду ни одного доказательства, подтверждающего уважительность причины пропуска срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений.
Кроме того, ФИО1 на момент смерти заключил договор об обязательном пенсионном страховании с НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», средства пенсионных накоплений находились у третьего лица, соответственно возможность и обязанность по извещению правопреемников умершего лица о получении средств пенсионных накоплений у УПФР в Октябрьском районе города Екатеринбурга, отсутствовала.
Представителем ответчика в судебном заседании заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
В силу положений ст. ст. 195, 196, 197 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, и общий срок исковой давности устанавливается в три года, и для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Пункт 2 ст. 199 ГК РФ устанавливает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, договор об обязательном пенсионном обеспечении с НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», в котором разъяснен порядок обращения за средствами пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, находился у истца, соответственно ДД.ММ.ГГГГ истец должна была узнать о своих правах на получение указанных денежных сумм. Исходя из норм гражданского законодательства срок исковой давности истек – ДД.ММ.ГГГГ, тогда как истец обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока исковой давности.
С учетом изложенного, требования Истца о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░