Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1097/2021 ~ М-849/2021 от 25.06.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чапаевск Самарской области                                         09 июля 2021года

              Чапаевский городской суд Самарской области в составе:

                   председательствующего судьи          Канафьевой Н.П.,

                   при секретаре                                      Марковой Ю.В.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда административное дело № 2а-1097/20 по административному исковому заявлению Администрации городского округа Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, ОСП г.Чапаевска УФССП по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

         Администрация городского округа Чапаевск обратилась в Чапаевский городской суд с административным исковым к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <Адрес обезличен>, ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

         В обоснование административного иска административный истец указал, что Административный истец является должником по исполнительному производству от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>., выданного Чапаевским городским судом о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в пользу ФИО2.

<Дата обезличена> административным ответчиком вынесено постановление <Номер обезличен> о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере <Данные изъяты>

В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от <Дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Федеральный закон N 229-ФЗ) срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из части 1 статьи 112 указанного Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.

При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от <Дата обезличена> N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Администрация городского округа Чапаеве к реально исполнить решение суда не могла вследствие объективных причин, вызванным не только отсутствием финансирования в необходимом объеме, но и тем, что исполнение решения суда, связанного с приобретением жилого помещения, возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от <Дата обезличена> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что в свою очередь требует значительною времени, при этом, должником предпринимались все зависящие от пего меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>» (далее - Закон <Номер обезличен>-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <Адрес обезличен> наделены отдельными государственными полномочиями <Адрес обезличен> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (ст. 2 Закона <Номер обезличен>-ГД). То есть исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.

После вынесения судом решения о предоставлении жилого помещения ФИО2 администрация городского округа Чапаевск обращалась с письмами о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе для исполнения решения суда в отношении ФИО2, поскольку выделенных денежных средств из бюджета <Адрес обезличен> оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией городского округа Чапаеве к переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц.

После вручения постановления о возбуждении исполнительного производства, администрация городского округа Чапаевск обращалась в суд заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Перечисленные в 2020 году субвенции на приобретение жилых помещений израсходованы в полном объеме (предоставлены 26 жилых помещений детям-с и ротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа).

<Дата обезличена> между администрацией г.о. Чапаевск и Министерством социально-демографической и семейной политики <Адрес обезличен> заключено соглашение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении субвенции на приобретение трех жилых помещений детям – сиротам.

<Дата обезличена> между администрацией г.о. Чапаевск и Министерством социально-демографической и семейной политики <Адрес обезличен> заключено соглашение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении субвенции на приобретение 19 жилых помещений детям – сиротам.

Согласно заключенным соглашения муниципалитет обязуется использовать субсидии по целевому назначению на 2021 год – срок до <Дата обезличена>.

ФИО2 будет предоставлено жилое помещение в срок до <Дата обезличена>.

Таким образом, отсутствует виновное противоправное бездействия должника администрации городского округа Чапаевск в неисполнении решения суда в установленный срок.

Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

            Представители административных ответчиков –Управления Федеральной службы судебных приставов по <Адрес обезличен> и ОСП <Адрес обезличен> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление заявлению Администрации городского округа Чапаевск к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <Адрес обезличен>, ОСП <Адрес обезличен> УФССП по <Адрес обезличен> об освобождении от взыскания исполнительского сбора в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Административный истец является должником по исполнительному производству от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа ФС <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Чапаевским городским судом о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в пользу ФИО2.

25.05.2021г. административным ответчиком вынесено постановление <Номер обезличен> о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000руб.

В соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от <Дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту -Федеральный закон N 229-ФЗ) срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из части 1 статьи 112 указанного Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.

При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от <Дата обезличена> N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Администрация городского округа Чапаевск к реально исполнить решение суда не могла вследствие объективных причин, вызванным не только отсутствием финансирования в необходимом объеме, но и тем, что исполнение решения суда, связанного с приобретением жилого помещения, возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от <Дата обезличена> N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что в свою очередь требует значительною времени, при этом, должником предпринимались все зависящие от пего меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

В соответствии с <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>» (далее - Закон <Номер обезличен>-ГД) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <Адрес обезличен> наделены отдельными государственными полномочиями <Адрес обезличен> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Финансовое обеспечение данных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (ст. 2 Закона <Номер обезличен>-ГД). То есть исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.

После вынесения судом решения о предоставлении жилого помещения ФИО2 администрация городского округа Чапаевск обращалась с письмами о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в том числе для исполнения решения суда в отношении ФИО2, поскольку выделенных денежных средств из бюджета <Адрес обезличен> оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией городского округа Чапаеве к переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц.

После вручения постановления о возбуждении исполнительного производства, администрация городского округа Чапаевск обращалась в суд заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Перечисленные в 2020 году субвенции на приобретение жилых помещений израсходованы в полном объеме (предоставлены 26 жилых помещений детям-с и ротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа).

<Дата обезличена> между администрацией г.о. Чапаевск и Министерством социально-демографической и семейной политики <Адрес обезличен> заключено соглашение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении субвенции на приобретение трех жилых помещений детям – сиротам.

<Дата обезличена> между администрацией г.о. Чапаевск и Министерством социально-демографической и семейной политики <Адрес обезличен> заключено соглашение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о предоставлении субвенции на приобретение 19 жилых помещений детям – сиротам.

Согласно заключенным соглашения муниципалитет обязуется использовать субсидии по целевому назначению на 2021 год – срок до <Дата обезличена>.

ФИО2 будет предоставлено жилое помещение в срок до <Дата обезличена>.

Таким образом, отсутствует виновное противоправное бездействия должника администрации городского округа Чапаевск в неисполнении решения суда в установленный срок.

         Судом установлено, что при принятии постановления о взыскании исполнительского сбора административным ответчиком были учтены все существенные обстоятельства.

Доказательств, свидетельствующих о наличии у должника прав требования предоставления льготы по уплате исполнительского сбора, освобождении от его уплаты, материалы дела не содержат.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 121 Федерального закона от <Дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В силу части 1 статьи 105 Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статья 112 Закона определяет понятие исполнительского сбора и порядок его наложения.

Согласно части 1 статьи 112 Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

В случае наделения органов местного самоуправления указанным государственным полномочием, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальные образования как на собственников соответствующего жилищного фонда возлагается обязанность по содержанию этих помещений и управлению ими.

В соответствии со ст. <Адрес обезличен> от 28.12.2012г. <Номер обезличен>-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен>» органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтено, что процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует значительных временных затрат и соблюдения требований закона по порядку приобретения жилья.

На основании изложенного, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <Адрес обезличен> специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда, невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Принимая во внимание, что финансирование администрации г.о. Чапаевск осуществляется за счет средств областного бюджета <Адрес обезличен>, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решений суда, суд приходит в выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

При таких обстоятельствах, с учетом характера правонарушения, степени вины правонарушителя, наличия существенных обстоятельства для неисполнения в срок исполнительного документа, суд считает, что требования администрации г.о. Чапаевск об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава- исполнителя от <Дата обезличена> <Номер обезличен> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, ст. 112 Федерального закона от <Дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Освободить администрацию городского округа Чапаевск от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в размере 50 000 рублей.

        Копию настоящего решения направить лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня со дня окончания судебного разбирательства.

        Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

               Судья                                 Канафьева Н.П.

2а-1097/2021 ~ М-849/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.о. Чапаевск
Ответчики
ОСП г.о. Чапаевск
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Канафьева Н. П.
Дело на странице суда
chapaevsky--sam.sudrf.ru
25.06.2021Регистрация административного искового заявления
25.06.2021Передача материалов судье
28.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.07.2021Предварительное судебное заседание
09.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2021Дело оформлено
16.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее